Вопросы эффективного использования средств на подготовку кадров в системе образования
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье изложены теоретико-методологические принципы управления образовательными расходами.
Ключевые слова: управление, образование, эффективность, расходы образовательных учреждений, теоретико-методологические принципы
Наука и образование являются одними из важнейших факторов ускорения общественного развития. В настоящие время расходы на образование составляют примерно 25% от общей суммы государственного бюджета Азербайджана. Поэтому эффективное использование образовательных расходов имеет общенародное значение, а исследование вопросы, связанные с наиболее эффективным использованием образовательных расходов, приобретают особую актуальность.
При планировании эффективности использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо учесть требования, перечисленные ниже, сформулированные как основные теоретико-методологические принципы управления образовательными расходами. Эти требования могут быть сгруппированы следующим образом.
Принципы управления образовательными расходами
Маркетинговый анализ потребностей и наличия кадров в системе образования
Мировая практика показывает, что целесообразно начинать перестройку организационной структуры управления системой образования с усиления роли местных исполнительных органов власти и образовательных учреждений. Маркетинговые исследования позволяют определит спрос и предложение кадров на образовательных рынках. На основе маркетинговых исследований разрабатывается концепция и стратегия подготовки, переподготовки, распределения, размещения и наиболее эффективного использования кадров для различных отраслей производства, а также сферы услуг.
Научный подход
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо учесть основные требования объективных экономических законов, отражающих причинно-следственные связи между социально-экономическими процессами и событиями в системе образовании.
Системный подход
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо рассмотреть объекты по подготовке кадров в системе образования, подходя к ней как кибернетической системе. При этом необходимо учесть все основные свойства кибернетической системы, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Влияние на какой-либо элемент вызывает изменение во всех других элементах системы в разной степени.
Параметры отдельных элементов не совпадают с параметрами целостной системы. Параметры отдельных элементов системы образования не совпадают с параметрами целостной системы, эффективность которой зависит от эффективности ее отдельных элементов.
Комплексный подход
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо учесть ряд комплексных факторов: технико-тех нологических, организационных, идейно-воспитательных, психологических, физиологических, социальных, экологических и экономических.
Экономичность
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо учесть наиболее эффективное использование ресурсов: природных, материально-технических, энергетических, трудовых и финансовых (включая годовые суммы краткосрочных и долгосрочных кредитов) при соблюдении режима экономии.
Сочетание отраслевых и территориальных принципов управления системами подготовки кадров
Направлено на наиболее эффективное использование ресурсов, находящиеся в распоряжении образовательных учреждений.
Оптимальность
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо учесть многовариантность освоения и использования этих средств, а также ресурсов, находящихся в распоряжении образовательных учреждений. При этом возникает необходимость в выборе (по заранее выбранному критерию) из многочисленных вариантов самого лучшего, то есть оптимального варианта. Выбор оптимального варианта основан на моделировании использования средств, выделенных на подготовку кадров, с последующей реализацией такой модели на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Сочетание личных, коллективных и общегосударственных интересов
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо обеспечить сочетание личных, коллективных и общегосударственных интересов при критерии общенародного (государственного) интереса.
Эффективность
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо обеспечить эффективность выбранного варианта использования этих средств, а также ресурсов, находящиеся в распоряжении образовательных учреждений. Поэтому при каждом конкретном случае необходимо предварительное экономическое обоснование выбранного варианта (по общеизвестной методике) освоения средств, выделенных на подготовку кадров, и наиболее эффективное использование всех ресурсов, находящиеся в распоряжении образовательных учреждений.
Рациональное использование средств, выделенных на подготовку кадров Для эффективного использования материальных ресурсов, находящихся в распоряжении образовательных учреждений, необходимо широко использовать опыт работы высокорентабельных местных и зарубежных образовательных учреждений по наиболее эффективному использованию средств и ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность образовательных учреждений.
Контроль и проверка эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров
Необходимо осуществлять контроль по эффективному использованию образовательных расходов и внедрению режима экономии, а также проверку расходов. Сегодня эти функции осуществляет специальная комиссия, созданная при Министерстве образования Республики.
Материальное и моральное стимулирование труда
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров, необходимо обеспечить материальное и моральное стимулирование труда учителей и научно-педагогических кадров. Материальная заинтересованность достигается наиболее обоснованным выбором формы и системы заработной платы, совершенствованием элементов тарифной системы заработной платы, а также широким внедрением системы премирования. Моральная заинтересованность достигается присвоением заслуженных имен и объявлениям благодарностей, а также включением имен передовиков в книгу почета и помещением их на доску почета образовательных учреждений.
Экологичность и охрана окружающей среды
При планировании и организации эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров в образовательных учреждениях, необходимо разработать комплексные мероприятия, обеспечивающие экологическую эффективности и охрану окружающей среды, а также обеспечить внедрение запланированного.
Экономическая безопасность образовательных учреждений
Экономическая безопасность образовательных учреждений достигается, прежде всего, сочетанием личных, коллективных и общенародных интересов с последующей реализацией потенциальных возможностей повышения эффективности всесторонней деятельности образовательных учреждений при соблюдение режима экономии, а также эффективного использования природных, материально-технических, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, находящиеся в распоряжении образовательных учреждений.
Прогрессивность стандартов, норм и нормативов, используемых образовательными учреждениями
Необходимо периодически осуществлять диагностику стандартов и нормативов, применяемых образовательными учреждениями, на предмет их соответствия Международным стандартам. На основе Международных стандартов и утвержденного законодательства разрабатываются учебные планы подготовки кадров, а также учебно-методические материалы.
Обеспечение социальной справедливости
Этот аспект связан с удовлетворением материальных и моральных потребностей каждого сотрудника и в целом научно-педагогического коллектива.
Широкое использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением.
Заключение
Полная реализация выше указанных принципов возможна в результате применения методов оптимизации эффективного использования средств и ресурсов, выделяемых на подготовку кадров с учетом источников финансирования.
Источники:
2. Джумшудов С.Г., Дадашов А.А. Основные методологические принципы эффективного использования расходов на подготовку кадров в системе образования // Материалы республиканской научной конференции «Проблемы и перспективы образования взрослых в современных условиях». – Баку, 2009. – С. 191–196.
3. Дадашов А.А..Основные принципы эффективного использования средств, выделенных на подготовку кадров в системе образования // Вопросы экономических наук. – 2009. – №6 (39). – С. 34–36.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 04:31:12