Негосударственные и государственные вузы: конкуренция в неравных условиях

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савзиханова С.Э. Негосударственные и государственные вузы: конкуренция в неравных условиях // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 104-107.

Аннотация:
В статье доказывается необходимость формирования цивилизованной добросовестной конкурентной среды в сфере высшего образования, что возможно при создании одинаковых условий для государственных и негосударственных вузов, установлении для них одинаковых прав и обязанностей, одинаковых льгот и равного доступа к бюджетным средствам на конкурсной основе.

Ключевые слова: образование, конкуренция, услуга, сетевая среда



В России пока что система высшего образования не адаптирована к рыночным условиям и не сформирована конкурентная среда в этой сфере. Поэтому в настоящее время весьма актуальной для России является именно формирование цивилизованной добросовестной конкурентной среды в сфере высшего образования.

При этом важно создать одинаковые условия для государственных и негосударственных вузов, то есть они должны иметь одинаковые права и обязанности, одинаковые льготы и равный доступ к бюджетным средствам на конкурсной основе [1].

Государственные вузы: платное обучение, льготы и коррупция

Проблему качества в сфере высшего образования руководители ведомства и государственных вузов довольно часто пытаются свести к проблеме в негосударственных вузах и филиалах вузов. Такой подход не отражает реальную действительность. В государственных вузах имеются свои и достаточно серьезные проблемы.

Это, прежде всего – отсутствие у преподавателей должной мотивации к обеспечению необходимого уровня качества и наличие высокого уровня коррупции. Внедрение современных образовательных информационно-коммуникационных технологий в государственных вузах носит скорее не системный, а эпизодический характер. В государственных вузах уровень коррупции достигает критической отметки, и система управления дает сбои. Государственные вузы ужесточили проходную систему, и представители институтов гражданского общества практически не имеют возможность прохождения на территорию вуза для оценки ситуации или разбирательства по жалобе. Таким образом, имеющаяся незначительная возможность участия общества в деятельности вуза тоже потеряна.

В государственных вузах больше половины студентов обучаются на условиях полного возмещения затрат.

Для обучения на бюджетной основе в 2009 году принято 41%, то есть количество студентов этой категории уменьшается. Из общего количества выпускников государственных вузов меньше половины только обучались за счет государства. Поскольку ежегодно количество студентов в государственных вузах растет, то для того, чтобы определить перспективу в этом плане, рассмотрим наличие в распоряжении государственных вузов помещений (см. табл. ниже).

Таблица

Наличие и использование зданий государственныхобразовательных учреждений ВПО РФ [2]

Как видно из этой таблицы ежегодно имеется определенный рост площадей зданий, однако показатель количества учебных площадей, приходящихся на одного студента, существенно снижается. При этом возникает еще один серьезный вопрос: как государственные вузы, не имея необходимого количества площадей учебных помещений, проходят лицензирование, аттестацию и аккредитацию?

Конкуренция или дискриминация?

Государственные вузы имеют достаточно серьезное бюджетное финансирование и пользуются существенными налоговыми льготами. Это все ставит их в привилегированное положение по сравнению с негосударственными вузами. Государство тратит огромные средства на содержание ведомственных структур, призванных обеспечивать деятельность государственных вузов.

В сложившейся ситуации, когда государственные вузы оказывают услуги (платные), то система государственных вузов как целое является участником рынка образовательных услуг. В этом случае получается, что негосударственным вузам с их весьма ограниченными возможностями противостоит государственная система образования, которая неизмеримо превосходит по своим финансовым и имущественным возможностям всю их совокупность. Получается, что конкурируют две системы образования – государственная и негосударственная. С другой стороны, согласно пунктам «с» и «ж» статьи 71 Конституции РФ, в ведении государства находится установление политики в области социального развития, в том числе и образовательной политики, а также «правовых основ единичного рынка». Таким образом, государство выступает одновременно и игроком и регулятором рынка. В этом случае сложно говорить о свободном рынке или свободной конкуренции.

Быстрый рост негосударственного сектора ВПО решал весьма нетривиальную социальную задачу: в условиях резкого снижения территориальной мобильности молодежи высшее образование «пошло» к потребителю, создавая или расширяя сеть высшей школы в регионах. Кроме того, это позволило избежать серьезного социального напряжения, связанного с резким ростом количества безработных, так как студенты, которые учатся в этих вузах, оказались бы на улице. Таким образом, негосударственные вузы сыграли достаточно серьезную роль в развитии образования в России.

Негосударственным и государственным вузам – равные права!

Многие негосударственные вузы за небольшой период времени их развития сумели создать хорошую материально-техническую базу и достаточно профессиональный коллектив. Они сумели организовать на достаточно высоком уровне образовательный процесс. Однако есть и негосударственные вузы, которые не имеют необходимой материально-технической базы, достаточного количества высококвалифицированных (остепененных) преподавателей, не используют современные инновационные и информационно-коммуникационные образовательные технологии и не организовывают образовательный процесс на должном уровне. Очень мало негосударственных вузов могут считаться исследовательскими или инновационными. Слабо проводится политика интеграции этих вузов с наукой и бизнесом.

Есть много и других недостатков, однако это не дает основания для того, чтобы «задушить» негосударственные вузы. Необходимо учитывать, что они наряду с недостатками имеют много положительного и могут сыграть незаменимую роль в развитии сферы высшего образования в условиях рынка.

Негосударственные вузы развивались в очень тяжелых и неравных условиях. Государство не выполнило свои обещания о создании негосударственным вузам равные с государственными вузами условия. Если государственный вуз открывает новую специальность, то студенты до наступления срока аккредитации этой специальности имеют право на отсрочку от призыва в армию. При такой же ситуации студенты негосударственных вузов такого право не имеют.

Подобных примеров можно привести достаточно: декларировалось, что бюджетное финансирование будут получать на конкурсной основе все аккредитированные вузы, однако это на практике не реализуется. Кроме того, государство не способствует созданию положительного имиджа негосударственным вузам.

Если бы негосударственные вузы имели равные условия с государственными вузами, то они развивались бы гораздо более быстрыми темпами. Считаем, что в самое ближайшее время государство должно устранить имеющую место несправедливость и установить равные права и ответственность для негосударственных и государственных вузов.

Перспективы

Таким образом, когда будет создана конкурентная среда и начнут работать механизмы рыночного регулирования, вузы, вне зависимости от их формы собственности, не способные конкурировать на этом рынке, вынуждены будут выходить из игры и при этом отпадает необходимость оптимизации количества вузов административными методами.

Создание условий для горизонтальной интеграции негосударственных вузов на основе сетевых технологий позволит решить многие проблемы. Это позволит им интегрироваться с наукой, бизнесом и обществом, а также сформировать инфраструктуру инновационного развития. Учитывая, что негосударственные вузы более адаптированы к современным рыночным условиям и поворотливы, можно полагать, что они быстрее, чем государственные вузы сумеют использовать возможности сетевого взаимодействия для развития научной, инновационной и образовательной деятельности.


Источники:

1. Лукашенко М. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2006. – №9.
2. О состоянии образования в Российской Федерации // Статистический бюллетень. – 2008. – №21(75). – С. 115–125.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:44:27