Новые задачи исследования проблем реформирования интегрированных производственных структур в естественно-монопольном секторе экономики
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ильин В.А. Новые задачи исследования проблем реформирования интегрированных производственных структур в естественно-монопольном секторе экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 82-87.
Аннотация:
Автор проводит идею о том, что осуществляемые реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий в течение длительного времени не приносят каких-либо положительных результатов для потребителей их услуг. В большой мере это связано с отсутствием глубоких научно-методических разработок, обобщающих лучшую мировую и отечественную практику решения подобных проблем.
Ключевые слова: холдинг, организация, методика, критерии, научные исследования и разработки, эффективность деятельности, естественная монополия, интегрированные производственные компании
Структурные изменения в экономике, вызванные известными политическими событиями 1990-х годов, трансформация концепции социально-экономического развития страны потребовали поиска новых организационных решений, направленных на стабилизацию производственной деятельности и компенсацию потерь, обусловленных значительным сокращением, а в ряде случаев и утратой, части промышленного потенциала. Масштабное разгосударствление собственности, проведенное, как сегодня становится очевидным, с серьезными ошибками и промахами, способствовало нарастанию изоляции вновь образованных акционерных обществ, разрушению сложившихся организационных альянсов (ПО, НПО, тресты, территориально-производственные объединения и другие). Поэтому, после окончания эйфории, вызванной приватизацией государственной собственности, рациональные хозяйственники начали ускоренный поиск способов выстраивания отношений с партнерами и контрагентами на новых основаниях, отвечающих современным реалиям.
Так, в нефтяной отрасли был сформирован ряд вертикально-интегрированных компаний («ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз»), объединивших в своем составе предприятия, охватывающие все стадии технологического процесса: от геологоразведки до реализации нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Созданы крупные холдинговые компании в отраслях машиностроения («Русские машины», «Объединенные машиностроительные заводы», «ЧТПЗ», «Объединенная авиастроительная корпорация»); металлургии («Русал», «Норильский никель», «Северсталь», «НЛМК»); строительстве («Группа ПИК», «СУ 155», «MIRAX GROUP»). Образованы диверсифицированные холдинговые компании («Система», «Интеррос», «Ренова»).
За короткий исторический период подобные интегрированные компании глубоко овладели современным инструментарием решения организационно-управленческих задач, о чем свидетельствуют широко освещаемые в прессе факты слияний и поглощений, приобретения активов, выхода на IPO1, создания международных альянсов и т.д. Известны и результаты деятельности ведущих корпораций страны, ежегодно публикуемые журналом «Форбс» и другими рейтинговыми изданиями и агентствами.
Российские крупнейшие интегрированные структуры
Очевидно, что успехи отечественных интегрированных компаний, занимающих в рейтингах первые места по своей капитализации, нельзя объяснить исключительно особенностями периода первоначального накопления капитала, удачно сложившегося для их владельцев и руководителей. Не последнюю роль здесь сыграло успешное использование новых организационно-экономических и управленческих технологий, выстраивание современных принципов работы, смена образа мышления менеджмента и персонала компаний.
Особое место среди крупнейших интегрированных структур принадлежит компаниям, работающим в сфере естественных монополий: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и бывшее РАО «ЕЭС». Учитывая стратегический характер названных отраслей, законодатель воздержался от поспешности в деле их реформирования. В настоящее время только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС» – подвергнута глубокой реструктуризации путем выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний.
Согласно Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте [2] завершается третий этап преобразований в системе ОАО «РЖД», основное содержание которого сводится к привлечению инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО «РЖД», и других акционерных обществ, созданных в отрасли с участием государственного капитала.
Наиболее медленными темпами происходит реформирование газовой отрасли. Полностью разделяя целесообразность поэтапного реформирования интегрированных структур, работающих в естественно-монопольных сферах, следует отметить, что эти компании, в силу ряда причин, прежде всего, связанных с их особым статусом, значительно отстают от конкурентного сектора экономики в вопросах применения современных организационно-экономических решений; отличаются высокой инерцией в хозяйственной деятельности, а также неудовлетворительными результатами работы, которые непосредственным образом сказываются на эффективности остальных отраслей экономики.
Сохраняется перекрестное субсидирование грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, приводящее к внерыночному распределению доходов между хозяйствующими субъектами и удорожанию продукции промышленности и сельского хозяйства. Монопольное распоряжение одновременно объектами и добычи и транспортировки газа препятствует разработке новых месторождений альтернативными Газпрому компаниями в силу ограничений доступа к транспортным артериям, что в итоге влечет за собой повышение тарифов для потребителей.
Проблемы реформирования
Концентрация собственности в руках естественных монополий в условиях непрозрачности хозяйственной деятельности препятствует привлечению инвестиций для обновления производственного аппарата. Консерватизм организационно-экономического механизма деятельности структурных подразделений и самостоятельных юридических лиц, входящих в состав перечисленных компаний, сдерживает получение результатов, адекватных стоимости их услуг.
В этой связи крайне необходимым представляется научное исследование проблем реформирования интегрированных производственных структур и разработка методических и практических решений по трансформации организационной и производственной структуры сервисных компаний естественных монополий как способа повышения эффективности работы холдингов в целом. В частности, необходимы:
– исследование основных современных тенденций, преобладающих в ходе создания и реформирования интегрированных производственных структур;
– анализ концепций и практики реформирования компаний естественно-монопольного сектора экономики с позиции актуальных представлений об эффективной интегрированной производственной структуре;
– разработка системы критериев для классификации компаний, входящих в холдинг, в целях принятия обоснованного решения о последующем изменении их организационно-правового статуса (сохранение в составе холдинга, выделение в качестве самостоятельного юридического лица или продажа);
– анализ деятельности и рыночных позиций конкурентоспособных структур холдинга и подготовка обоснований целесообразности и направлений их реформирования;
– разработка практических решений по организации эффективной деятельности вновь созданных конкурентоспособных структур.
Исследования, рекомендации и методические материалы
Как представляется, в результате проведения подобной работы особую значимость могли бы иметь такие следующие материалы:
– рекомендации по итогам сравнительного анализа практики создания и реформирования интегрированных производственных структур в естественно монопольном и конкурентном секторах экономики, имеющей целью:
– для конкурентного сектора: восстановление разорванных после ликвидации структур административной экономики вертикальных и горизонтальных хозяйственных связей; получегние синергетического эффекта от интеграции в условиях рыночной системы хозяйствования; мобилизация активов и усилий в областях, обеспечивающих экономическую и научно-техническую безопасность государства;
– для естественно-монопольного сектора: разделение собственно монопольной и конкурентной сфер деятельности для привлечения инвестиций в развитие и снижения тарифов на услуги;
– совокупность типовых организационных решений, принимаемых при создании и реформировании производственных холдингов, основным приоритетом которых является использование современного инструментария холдингового строительства, передовой практики применения законодательства об акционерных обществах и механизмов фондового рынка; государственной поддержки реформирования естественных монополий на национальном и местном уровнях;
– методические рекомендации по определению целесообразной последовательности действий по изменению организационно-правового статуса структурных подразделений и отдельных юридических лиц, входящих в холдинг, предусматривающий использование механизма поэтапной расстановки приоритетов их организационного обособления от материнской компании;
– совокупность критериев классификации компаний, входящих в холдинг, в целях последующего выбора структуры, методов контроля, организационно-правовой формы создаваемых самостоятельных юридических лиц, в числе которых:
– возможность полного юридического обособления дочернего общества от материнской компании;
– целесообразность сохранения и желаемая глубина контроля над юридически обособленным дочерним обществом со стороны материнской компании;
– стратегическое видение перспектив материнской компании в отношении ее дочернего общества и другие.
Практика показывает, что дефицит подобных исследований, рекомендаций и методических материалов на практике имеет следствием нерациональное расходование ресурсов и ошибочные решения по реформированию компаний естественно-монопольного сектора экономики, которые, в конечном счете, сказываются на величине тарифов на их услуги для населения и промышленности.
Источники:
2. О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте / Постановление Правительства РФ от 18.05.01 № 384.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:56:51