Использование экономической диагностики в стратегическом управлении рынком услуг общественного питания

Рождественская Л.Н., Главчева С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рождественская Л.Н., Главчева С.И. Использование экономической диагностики в стратегическом управлении рынком услуг общественного питания // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 149-154.

Аннотация:
В статье описывается методика экономической диагностики рынка услуг общественного питания. Определено понятие «стратегия развития рынка общественного питания», предложен перечень действий по реализации стратегии управления рынком услуг общественного питания.

Ключевые слова: стратегическое управление, экономическая диагностика, рынок услуг общественного питания, стратегия развития рынка



Наибольшее распространение в практике подготовки управленческих решений в области рыночных преобразований в последние годы получила методика экономической диагностики, поскольку она достаточно широко применима, как для микрообьектов – отдельных предприятий, заготовочных цехов и подразделений, сетевых структур [1], так и для макроэкономических элементов – отраслей, рынков и систем [2]. Для всестороннего и объективного изучения деятельности рынка общественного питания используются методики экономических исследований, которые позволяют своевременно выявлять складывающиеся неблагоприятные ситуации. Это необходимо для своевременного принятия наиболее оптимальных управленческих решений, для нормализации условий деятельности анализируемых рыночных объектов, для предотвращения развития на рынке негативных и опасных процессов.

Факторы развития потребительских рынков

Экономическая диагностика зарекомендовала себя как метод экономических исследований ключевых проблем в системе управления спросом и предложением и установления диагноза в поведении взаимодействующих субъектов рынка, что особенно эффективно в условиях неполной информации о состоянии исследуемых объектов. Она позволяет произвести предварительную оценку конъюнктуры рынка, выявить проблемы в функционировании систем и причины их возникновения, позитивные и негативные изменения на рынке.

Рынок услуг общественного питания рассматривается авторами, как совокупность разнонаправленных взаимоотношений между всеми субъектами рынка:

– товаропроизводителями и производителями услуг,

– посредниками,

– потребителями,

– смежными организациями,

– общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства региона,

– государственными структурами,

– финансово-экономическими институтами,

– региональными органами власти,

– общественностью.

Результатом взаимодействия между этими субъектами рынка должно быть максимальное удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей населения в услугах общественного питания, однако качество результата зависит от воздействующих факторов.

Факторами развития всех видов потребительских рынков, в том числе и рынка общественного питания на региональном уровне являются:

– демографические;

– социально-экономические;

– факторы маркетинговой политики, обеспечивающие качество товаров и услуг;

– государственные факторы, регулирующие рыночную деятельность по развитию потребительского рынка.

Естественно, что состояние (диагноз) регионального рынка зависит от территориальных особенностей экономического и социального развития региона, скорости продажи товаров (услуг), товарного потребления, потребительских предпочтений, динамики и емкости рынка, численности потенциальных потребителей, объема и уровня денежных доходов и расходов населения, уровня оптовых и розничных цен, демографического состояния.

Экономическая диагностика рынка услуг общественного питания

Проведение экономической диагностики неизменно сопровождается и опирается на результаты проведенного комплексного анализа рынка в целом, отдельных явлений и процессов, специфики сегментов. Рынок услуг общественного питания очень неоднороден и имеет значительные различия в работе отдельных сегментов. Так, исторически в периоды кризисов и послевоенного восстановления страны общественное питание исполняло роль распределителя ограниченных продовольственных ресурсов. В период активного строительства рыночных отношений, открытых границ и развития туризма, оно концентрируется на реализации социально-культурных функций, как часть индустрии гостеприимства. Отдельные специалисты воспринимают общественной питание, как форму производства и организации потребления пищи, которая может происходить на разных условиях платности.

Все эти специфические особенности обуславливают так часто встречающееся в литературе смешение понятий «рынок общественного питания», «рынок (услуг) питания», «рынок массового (коллективного, социального) питания», «ресторанный рынок».

В нашей работе мы будем понимать рынок услуг общественного питания как совокупность предприятий различной организационно-правовой формы собственности, реализующих услуги питания на платной основе, как на общих, так и льготных условиях.

Экономическая диагностика рынка услуг общественного питания предполагает выбор необходимых методов и инструментария в соответствии с глубиной проводимого исследования. Схематически методика и инструментарий экономической диагностики рынка приведены на рис. (см. ниже).

Реализация результатов диагностики рынка услуг общественного питания ставит своей целью использование выявленного потенциала развития.

Наиболее вероятны следующие варианты использования результатов экономической диагностики:

1) предупреждение возникновения негативных явлений на рынке общественного питания путем разработки и применения совокупности мероприятий, направленных на его совершенствование и развитие;

2) устранение негативных явлений на рынке своевременными эффективными мерами и управляющими воздействиями;

3) разработка рекомендаций по среднесрочному и долгосрочному развитию рынка услуг общественного питания на основе новейших достижений науки и практики с учетом благоприятного и неблагоприятного прогнозов.

Рис. 1. Методика и инструментарий экономической диагностики рынка услугобщественного питания

Стратегия развития рынка общественного питания

Применимость результатов экономической диагностики рынка услуг общественного питания, по мнению авторов, достаточно широка и многообразна, и в первую очередь, органами управления от федерального до местного уровня. Результаты исследований, полученный диагноз и разработанные рекомендации могут в дальнейшем становиться основой для разработки комплекса мер по совершенствованию и развитию рынка общественного питания. Это, в первую очередь, создание программных документов, таких как «Концепция развития рынка услуг общественного питания», «Стратегия развития рынка услуг общественного питания на перспективу», разработки федеральных и региональных целевых программ и проектов, мер поддержки субъектов рынка.

Также результаты экономической диагностики могут использоваться для корректировки положений нормативно-правовых документов, разработки стандартов, норм и правил для участников рынка услуг общественного питания.

Само понятие «стратегия», связано с определением общих контуров развития рынка, к которым следует стремиться для рационального решения социально-экономических целей [3]. С точки зрения управления стратегия фактически состоит из двух частей: плановых мероприятий, то есть предусмотренных заранее способов и действий по приспособлению к внешней среде, и реактивных действий на изменяющееся поведение внешней среды или непредвиденные события, в том числе и мирового масштаба [4].

Исходя из этого, стратегия развития рынка общественного питания – это концептуальное направление долгосрочного развития рынка, разработанное на основе теории стратегического менеджмента для достижения социально-экономической эффективности и конкурентоспособности.

Стратегическое управление рынком услуг общественного питания

Процесс стратегического управления рынком услуг общественного питания может быть представлен динамической последовательностью следующих действий:

– экономическая диагностика рынка услуг общественного питания, в контексте реализуемых услуг и продукции, характерных преимуществ. Уточнение миссии, целей и ценностей для достижения наиболее полного удовлетворения потребителей;

– оценка внешней среды (SWOT и PEST анализ) – анализ качества взаимодействия основных рыночных субъектов на состояние рынка с учетом социально – политических условий, нормативно-правового поля, а так же динамики технологических и инновационных процессов, позволяющих повысить ценность услуг и продукции для потребителей;

– анализ внутренней рыночной среды (диагностика, SWOT-анализ) – определение механизмов возникновения отрицательных рыночных процессов, постановка диагнозов, оценка возможных осложнений с учетом угроз, возможностей, слабостей и преимуществ;

– выявление факторов, определяющих развитие и стратегических проблем рынка общественного питания, предопределяющие его перспективы;

– определение главных стратегий и стратегических альтернатив;

– осуществление изменений для улучшения процессов производства продукции и услуг;

– мониторинг результатов принимаемых процедур и мер;

– анализ результативности примененных стратегий и совершенствование качества принятия решений в будущем.

Принимаемая таким образом стратегия управления рынком услуг общественного питания будет представлять собой унифицированный всеобъемлющий интегрированный план, который обеспечит устойчивое развитие в длительной перспективе, основанное на учете специфических особенностей при осуществлении коммерческой деятельности и выполнении социальной миссии.


Источники:

1. Крепкий Л.М. Экономическая диагностика предприятия. Методология, методика, организация, диагнозы,пути совершенствования /Л.М.Крепкий. – М.: Экономика, 2006. – 215 с.
2. Александров Ю.Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования: монография / Ю.Л. Александров, Н.Н. Терещенко. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2000. – 320 с.
3. Веснин В.Р. Стратегическое управление. – М.: Велби : Проспект, 2004. – 328 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр.пер. с англ., научн. ред., авт. предисл. Л.И. Евенко. – М.: Экономика. – 519 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:56:33