Государственная поддержка агропромышленного комплекса Амурской области
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Малхасян З.П., Шишкова Л.И. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Амурской области // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 137-141.
Аннотация:
В статье приведены результаты исследования, которые отражают уровень государственной поддержки целевых государственных программ по развитию агропромышленного комплекса Амурской области. Проанализированы основные цели и направления государственной поддержки.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, субсидии, Амурская область, целевые государственные программы
В Российской Федерации четко сформированагосударственная политика, направленная наразвитие дальневосточных территорий, под-крепленная значительными финансовыми влива-ниями в развитие агропромышленного комплексарегионов [1].На данный момент действуют два уровня государственной поддержки сельского хозяйства: федеральный и региональный, органы управления муниципального уровня не участвуют в данном процессе.
Важным инструментом реализации государственной поддержки выступают федеральные и областные целевые программы, которые позволяют конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем области, касающихся сельского хозяйства [2].
Объем финансирования федеральных целевых программ, реализуемых на территории области за счет всех источников, в 2009 году составил 24 479,86 млн рублей, что составляет 127,5% от уровня инвестиций 20008 года, выделенных на проекты области в рамках федеральных целевых программ.
Из существующих и финансируемых в 2009 году на территории Амурской области 17 федеральных целевых программ к агропромышленному комплексу относится только две:
1) «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2009–2012 годы» на реализацию данной программы будет направлено 599,5 млн руб.;
2) «Социальное развитие села до 2010 года» на реализацию данной программы было направленно 44,0 млн руб.
Федеральные и региональные целевые программы по поддержке сельского хозяйства
По итогам исследования было выявлено, что в рамках реализации данных программ в период с 2008 по 2009 года проведены агрохимические и мелиоративные мероприятия, произведена рекультивация нарушенных земель. По программе поступило 9916,4 тонн минеральных удобрений, на площади 215 тыс. га, проведены агрохимических и агроэкологических мероприятия, внесены минеральные удобрения, в объеме 94% от запланированного объема. Данные мероприятия привели к получению прироста сельскохозяйственной продукции на 3760 тонн кормовых единиц. Так же выполнен ремонт 36 км полевых дорог.
Программные мероприятия предусматривают жилищное строительство в сельской местности, в том числе мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, а также поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Планируется продление действия программы на 2011–2012 годы и включение новых программных мероприятий.
Кроме федеральных целевых программ, на территории Амурской области в 2009 году действовали 26 областных целевых программ, в том числе 4 для развития агропромышленного комплекса:
– «Социальное развитие села до 2012 года», финансирование в размере 150 млн рублей;
– «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния России на 2009–2010 годы», финансирование в размере 56 млн рублей;
– «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2010–2014 годы» финансирование в размере 2,3 млн. рублей;
– «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2009–2013 годы», финансирование в размере 898 млн рублей [3].
Цели оказываемой государственной поддержки
В результате анализа государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет бюджета области в 2009 году были выявлены основные направления финансирования сельского хозяйства области:
– субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства (2,3 млн рублей);
– субсидии на поддержку племенного животноводства (13,6 млн рублей);
– субсидии на поддержку элитного и репродуктивного семеноводства (10,2 млн рублей);
– субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур (20,9 млн рублей);
– субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в 2007–2010 годах на срок до одного года сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации.
Целями существующей государственной поддержки на областном уровне являются:
– приоритетное развитие агропромышленного комплекса, способного обеспечить население продовольствием по доступным ценам и гарантировать продовольственную безопасность области;
– реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы;
– повышение конкурентоспособности продукции сельхозпредприятий области за счет оптимизации затрат, повышения качества продукции, использование натурального сырья и производство продукции глубокой переработки;
– привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство;
– создание благоприятных условий для молодых специалистов;
– социальное обновление села, выравнивание доходов сельского и городского населения.
Что необходимо для выполнения намеченных целей?
Для выполнения намеченных целей, по нашему мнению необходимо:
– обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки и в первую очередь, плодородия земель, племенного животноводства и улучшения семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
– не приостанавливать инвестирование строительства животноводческих ферм по проекту «Ускоренное развитие животноводства»;
– сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса за счет увеличения бюджетных средств, инвестиций;
– усилить контроль над переработчиками сельско-хозяйственной продукции по использованию натурального сырья в производстве продукции;
– предоставлять финансовую и информационную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям на селе;
– разработать гибкую систему страхования урожая от возможных потерь;
– одним из направлений технической политики в агропромышленном комплексе должно стать техническое переоснащение и переход на современную, высокопроизводительную технику, приспособленную к климатическим условиям области и технологию соответствующую международным стандартам;
– повысить уровень государственной поддержки на муниципальном уровне, работа которых должна быть направлена на тесную взаимосвязь с товаропроизводителями на местах по решению текущих проблем;
– обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышать уровень жизни сельских жителей, разработать четкую программу по предоставлению жилья молодым.
Заключение
В силу своей специфики агропромышленный комплекс нуждается в постоянной государственной поддержке. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, обеспечении продовольственной безопасности, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Источники:
2. Стручков А.А. Нужна гарантированная поддержка государства // Национальные проекты. – 2008. – № 4. – С. 83–85.
3. Амурский статистический ежегодник: Сборник. – Амурстат.-Б., 2008. – 578 с
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:56:32