Развитие теории цепей полезности и категории стоимости на основе аналитической концепции и логистического подхода

Добронравин Е.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Добронравин Е.Р. Развитие теории цепей полезности и категории стоимости на основе аналитической концепции и логистического подхода // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 145-150.

Аннотация:
В статье делается обзор теоретических основ трудовой теории стоимости К. Маркса и Д. Рикардо, проводится анализ категории стоимость, капитал, рента, на основе изучения трудов М. Портера и Р. Каплински сделана попытка предложить аналитический подход к рассмотрению так называемых «цепей полезности» с использованием логистического подхода, введена концепция логистической рентабельности материального потока.

Ключевые слова: капитал, рента, сфера обращения, рентабельность, оборачиваемость, материальный поток, непроизводительные издержки, аналитическая концепция, общественно-полезный труд, формы стоимости



Научно-обоснованным, распространенным и вполне естественным способом исследования экономики является рассмотрение ее с позиции общественно полезной деятельности человека. Действительно, «без труда не выловить и рыбку из пруда», и приложение труда, как сознательной деятельности человека, определяет продукты, которые производятся и отношения, в которых они обмениваются.

Функция капитала в трудовой теории стоимости

В отличие от труда, капитал не является достаточным историческим основанием для производства продуктов и их обмена. Деньги – это действительно важный атрибут товарно-денежных отношений, который появляется на определенном этапе, но деньги и капитал – это различные явления: деньги выражают отношение стоимостей, меновую стоимость, а капитал – это аккумулированный, овеществленный труд, или стоимость.

В то же время, развитую форму товарно-денежные отношения приобретают, при капитализме, то есть при таком строе, где собственник капитала способен вкладывать в процесс образования продукта такие факторы как капитал, кооперацию рабочих, в определенной мере – научные достижения, а также средства производства. Именно это дает ему возможность получения ренты на капитал, образующейся при распределении дохода, собственником которого он является, являясь собственником продукта. Капитал же начинает выступать в отношении к самому себе, а прибавочная стоимость становится его функцией. Таким образом, капиталист создает условия отдачи на капитал, а стоимость создается только общественно полезным трудом. Мы теоретически рассмотрели отношение капитала и стоимости.

При раскрытии категории «стоимости», или общественной полезности труда, К.Маркс, которого называют «величайшим знатоком капиталистического общества», выделяет несколько ее форм [4]. Например, товар должен обладать потребительной стоимостью для того, чтобы найти своего покупателя, то есть способностью удовлетворять какие то личные потребности.

Однако наличие только потребительной стоимости не является основанием для продажи в качестве товара. Например, потребительной стоимостью по Марксу обладают девственный лес, вода, воздух, которые не несут в себе никакого труда или стоимости. И лишь, только там, где есть общественно полезный труд, продукт приобретает свою общественную стоимость. Сама эта стоимость является внутренней характеристикой, которая проявляется через свое отношение к стоимости других товаров, через относительную и эквивалентную формы стоимость, например, по отношению к золоту. «Отношение товаров по их стоимости – это, по сути, «мысленное отношение товаров по их стоимости».

Понятие же ренты на землю и процента на капитал рассмотрено у Риккардо и Маркса в несколько негативном этическом ключе. Действительно право обладания данным фактором дает возможность его владельцу получения «нетрудового» дохода. А его продукт, процент, Маркс этимологически называет «процент-отпрыск». Важно здесь следующее, самовозрастание стоимости – есть функция капитала. Цель – не потребление, а деньги, стоимость теперь функционирует как частное отношение к самой себе. «Капитал – это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает».

В то же время, известно, что попытки регулирования государством общественного труда пока не приводят к его полезному применению, эффективному хозяйствованию, поскольку, по-видимому, оторваны от товарно-денежных отношений обмена продуктов по их стоимости. Таким образом, важнейшим регулятором остается частный капитал. Действительно при капитализме решения принимают хозяйствующие субъекты инициативной экономики, имея мотивацию на рентабельность капиталов своих компаний, своего капитала, являясь представителя индивидуального труда, индивидуальной деятельности в процессе обмена ее продуктов.

Анализ процесса оборота капитала

В нашем исследовании, направленном на развитие аналитической концепции цепей полезности, важно не только обнаружить точки образования стоимости, но также места образования ренты капиталиста, являющейся важнейшим регулятором процесса производства и обмена. Работу Маркса, таким образом, мы рассматриваем именно с этих позиций.

Рассматривая механизм отчуждения продуктов труда, Маркс указывает, что капитал возникает из обращения, поэтому он детально анализирует процесс обращения капитала. Стоимость, как он указывает, возникает не в обращении, следовательно, и прибавочная стоимость обращения образуется не в обращении, а в производстве, но отчуждение части прибавочной стоимости происходит именно в обращении, когда готовый продукт, то есть уже воплощенный человеческий труд обменивается на деньги. В сфере обращения не происходит, таким образом, создания прибавочного продукта, а происходит только его распределение. Для нас это является важным при использовании категории ренты при обосновании показателя рентабельности логистической системы, а также ценности капитала логистической системы, а также единой наценки, применительно ко всей логистической системе.

Для теории логистики, которая рассматривает потоковые процессы и материальный поток в качестве интегрирующего элемента, важно, что Маркс провел исследование процессов обращения капитала. Маркс пишет: «Капитал можно понять лишь как движение, а не как вещь, пребывающую в покое».

Используя диалектическую логику, Маркс пишет: «С другой стороны, по сути дела, кругооборот сам обусловливает фиксацию капитала …Лишь выполнив функцию, соответствующую той форме, в которой он находится в данное время, он приобретает форму, в которой может вступить в новую фазу превращения…Пока теперь уже возросший по стоимости капитал остается в форме товарного капитала, пока он неподвижно лежит на рынке, процесс производства останавливается». И далее: «Чем больше время обращения становится равным нулю или приближается к нулю, тем больше функционирует капитал, тем выше становится его производительность и самовозрастание его стоимости».

Для нас это является важным, при обосновании показателей оборачиваемости и рентабельности материального потока логистической системы [2].

Деятельность в сфере обращения направлена, таким образом, на сокращение времени оборота капитала. По Марксу эта деятельность не создает стоимости, а является простым снижением непроизводительных затрат. Действительно, для потребителя совершенно не важно, сколько времени хранился товар. Карл Маркс рассматривает издержки обращения как затраты, не добавляющие стоимости, как вычет из стоимости, т.к. они являются непроизводительными издержками [Unkosten].

В обращении речь, по его мнению, идет только о сохранении стоимости. Таким образом, Маркс рассматривал обращение исключительно как хранилище ренты, и в этом смысле его исследовал.

Считаем наиболее правильным название «цепь полезности», что отражает общественно полезный характер деятельности, который ее образует, по аналогии с общественно полезным трудом по Марксу. Если же допустить, что стоимость создается только в сфере производства, то наиболее подходящим названиям является цепь ренты (рентабельности). С точки зрения капиталиста ли предпринимателя, мы подходим к понятию цепи ренты, или рентабельности на капитал. Последнее понятие будет находиться в фокусе нашего дальнейшего исследования.

Концепция логистической рентабельности материального потока

В течение 90-х годов анализ цепочки приращения стоимости получил широкое распространение и связывается с работами М. Портера, которого считают основателем теории цепей полезности [1].

Р. Каплински [3] выделил три важных элемента "цепочек" приращения стоимости, которые преобразуют эвристический инструмент в аналитический: такие "цепочки" являются хранилищами ренты, эффективно функционирующие "цепочки" приращения стоимости требуют определенного управления, "цепочки" основаны на эффективности системы в целом.

М. Портер пишет: «в основе конкурентных преимуществ лежит стоимость, которую компания создает для своих покупателей…эта стоимость может принимать форму более низких цен …». Интересно, что работа Портера также имеет раздел «потребительская стоимость», которая формируется в результате действия хотя бы одного из следующих механизмов: снижение потребительской цены, повышение качества продукта.

Мы видим, что здесь речь идет об общественной полезности цепочки. В отличие от этого, у Хэндфилда [5] в большей мере отражен аналитический подход к ее рассмотрению. «Цель SCM (управления цепями поставок) — создание ценности для организаций, являющихся участниками цепи поставок, “систем формирования ценности”». То есть ценность рассматривается с позиции участников цепочки, а не потребителя или общества.

При анализе цепочек полезности, он указывает на важность анализа маржи (наценка), от которой проистекает прибыль, — то есть разницы между общей стоимостью, ценой продукта и суммированными издержками на выполнение операций по созданию стоимости.

Выводы

В рамках нашего исследования, мы вводим понятие цепочки ренты, которую в дальнейшем исследовании мы будем раскрывать через аналитическую концепцию максимизации логистической рентабельности материального потока и исследовать возможности логистических инноваций направленных на ее максимизацию.


Источники:

1. Porter M.E. Competitive Advantage. – New York: The Free Press. – 1985.
2. Добронравин Е.Р., Стерлигова А.Н. Содержание и использование показателя логистической рентабельности в работе торгового предприятия // Логистика и управление цепями поставок. – 2010. – № 5.
3. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости // Вопросы экономики. – 2003. – № 10.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.24. – М.: Изд- во полит. литературы, 1961. – 648 с.
5. Роберт Б. Хэндфилд, Эрнест Л. Николс, мл. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности. – М.: Вильямс, 2003. – 416 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:44