Качество туристских услуг в условиях цифровизации
Терещенко Н.Н.1, Яброва О.А.1, Шешегова Е.В., Филиппова В.С.1
1 Сибирский федеральный университет
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548423
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, посвященные решению актуальной научной проблемы оценки качества туристких услуг. Авторами предложено определение категории «качество туристских услуг» на основе теории полезности, обоснованы основные детерминанты качества, что позволило представить авторскую модель качества туристких услуг на основе современных научных знаний, трендов развития туристкой индустрии с учетом развития цифрового формата предоставления онлайн-услуг.
Представленные взгляды на развитие сущности качества туристских услуг и формирование модели качества позволяют расширить базисные положения экономики сферы услуг и предопределяют дальнейшие направления совершенствования исследования в данной сфере научных интересов на основе системного, субъектного подходов.
Результаты проведенных авторами исследований представляют интерес как в теоретико-методологическом, так и практическом аспектах для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, специалистов-практиков, занимающихся вопросами исследования качества услуг, в том числе в сфере индустрии туризма.
Ключевые слова: туристские услуги, качество услуг, детерминанты качества, модель качества
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Индустрия туризма, несмотря на существующие в современных условиях кризисные явления в мировой и отечественной экономике, введение санкций со стороны ряда зарубежных стран против Российской Федерации, последствий эпидемии Covid является одной из перспективных отраслей экономики страны, характеризующейся оперативной адаптацией к быстро изменяющимся условиям внешней среды и усилением позиций в сфере услуг. Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [2] в стране предусмотрен рост более чем в два раза количества внутренних поездок в расчете на одного жителя страны, увеличение объема туристкой индустрии более чем в пять раз и рост инвестиций в данную сферу в три раза.
В мировой экономике туризм занимает одно из лидирующих мест в структуре хозяйствования, обеспечивая более 10% формирования валового внутреннего продукта, создание одного из десяти рабочих мест в экономике [13]. Несмотря на существенное отставание развития туризма в России от уровня развитых зарубежных стран и среднего уровня развития в мировой экономике в современных условиях функционирования экономики Российской Федерации сфера туризма представляет собой важное направление развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Туризм, благодаря его массовому характеру оказывает большое влияние на экономику, культуру, социальную сферу, способствует активизации взаимодействия интеграции и регионов страны в сфере продвижения адресных туристских предложений и более полного удовлетворения спроса потребителей [10].
Индустрия туризма обеспечивает повышение занятости населения как в самой сфере туристских услуг, так и в обеспечивающих ее отраслях, рост валового национального продукта и повышение доходной базы бюджетов всех уровней, увеличение объемов платных туристских услуг и повышение степени удовлетворенности спроса населения как по общей величине, так и структурно-качественному составу. Доля валовой добавленной стоимости индустрии туризма в структуре валового внутреннего продукта России составила в 2021-2022 годах 2,6%, что на 0,2% выше уровня 2020 года. При этом несмотря на сокращение численности турфирм в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 4,6% объем платных туристских услуг населению страны составил в 2022 году 217610 млн.руб., что на 45,3% выше уровня 2021 года и в 2,2 раза превышает уровень 2010 года. Следует отметить, что деятельность турфирм является рентабельной и сальдированный финансовый результат деятельности организаций туриндустрии составил в 2021 году 249,8 млрд.руб., что на 44% больше, чем в 2019 году и на 55,2% выше уровня 2016 года [16].
Возможности развития внутреннего туризма во многих регионах России и достаточно высокая рентабельность деятельности туристских организаций обуславливают высокий уровень конкуренции в этой сфере услуг, что в свою очередь вызывает необходимость повышения качества услуг для обеспечения конкурентных преимуществ и достижения коммерческого успеха на рынке.
Несмотря на достаточно широкое освещение в зарубежной и отечественной литературе вопросов оценки качества услуг и построение соответствующих моделей данные вопросы по-прежнему остаются дискуссионными и вызывают потребность в проведении дальнейших исследований.
Цель исследования заключается в определении сущности категории «качество туристских услуг», выделении базовых детерминант и построение модели качества туристских услуг в условиях цифровизации.
Представленное исследование отличается научной новизной, так как предпринята попытка научного обоснования базовых детерминант качества услуг и формирования системы показателей их характеризующих с построением модели качества услуг, учитывающей отраслевую специфику организаций туристкой индустрии, которая осуществлялась с помощью комплекса теоретических и общеметодологических методов.
Теоретические подходы к сущности туристских услуг и качеству их определяющего
Понятие категории «туристские услуги» прошло процесс эволюции исходя из условий внешней среды дальнего и ближнего окружения функционирования организаций индустрии туризма.
Согласно Федеральному закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1] и ГОСТу Р 53522-2022 Национальный стандарт Российской Федерации. «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения», (введенного вместо аналогичного ГОСТа Р 53522-2009) [3] под туристскими услугами понимается результат деятельности исполнителя услуги по удовлетворению потребностей потребителя в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации. Отличием данного определения от ранее представленных в нормативных документах является определение перечня как производителей туристских услуг (юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые), так и потребителей услуг (туристы, экскурсанты) с расширением перечня основных видов услуг.
На наш взгляд, вышерассмотренное нормативное понятие «туристские услуги» дает лишь общее представление об их сущности, не определяя заинтересованность рыночных субъектов в предоставлении и потреблении данного вида услуг на основе теории полезности в рыночных условиях.
Интересное, по нашему мнению, определение понятия и сущности туристских услуг представлено Кетовой Ф.Р. (Ketova F.R.,2021), которая рассматривает данную категорию как трехмерную структуру, определяя ее как:
- товар, приобретаемый и потребляемый клиентом;
- продукт, который производит и потребляет бизнес;
- социально-экономические отношения, влияющие на развитие территорий [9].
На основе теории полезности нами представлено более широкое определение категории «туристские услуги», как результата полезной деятельности организаций индустрии туризма, предназначенной для удовлетворения спроса и реализации потребностей клиентов (потребителей) услуг в отдыхе, путешествиях и связанных с ними потребностями, с одной стороны, и получения экономической выгоды продавца (производителя) услуг посредством их купли-продажи как специфической формы товара на основе сложившейся конъюнктуры туристского рынка.
Формирование и реализация туристской услуги представляет собой сложный процесс, объединяющий в себе ряд укрупненных направлений, представленных на рисунке 1.
Формирование
и использование ресурсов
| |||
Финансовые
|
Материальные
и нематериальные
|
Трудовые
|
Технологические
|
Пространственные
|
Временные
| ||
Информационно-коммуникационные,
цифровые
| |||
| |||
Разработка
туристской услуги на основе исследования рынка
| |||
| |||
Предложение
и продвижение услуги на рынке
| |||
| |||
Формирование ценности услуги
| |||
| |||
Реализация
туристской услуги
| |||
| |||
Оценка
качества и эффективности услуги
|
Рис.1 - Схема формирования и реализации туристской услуги, составлено авторами
Следует отметить, что в процессе купли-продажи туристкой услуги возникает широкий спектр общественных, социально-экономических отношений между продавцами и покупателями услуг по поводу объекта и условий обмена, в том числе качества оказываемых и реализуемых услуг.
В последнее время формирование и реализация туристских услуг сопровождается активным внедрением цифровых технологий вследствие устойчивого, динамичного развития рынка онлайн-услуг, что способствует более быстрой адаптации клиентов индустрии туризма к стандартным процедурам реализации и потребления услуг (разработка электронной карты туриста, онлайн- бронирование мест проживания, онлайн- отслеживание багажа и т.п.) [11].Основными направлениями дальнейшей цифровизации в индустрии туризма являются обеспечение надежности и развитие электронной системы мониторинга качества туристских услуг, разработка электронных ресурсов по формированию пути перемещения туриста, покупки тура и мест проживания и других сервисных услуг, внедрение искусственного интеллекта, облачных и геоинформационных технологий.
Современные тенденции внедрения инновационных технологий, и, прежде всего, информационных и цифровых, вызывает существенные изменения как потребностей клиентов, так и деятельности самих организаций, предоставляющих услуги [8], что повышает требования к качеству предоставляемых и реализуемых услуг и требует переосмысления сущности самой категории «качество услуг».
ГОСТ Р 53522-2022 Национальный стандарт Российской Федерации. «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» вводит определение качества туристских услуг как совокупности свойств и характеристик услуг, определяющих их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности туристов, экскурсантов [3], позволяющее представить общую характеристику данной экономической категории. В отличие от ранее представленных в соответствующих Гостах аналогичных определений, это дефиниция категории делает акцент как на уже сформированных под влиянием рыночной конъюнктуры потребностях и спросе клиентов, так и на планируемых, перспективных потребностях, которые будут сформированы под влиянием большого количества факторов внешней и внутренней среды функционирования организаций индустрии туризма.
Более глубокое понятие категории «качество туристских услуг» представлено Аликаевой М.В.(Alikaeva M.V.,2022) и Кетовой Ф.Р.(Ketova F.R.,2021), которые понимают его как совокупность соблюдения требований, стандартов, правил и умения удовлетворять сформированные потребности туриста и предугадывать его не сформированные желания, осуществление или предложение которых стимулирует туриста совершать повторные покупки и рекомендовать услуги другим клиентам [4, 9], делая при этом акцент на возможности совершения повторных покупок услуг и повышения имиджа организаций вследствие обеспечения высокого качества услуг.
По нашему мнению, качество туристских услуг следует рассматривать в тесной взаимосвязи с полезностью услуг в различных аспектах. Реализация туристских услуг подчиняется действию закона убывающей полезности, обуславливающей теорию порядкового выбора, согласно которым потребители услуг расходуют свой бюджет сопоставляя полезности различных услуг и максимизируя общую полезность при рационализации структуры своего потребления.
Исходя из теории полезности, качество туристских услуг представляет собой степень соответствия свойств, характеристик предоставляемых и реализуемых организациями индустрии туризма услуг совокупности реальных и потенциальных потребностей и ожиданий покупателей (потребителей) с учетом временной, пространственной полезности.
Временная полезность предполагает возможность получения широкого спектра туристских услуг потребителями, когда в этом возникает текущая или перспективная необходимость без ограничений, с минимизацией затрат времени.
Пространственная полезность обуславливает получение туристкой услуги потребителями (покупателями) в удобном для них месте или с помощью информационно-цифровых технологий.
Качество туристских услуг следует рассматривать в разрезе двух составляющих:
- объективной, характеризующей соответствие свойств, характеристики услуг требованиям стандартов, нормативно-правовых документов, обеспечению безопасности доступности туристических объектов и услуг, соблюдении условий предоставления и реализации услуг установленному уровню и т.п.;
- субъективной, определяющей удовлетворение свойств, характеристик туристских услуг потребностям и спросу потребителей (клиентов).
Сущность качества туристских услуг целесообразно рассматривать в тесном взаимосвязи различных аспектов: философском, функциональном, технологическом, социальном, правовом, экономическом, этическом (табл.1).
Таблица 1- Основные аспекты характеристики качества туристских услуг, составлено авторами
Название аспекта характеристики
|
Краткая характеристика
|
Философский
|
Качество как
существенная определенность объекта, благодаря которой он приобретает
специфический характер
|
Функциональный
|
Качество как
достижение цели путем соответствия требованиям, стандартам и потребностям
клиентов в уровне обслуживания, степени комфорта и безопасности, культуре
обслуживания и другим функциональным характеристикам
|
Технологический
|
Качество как
совокупность свойств и характеристик, обеспечивающих внедрение достижений
НТП, новых прогрессивных технологий предоставления, реализации и потребления туристских
услуг, цифровизации бизнес-процессов
|
Социальный
|
Качество
представляет собой субъективное восприятие потребителями (клиентами) различных
аспектов предоставляемых услуг, формируемое в процессе потребления услуги и
определяемое их социальную роль в жизнеобеспечении человека
|
Правовой
|
Качество
представляет собой соответствие предоставляемых и реализуемых туристских
услуг разработанным и внедряемым нормативно-правовым и техническим
документам, законодательным актам
|
Экономический
|
Качество как
возможность использования его свойств, определяющих потребительскую ценность,
результат потребления клиентами потребительской стоимости туристкой услуги
|
Этический
|
Качество как
совокупность свойств и характеристик, соответствующих запросам потребителей и
самого бизнеса по дизайну и визуальным аспектам туристских услуг
|
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что качество туристских услуг представляет собой сложную, многогранную категорию, требующую проведение постоянных исследований ее трансформации в соответствие с трендами развития экономики и быстроменяющимися условиями внешней и внутренней среды функционирования организаций индустрии туризма.
Эволюция формирования моделей качества услуг
Фундаментальный базис формирования модели качества услуг заложен в скандинавской модели, разработанной С.Гренроос (C.Grоnroos,1990,2000) [19,20], который предложил рассматривать в тесном взаимодействии результаты деятельности организации и эмоциональные составляющие получателя услуги с выделением функционального и технического качества, формирующих имидж организации.
Развитие подходов Грёнрооса получило в трудах В.А. Зейтамль (Valarie A. Zeithaml), А. Парасурамана (A. Parasuraman) и Л. Берри (Leonard L. Berry,1985) [21], которые предложили пятиступенчатую GAP-модель, предусматривающую сравнительный анализ услуг в разрезе 5 ступеней с определением наличия или отсутствия разрывов (превышение ожиданий потребителя над действительной оценкой услуги) в понимании потребностей клиентов в процессе оказания услуг:
- на первой ступени осуществляется оценка расхождений в ожидании потребителя реакции руководства:
- на второй ступени предусматривается оценка расхождений восприятия руководства и специфики качества обслуживания;
- на третьей ступени осуществляется оценка расхождений в спецификации качества услуг и предоставления самих услуг;
- четвертая ступень модели побуждает и организует деятельность организации по предоставлению услуг в связи с качественным обслуживанием и внешними связями;
- на пятой ступени выявляется ожидаемое качество услуг и его восприятие потребителями в действительности и осуществляется оценка соответствующих расхождений.
Пятиступенчатую GAP-модель предлагает использование таких критериев, как доступность услуги, коммуникабельность, компетентность, обходительность, отзывчивость персонала, доверительность, надежность, безопасность, осязаемость услуги, понимание клиента,
Развитие данного подхода получило в методике SERVQUAL (сокр. от Service Quality), предусматривающей построение пятиступенчатой модели качества на основе таких критериев, как осязаемость, надежность, отзывчивость, уверенность, симпатия [22].
Модель «нейтральной зоны» развитая, предложенная Э. Кедотт (Ernest R. Cadotte) и Н. Терджен (Normand Turgeon,1988) [18] предлагает типологию элементов обслуживания в разрезе четырех групп в зависимости от характера восприятия потребителями услуг (критические, нейтральные, приносящие удовлетворение и приносящие разочарование) с разработкой карты качества услуг, рекомендуемой для структурирования функции качества.
Большое влияние на развитие теорий качества услуг оказали американские школы, и прежде всего модель «четырех Р» Дж. Макарти, включающая контролируемые факторы: товар, цена, каналы распределения и элементы коммуникации, в дальнейшем расширенная М. Битнером (Bitner, М.J.,1992) до семи факторов: процесс, материальное доказательство и люди) [17].
Модель европейского индекса удовлетворенности потребителей ((ECSI) основана на определении национальных индексов удовлетворенности клиентов на постоянной основе с использованием таких требований, как надежность, сопоставимость и структурированный подход к моделированию и позволяет увязать удовлетворенность потребителей услуг с детерминантами качества (имидж компании, ожидания потребителей, воспринимаемое качество, ощущаемая ценность) и лояльностью потребителя [7].
Рассмотренные модели качества услуг ставят во главу угла мнения потребителей и учитывают набор детерминант и показателей качества услуг, определенные исходя из временных рамок их разработки и сформированной научной базы исследований. Современное развитие научных методов исследования, цифровая трансформация процесса оказания услуг, повышение требований потребителей к качеству услуг в условиях усиления конкуренции вызывают необходимость проведения дальнейших исследований по оценке качества услуг с учетом отраслевой специфики, что и определяет актуальность исследуемой проблемы.
Оценка качества услуг представляет собой сложную проблему в связи с недостаточной эффективностью взаимосвязей между сотрудниками и потребителями, а также между самими сотрудниками, отсутствием согласия сотрудников по вопросам официальных и принятых организацией стандартов качества, реакцией сотрудников в основном на симптомы проблем качества, а не на реальные причины данных проблем [12].
При построении модели качества услуг важнейшей проблемой является определение детерминант качества, позволяющих провести комплексную, дифференцированную оценку качества. Обобщение трудов зарубежных и отечественных ученых (Alikaeva M.V.,2022, Gerasimov B.N.,2016,Ketova F.R.,2021,Pavlenko I.G.,2019, Tereshchenko N.N., Trusova S.B.,2011,2022, Gronroos C.,1990,2000, A. Parasuraman, V. Zeitham, L. Berry,1985,1988) по вопросам формирования детерминант качества услуг и системы показателей их характеризующих [4;5;9;12;14;15;19-22] позволили выделить две основные группы детерминант качества туристкой услуги:
- детерминанты качества, формирующие базовые ценности туристкой услуги на всех этапах жизненного цикла: функциональное качество, надежность, пространственная, временная, финансовая доступность услуги, техническая эстетика, эргономичность, безопасность, экономичность;
- детерминанты качества, формирующие дополнительные ценности туристкой услуги на всех этапах жизненного цикла: информационно-коммуникационная доступность услуги, соответствие персонала профессиональному назначению и ожиданиям клиентов, обеспечение удобства и комфорта при покупке и потреблении туристкой услуги, эстетичность услуг, уровень цифровизации услуг и т.п.
Систематизация и критический анализ подходов зарубежных и отечественных ученых к построению модели качества услуг позволили сформировать модель качества туристских услуг (рис.2).
Где:1 - исследование предложения на рынке туристских услуг и оценка конкурентов;
2 - мониторинг спроса реальных и потенциальных потребителей (покупателей) туристских услуг;
3 - разработка и проектирование туристкой услуги на основе процессов цифровизации;
4 - разработка процесса предложения услуги на рынке;
5 - разработка процесса продвижения услуги на рынке на основе цифровизации;
6 - формирование базовых ценностей туристкой услуги на всех этапах жизненного цикла;
7 - формирование дополнительной ценности туристкой услуги на всех этапах жизненного цикла;
8 - формирование ресурсной базы, необходимой для обеспечения базовых и дополнительных ценностей туристкой услуги;
9 - реализация услуги клиентам;
10 - оценка качества туристкой услуги в разрезе обоснованных детерминант качества;
11 - общая оценка качества туристкой услуги;
12 - оценка соответствия качества предоставленной туристкой услуги спросу реальных и потенциальных клиентов, запросам рынка туристских услуг;
13 - дифференциация качества туристских услуг по уровню (неудовлетворительное, низкое, среднее, высокое) с выявлением проблемных детерминант и причин их вызывающих;
14 - разработка направлений (программы) повышения качества туристских услуг для роста конкурентоспособности и обеспечения конкурентных преимуществ на рынке.
Рис.2 - Модель качества туристских услуг, составлено авторами
Предложенная модель качества туристских услуг позволяет проводить дифференцированную оценку качества как в разрезе отдельных детерминант, так и в целом по организации туристической индустрии, способствует проведению мониторинга и непрерывному повышение качества на основе развития процесса цифровизации.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлено, что туристские услуги представляют собой сложную экономическую категорию, объединяющую общественные, социально-экономические отношения между продавцами и покупателями услуг по поводу купли-продажи услуг, в том числе их качества. В условиях ужесточения конкуренции в сфере туризма, процессов глобализации и цифровизации формирование и реализация туристких услуг представляет собой сложный процесс, направленный на разработку, предложение и продвижение данных услуг на основе сформированной ресурсной базы в соответствие со спросом клиентов, повышение ценности реализуемого продукта и обеспечения качества услуг.
Качество туристских услуг, как экономическую категорию, целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с полезностью, и прежде всего, временной и пространственной, что позволяет провести оценку соответствия отдельных аспектов качества ожиданиям потребителей и выявит на этой основе пути повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма.
Различные подходы зарубежных и отечественных экономистов к построению модели качества и разработки методики его оценки, в том числе определения основных детерминант, обуславливают необходимость дальнейших исследований в данной сфере научных и практических интересов с учетом современных трендов развития индустрии туризма, процессов цифровизации.
Источники:
2. О стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 06.11.2023).
3. ГОСТ Р 53522-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.12.2022 №1791-ст.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/?ysclid=loh13m2ohl51371320 (дата обращения: 06.11.2023).
4. Аликаева М.В., Кетова Ф.Р., Балахонова Е.В., Тенова З.Ю., Хаширова Т.Ю., Ширитов А.А. Управление качеством туристких услуг в условиях пространственной неравномерности: теория и методология. / Монография. - М.: ИКЦ «ЭКСПЕРТ», 2022. – 98 c.
5. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управление качеством. / Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. – 304 c.
6. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. - М.: Издательство «Вильямс», 2005.
7. Елисеева Е.Н. Менеджмент качества. - М.: МИСиС, 2018. – 107 c.
8. Звягин А.А., Красноженова Г.Ф., Иванов А.М. Инновационная экономика регионов: развитие индустрии гостеприимства посредством разработки модели экономически эффективного туристско-рекреационного кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 535-554. – doi: 10.18334/epp.11.3.111646.
9. Кетова Ф.Р. Оценка качества туристских услуг на мезоуровне: методические аспекты // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – № 5(97). – c. 5-16. – doi: 10.24412/1995-042X-2021-5-5-16.
10. Нюренбергер Л.Б., Мальгин А.В., Петренко Н.Е. Региональные туристско-рекреационные кластеры: подходы к формированию и развитию // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3443-3454. – doi: 10.18334/epp.13.9.118728.
11. Оборин М.С. Направления развития цифровой среды туризма // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 1(103). – c. 24-32. – doi: 10.5281/zenodo.7793265.
12. Павленко И.Г. Система управления качеством гостиничных услуг // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – № 5(87). – c. 36-42. – doi: 10.24411/1995-042X-2019-10504.
13. Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н., Демченко С.К., Александров Ю.Л., Бутова Т.Г., Чаплина А.Н., Яброва О.А., Волошин А.В., Максименко И.А., Судьин К.Н. Устойчивое развитие региона и сферы услуг: теория, методология, практика. / Монография. - Красноярск: ООО «СПК Мега», 2021. – 243 c.
14. Терещенко Н.Н., Трусова С.В. Оценка качества услуг предприятий розничной торговли в условиях цифровизации // Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2023. – c. 131-136.
15. Терещенко Н.Н., Трусова С.В. Методологические подходы к оценке качества услуг предприятий розничной торговли. / Монография. - Красноярск: КГТЭИ, 2011. – 166 c.
16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2023).
17. Bitner M.J. Servicecapes: The impact of Physical surrounding on Customer and Employees // Journal of Marketing. – 1992. – № 2. – p. 57-71. – doi: 10.2307/1252042.
18. Cadotte E.R., Turgeon N. Dissatisfiers and Satisfiers: Suggestions from Consumer Complaints and Compliments // Journal of Consumer Satisfaction, Dissatisfaction and Complaining Behavior. – 1988. – № 1. – p. 57.
19. Gronroos C. Service Management and Marketing: Managing the moment of truth in the service sector. - Cambridge, Mass: Marketing Science Institute, 1990. – 63 p.
20. Gronroos С. Service management and marketing // West Sussex. – 2000. – № 12. – p. 1-3.
21. Parasuraman A., Zeithaml V., Berry L. A conceptual model of service guality and its implications for future research // Journal of Marketing. – 1985. – p. 41-50. – doi: 10.2307/1251430.
22. Parasuraman A., Zeithaml V., Berry L. SERVQUAL: a Multiple-Item Scale for Measuring Consumer Perceptions of Service –Quality // Journal of Retailing. – 1988. – p. 12-40.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 10:39:30