Состояние грузового автомобильного транспорта в России

Никоноров В.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена роли грузового автомобильного транспорта в экономике России. Основываясь на достоверном фактическом материале, автор выявляет взаимосвязи между технико-экономическими показателями грузового автомобильного транспорта и макроэкономическими показателями народного хозяйства страны.

Ключевые слова: ввп, автомобильный транспорт, грузоперевозки, грузовой автомобильный транспорт, автодороги, старение основных фондов, единая сеть федеральных дорог



В Российской Федерации, как и в других развитых странах, грузовой автомобильный транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры.

Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, выполняя перевозки к местам потребления продукции, транспорт обеспечивает жизнедеятельность страны.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства.

Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Все, что происходит в транспортной отрасли России, имеет первостепенное значение для экономики России, для ее населения и экономической безопасности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что доля транспорта в валовом внутреннем продукте России достаточно высока, в среднем она составляет 8–10%.

Грузоперевозки и производство автомобилей в России

Роль грузового автомобильного транспорта постоянно возрастает. И сейчас он является ключевым звеном транспортного комплекса России.

Автомобильным грузовым транспортом перевозится в среднем 70% всех грузов в России. Это объясняется следующими факторами:

– маневренность;

– доступность;

– мобильность;

– возможность доставки «от двери до двери».

Также это подтверждает статистика грузоперевозок, производства и импорта грузовых автомобилей за 2005–2010 гг., приведенная в табл.1 (см. ниже) [1].

Так как грузоперевозки относятся к вторичному рынку – оказание услуг, то и пик спада пришелся как раз на середину 2009 года, в то время как в отрасли производства уже начали наблюдаться постепенный рост и оживление.

Тем не менее, финансовый кризис не смог остановить развитие транспортной отрасли – спрос на перевозку грузов автомобильным транспортом постепенно возрастает. Производство грузовых автомобилей в 2010 г. выросло, по сравнению с 2009 г., на 66,5%, а импорт грузовых автомобилей – на 107,3%. Этому способствуют и очевидные экономические выгоды от развития грузового автомобильного транспорта:

– увеличение занятости за счет создания новых рабочих мест;

– снижение себестоимости продукции за счет оптимизации транспортной составляющей;

– повышение экономической активности за счет совершенствования транспортной инфраструктуры.

Таблица 1

Производство, импорт грузовых автомобилей и грузоперевозки за 2005–2010 гг.

Проблемы

У грузового автомобильного транспорта России есть и проблемы.

1) сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной структуры, увеличения износа и т.д.) и работоспособности;

2) до настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. На сегодняшний день нормативным требованиям соответствует лишь 37% федеральных и 41% региональных и межмуниципальных дорог;

3) до настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения до 15 млн жителей (в том числе 7,5% от общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием [2];

4) федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13,5 тыс. км, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам;

5) сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по грузовому автомобильному транспорту достиг 45–50% и продолжает нарастать;

6) по обеспеченности территории страны дорогами и протяженности дорог с твердым покрытием Россия уступает развитым странам.

Эти проблемы не могут заслонить перспективы грузового автомобильного транспорта в России.

Определим наличие связи между ВВП России и грузооборотом автомобильного транспорта (см. табл. 2 ниже) [3].

Линейный коэффициент корреляции между ВВП (в сопоставимых ценах) и грузооборотом автомобильного транспорта составляет 0,55. Это означает наличие прямой и сильной связи между грузооборотом автомобильного транспорта и ВВП России. Следо вательно, грузовой автомобильный транспорт может оказать существенное влияние на развитие экономики России.

Таблица 2

ВВП России и грузооборот автомобильного транспорта за 2005–2010 гг.

Грузооборот автомобильного транспорта и густота автомобильных дорог

Сравним темпы роста грузооборота России и в странах ЕС (см. табл. 3 ниже) [4].

Темпы роста грузооборота грузового автомобильного транспорта в России пока отстают от стран ЕС. В перспективе это отставание будет наверстано.

Россия занимает треть Евразии, является транспортным мостом между Европой и Азией. В условиях глобализации мировой экономики грузовой автомобильный транспорт становится важнейшим рычагом процессов интеграции.

Существенное влияние на рост ВВП страны оказывают также инфраструктурные показатели грузового автомобильного транспорта – густота автомобильных дорог на 1000 км2 территории страны (см. табл. 4 ниже) [5].

Линейный коэффициент корреляции для вышеприведенных стран между ВВП на душу населения и густотой автомобильных дорог на 1000 км2 территории страны составляет 0,23. Таким образом, связь между ВВП на душу населения и густотой дорог прямая.

Чем больше будет автомобильных дорог на 1000 км2 территории нашей страны, тем больше будет ВВП на душу населения в России. В настоящий момент недостаточно развитая инфраструктура грузового автомобильного транспорта является сдерживающим фактором для развития экономики страны.

Оценим долю грузового автомобильного транспорта в общем грузообороте в России и в промышленно развитых странах.

Данные табл. 5 (см. выше) указывают на недостаточный уровень развития грузового автомобильного транспорта в России в сравнении с промышленно развитыми странами.

У нашей страны есть перспективы для дальнейшего развития грузового автомобильного транспорта.

Переход от экспортоориентированной сырьевой экономики к экспортоориентированной промышленной экономике уменьшит долю трубопроводного транспорта в пользу других видов транспорта и прежде всего, грузового автомобильного.

Таблица 3

Темпы роста грузооборота автомобильного транспорта в РФ и ЕС за 2003–2006 гг.

Таблица 4

Показатели инфраструктуры автомобильного транспорта РФи развитых стран в 2008 г.

Таблица 5

Удельный вес видов транспорта в общем грузообороте в 2008г., в %

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) грузовой автомобильный транспорт Российской Федерации принадлежит к приоритетным отраслям народного хозяйства;

2) у грузового автомобильного транспорта России есть существенные проблемы – старение основных фондов, отсутствие единой сети федеральных дорог, исчерпанность пропускной способности дорог;

3) между грузооборотом грузового автомобильного транспорта и ВВП России существует прямая и сильная связь (коэффициент линейной корреляции равен 0,55). Грузовой автомобильный транспорт может оказывать существенное влияние на экономику страны;

4) между ВВП на душу населения и показателями инфраструктуры грузового автомобильного транспорта (густота автомобильных дорог на 1000 км2 территории страны) существует тесная связь (коэффициент линейной корреляции равен 0,23). Сейчас недостаточно развитая инфраструктура грузового автомобильного транспорта в России является сдерживающим фактором для развития экономики страны.

5) переход от экспортоориентированной сырьевой экономики к экспортоориентированной промышленной экономике уменьшит долю трубопроводного транспорта в пользу грузового автомобильного транспорта.

Научная новизна статьи – применен корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между технико-экономическими показателями грузового автомобильного транспорта и макроэкономическими показателями народного хозяйства.


Источники:

1. Кевеш А.Л. Основные показатели транспортной деятельности в России, 2010. – М.: Росстат, 2010. – 87 с.
2. Проект транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
3. О пересмотре динамического ряда ВВП за 2002–2009 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm.
4. Eurostat. Statistical Books. Panorama of Transport. Office of Official Publications of the European Communities. 2009 Edition. P.169
5. Report for Selected Countries and Subjects [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 04:42:25