Физкультура и спорт: экономические методы управления на региональном уровне

Бусарев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бусарев С.В. Физкультура и спорт: экономические методы управления на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 181-188.

Аннотация:
В статье анализируются экономические методы управления сферой физической культуры и спорта на региональном уровне в контексте цикличности развития экономической системы.

Ключевые слова: государственная политика, физическая культура и спорт, экономический цикл, региональный бюджет



Невозможность полного устранения объективного процесса циклических колебаний должна стимулировать поиск и постоянное совершенствование методов и форм регулирования данного процесса. Управление циклическим развитием как экономической системы в целом, так и сферы физической культуры и спорта (далее ФКС) должно осуществляться на разных уровнях хозяйствования, что обеспечивает синергетический эффект. Проведем анализ бюджетного регулирования сферы ФКС на региональном уровне, выявим характерные тенденции и дадим рекомендации, исходя из правил антициклической политики. Для оценки степени учета изменений экономической конъюнктуры при проведении расходной политики проведем анализ представленных графиков.

Динамика финансирования физкультуры и спорта из бюджета Псковской области

Обратимся к графику, представленному на рис. 1 (с. 182). На протяжении анализируемого периода можно наблюдать неравномерную динамику финансирования ФКС из регионального бюджета Псковской области. В 2006 году зафиксировано незначительное снижение в объемах выделяемых средств. Относительная неравномерность зафиксирована в 2007 и в 2010 годах. В 2011 году финансирование сферы выросло в 4,6 раза. Такой значительный рост объясняется изменениями в бюджетном законодательстве. В плановом периоде наблюдается постепенное снижение в объемах выделяемых средств.

Рис. 1. Динамика финансирования сферы ФКС из областного бюджетаПсковской области (2005–2013 гг.) [2]на фоне динамики ВВП (2005–2013 гг.) [4,5]

В относительных суммах в 2007 году по отношению к 2006 году финансирование возросло на 194,2% (то есть почти в три раза), в 2008 – на 47,7%, в 2009 – на 10,9%, в 2010 – на 58,3%, в 2011 – на 355,6% по отношению к предыдущему периоду. В 2012 и 2013 годы запланировано снижение расходов на 10,9% и 25,5% соответственно.

Резкое увеличение расходов в 2007 году произошло за счет ЦС «Непрограммные инвестиции в основные фонды», так как в 2006 году расходы по данной ЦС предусмотрены не были. В 2009 году расходы возросли за счет ЦС «Областная долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта Псковской области на 2009–2011 годы"». В 2010 году расходы увеличились за счет ЦС «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации».

В 2011 году рост наблюдается как по текущим, так и по капитальным расходам, в том числе в рамках областных целевых программ: «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009–2013 годы», «Дети-инвалиды на 2011–2015 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2010–2014 годы».

Также значительное увеличение наблюдается по ЦС «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений».

При соотнесении динамики финансирования ФКС с темпами роста ВВП становится очевидным, что до 2008 года включительно динамика рассматриваемых показателей была положительной. В 2009 году динамика ВВП становится отрицательной, в то время как финансирование отрасли продолжает увеличиваться. В 2010 году динамика ВВП вновь становится положительной и по темпу роста приближается к финансированию отрасли.

Динамика финансирования физкультуры и спорта из бюджета Ленинградской области Проведем анализ финансирования ФКС из регионального бюджета Ленинградской области (см. рис. 2 на с. 184).

Анализ динамики финансирования отрасли из областного бюджета показал, что значительный рост расходов произошел в 2007 году, когда расходы выросли почти в 3 раза по отношению к предыдущему периоду. В 2008 году по отношению к 2007 году расходы выросли почти в 7 раз, что в значительной мере обусловлено изменениями в бюджетной классификации. Затем в 2009 году наблюдается сокращение расходов на 8,4%.

Для 2011 года характерен резкий скачок в финансировании сферы, которое увеличивается более чем в два раза. Это объясняется как абсолютным увеличением в объемах выделяемых средств, так и существенными изменениями в бюджетном законодательстве. В 2012 году (плановый период) наблюдается сокращение расходов до уровня 2010 года. В 2013 году запланирован незначительный рост на уровне 0,2%.

В 2007 году наблюдался значительный рост текущих расходов по ЦС «Физкультурно-оздоровительная работа и спортивные мероприятия» с 505 тыс. руб. до 8724 тыс. руб. Также возникли расходы по ЦС «Непрограммные инвестиции в основные фонды» в размере 1000 тыс. руб.

В 2008 году примерно в равных долях увеличились капитальные и текущие расходы. По ЦС «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» расходы возросли с 1000 тыс. руб. до 50000 тыс. руб. По ЦС «Региональная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2005–2010 годы"» расходы составили 56 469 тыс. руб.

В 2009 году изменилась структура расходов: исчезла ЦС «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы», что компенсировалось ростом текущих затрат по ЦС «Региональные целевые программы» с 56 469 тыс. руб. в 2008 году до 99 234 тыс. руб. в 2009 году. В 2010 году капитальные расходы увеличились преимущественно за счет ЦС «Бюджетные инвестиции» в рамках подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы».

В 2011 году рост финансирования произошел как за счет текущих, так и за счет капитальных расходов. Капитальные расходы увеличились в рамках реализации долгосрочных целевых программ: «Социальное развитие села на 2009–2012 годы» (на 55 116 тыс. руб.), «Развитие объектов физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2009–2011 годы» (на 108 318 тыс. руб.). В бюджетах на плановый период расходы по этим целевым статьям не предусмотрены.

Рис. 2. Динамика финансирования сферы ФКС из областного бюджетаЛенинградской области (2005–2013 гг.) [1]на фоне динамики ВВП (2005–2013 гг.)

Динамика финансирования физкультуры и спорта из бюджета Санкт-Петербурга

Проведем анализ финансирования ФКС из регионального бюджета Санкт-Петербурга (см. рис. 3 на с. 185).

Анализ динамики финансирования сферы показал, что в 2008 году расходы возросли почти в 9,5 раз, что в значительной мере объясняется изменениями в бюджетном законодательстве. До 2010 года наблюдалась тенденция постепенного снижения объемов финансирования из регионального бюджета. В 2011 году зафиксирован рост на уровне 19,7% по отношению к 2010 году. В 2012 году запланировано сокращение расходов на 56%. Данная тенденция наблюдается и в 2013 году (плановый период), в котором плановые расходы сократились на 29% по отношению к 2012 году.

В 2008 году расходы возросли за счет капитальных расходов, которые составляют более 80% всех расходов. В 2009 году отмечалось снижение как текущих, так и капитальных расходов. В 2010 году сокращение произошло за счет капитальных расходов, при этом зафиксирован незначительный рост текущих расходов. В 2011 году наблюдается незначительный рост капитальных расходов, и более чем в 2 раза возросли текущие расходы. В 2012 году запланировано снижение бюджетных инвестиций на физкультуру и спорт более чем в 3 раза. В 2013 данная тенденция продолжается и бюджетные инвестиции будут сокращены более чем в 2 раза.

Рис. 3. Динамика финансирования сферы ФКС из бюджета Санкт-Петербурга(2005–2013 гг.) [3] на фоне динамики ВВП (2005–2013 гг.)

Оценка расходной политики на региональном уровне

Давая оценку расходной политике в сфере ФКС на региональном уровне, необходимо выделить следующие аспекты:

– динамику финансирования сферы ФКС можно охарактеризовать как неравномерную;

– до 2008 года (фаза подъема) включительно в представленных регионах наблюдается положительная динамика в расходной политике. Тренд динамики финансирования сферы совпадает с трендом динамики ВВП, что противоречит методологическим положениям антициклического регулирования. Выявленная тенденция способствует увеличению амплитуды циклических колебаний;

– в 2009 и 2010 годах (фаза кризиса) наблюдается сокращение объемов государственной поддержки сферы из бюджета Санкт-Петербурга, что, на наш взгляд, противоречит правилам антициклического регулирования. В Псковской и Ленинградской областях наблюдается рост расходов, что, как мы считаем, положительно влияет на экономические условия, как в самой сфере ФКС, так и на экономику страны в целом;

– на 2012 и 2013 годы запланировано снижение расходов в бюджетах рассмотренных регионов, что не способствует сглаживанию циклических колебаний как в самой сфере, так и в экономике в целом.

Заключение

Обобщая выявленные тенденции в финансировании сферы на региональном уровне, можно предположить, что при формировании расходной политики рекомендации и правила антициклического регулирования не принимаются во внимание.

На наш взгляд, в неблагоприятные периоды действие бюджетного регулятора должно быть направлено на поддержку сферы ФКС путем дополнительного финансирования, в положительные периоды конъюнктуры – на аккумулирование бюджетных поступлений. Необходимо отметить, что пути стабилизации экономической системы и демпфирования циклических колебаний должны быть сбалансированы между рыночными саморегуляторами и государственным вмешательством через регулирование и планирование, в том числе бюджетное. Все вышесказанное достигается регулярным мониторингом экономической конъюнктуры и высоким уровнем компетенции управленцев.


Источники:

1. Официальный портал Администрации Ленинградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenobl.ru/finance.
2. Государственное финансовое управление Псковской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finance.pskov.ru/programmareformirovaniya-regionalnykh-finansov.
3. Комитет финансов Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fincom.spb.ru.
4. Национальные счета России в 2002–2009 гг.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm
5. Показатели уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011–2013 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20101217_03

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:29