Фактор как базовое понятие в антикризисной модели управления предприятием
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Пыткин А.Н., Поносова Е.В. Фактор как базовое понятие в антикризисной модели управления предприятием // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 66-70.
Аннотация:
В статье на основе данных исследования компании «Ernst & Young» в области бизнес-рисков формулируются подходы к антикризисному управлению с позиции теории ситуационного управления с выделением фактора как базового понятия управления развитием в условиях кризиса.
Ключевые слова: управление, кризис, риск, развитие, анализ, фактор, ситуация
В исследованиях британской компании «Ernst & Young» представлен рейтинг десяти основных рисков для международного бизнеса [1]:
1) несоответствие законодательным требованиям;
2) доступ к кредитам;
3) медленное восстановление или угроза второй волны кризиса;
4) кадровая политика;
5) ведение деятельности на развивающихся рынках;
6) снижение затрат;
7) выход новых игроков на рынки;
8) радикальная экологизация;
9) корпоративная социальная ответственность;
10) управление союзами/альянсами и исполнение сделок.
Список наиболее значимых рисков насчитывает 25 позиций. В их числе риски, которые в перспективе могут стать доминирующими.
Результаты анализа, проведенного Ernst & Young, нельзя считать случайностью, если обратить внимание на понятийное единство терминов «риск» и «кризис». В Толковом словаре иноязычных слов даются следующие определения [3]:
– риск (от французского risque) – возможная опасность;
– кризис (от латинского crisis) – резкий, крутой перелом в чем-нибудь.
Ситуационное управление
Очевидно, что «резкий, крутой перелом в чем-нибудь» обусловлен событием ранее «возможной опасности». В данном случае также применимо понятие «ситуация» (от латин ского situatio) – совокупность обстоятельств, положение, которое характеризуется как наличием «возможных опасностей», так и их событием – «резким, крутым переломом». То есть, возникает потребность в ситуационном управлении по преодолению кризисной ситуации, что может быть в дальнейшем принято за основу антикризисного управления развитием предприятия на довольно длительную, по оценкам экспертов, перспективу. В связи с этим необходимо рассмотреть основные принципы ситуационного управления, которые могут быть трансформированы в факторы антикризисного управления.
Достаточно корректно основные принципы ситуационного управления сформулировал Н.А. Будагьянец. Автор пишет, что ситуационные теории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и во многом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частные подходы к управлению [2].
Применение ситуационных теорий при выработке и принятии управленческих решений предполагает учет ограничивающих или сдерживающих факторов, существующих в самой организации.
В рамках этих теорий выделяют три основных типа ограничений:
– технологические, определяемые типом и гибкостью организационных средств производства товаров и услуг;
– человеческие, отражающие уровни компетентности персонала организации, факторы мотивации трудовой деятельности, степень восприятия работниками происходящих в организации изменений;
– ограничения в постановке задачи, обусловленные фактическим характером выполняемых работ.
Центральным моментом и объектом ситуационного управления является управленческая ситуация. Само слово «ситуация» часто используется в самых разнообразных аспектах и порой неотделимо от таких понятий как состояние, событие, положение и т.д.
Четыре условия правильного определения управленческой ситуации
Многие специалисты в области менеджмента склонны рассматривать ситуацию как набор обстоятельств, приближаясь тем самым к позиции ранних работ Д.А. Поспелова [4].
Позднее автор расширяет понятие ситуации, добавляя в него информацию о связях между объектами: «текущая ситуация – совокупность всех сведений о структуре объекта и его функционировании в данный момент времени» [5]. Все сведения подразумевают также причинно-следственные связи, которые могут выражаться множеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуация кардинально отличается от состояния и события, которые могут соответствовать только одному моменту времени. Некоторые авторы, пытаясь отделить ситуацию от состояния, рассматривают ее как синоним слова взаимосвязь.
Резюмируя вышесказанное и учитывая эволюцию развития методологии ситуационного управления, Н.А. Будагьянец определяет управленческую ситуацию как субъективную оценку конкретных характеристик предприятия и внешней среды (ситуационных переменных) и связей между ними, имеющих место в настоящее время, но зависящих от произошедших событий и развивающихся во времени и пространстве [2].
Можно сказать, что данное определение, в принципе, соответствует методологии исследования Ernst & Young.
Из приведенного определения следует, что правильное определение управленческой ситуации предполагает соблюдение следующих четырех необходимых условий:
1) управленческая ситуация должна содержать конечное количество факторов и описывать их состояние и взаимосвязь;
2) управленческая ситуация должна содержать только те факторы, которые существенным образом влияют на предприятие, поскольку учесть влияние абсолютно всех факторов при принятии решения невозможно;
3) управленческая ситуация должна включать в себя только те факторы, которые влияют на организацию в настоящий момент времени (а не в прошлом или будущем);
4) при описании управленческой ситуации необходимо учитывать причины и последствия ее возникновения.
Принципы эффективного ситуационного управления
Необходимость классификации управленческих ситуаций обусловлена тем, что их распознавание составляет первый этап процесса разрешения ситуационных задач управления. К настоящему времени наработано большое количество классификаций управленческих ситуаций, отличающихся классификационными признаками и глубиной декомпозиции. В качестве базовой для анализа и разрешения управленческих ситуаций может быть использована модель, основанная на учете ряда источников управленческих ситуаций во внешней и внутренней среде предприятия, рассмотрении их содержательных характеристик и использовании нескольких стратегий разрешения ситуаций.
Управление по ситуации основывается на учете и анализе множества факторов, так или иначе влияющих на организацию. Поэтому, чтобы принять максимально эффективное решение в данной конкретной ситуации, руководитель должен придерживаться определенных принципов или правил, основополагающих требований к эффективному управлению, важнейшими из которых являются следующие [2].
1. Принцип компетентности руководства.
2. Принцип отсутствия прецедентов.
3. Принцип взаимосвязи ситуационных переменных. Все факторы ситуации составляют единое целое, некую систему и поэтому так или иначе влияют друг на друга.
4. Принцип двойственного влияния факторов. Ситуационные факторы обладают разными, порой даже противоречивыми характеристиками.
5. Принцип непрерывности изменений.
6. Принцип необратимости изменений. Всякое изменение ставит организацию на новую (более высокую или более низкую) ступень развития.
7. Принцип быстрой реакции. Постоянное изменение ситуационных переменных требует непрерывной выработки управленческих решений, направленных на адаптацию организации к этим изменениям.
8. Принцип наличия предпосылок к изменениям.
9. Принцип приоритетности человеческого фактора.
10. Принцип оптимального соотношения результатов и затрат.
11. Принцип априорного решения.
12. Принцип формирования изменений.
Вершиной управленческого искусства можно считать принятие таких решений, которые не только позволяют организации приспособиться к изменениям ситуации, но и адаптировать сами изменения к организации.
Факторы в процессе управления
Все принципы ситуационного управления реализуются во взаимодействии.
Их сочетание зависит от конкретных условий деятельности организации, состояния внешней и внутренней среды, личных качеств руководителя и некоторых других факторов. Для реализации этих принципов выработаны определенные методы (инструментарий) ситуационного управления, то есть совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
Чаще всего в ситуационном управлении применяют методы системного, ситуационного и морфологического анализа, факторного и кросс-факторного анализа, экспертно-аналитический метод, методы диагностики, декомпозиции, аналогий, имитационного моделирования и т. д.
Выделенные Н. А. Будагьянцем принципы ситуационного управления задают основу факторного анализа.
Согласно Толковому словарю иноязычных слов, принцип (от французского principe) означает [3]:
– основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т. п.;
– убеждение, взгляд на вещи;
– основная особенность в устройстве чего-нибудь.
Фактор (от латинского factor) – существенное обстоятельство, причина какого-нибудь процесса.
По своей сути, перечисленные принципы ситуационного управления (основная особенность) могут быть представлены как существенные обстоятельства (факторы) в процессе управления.
Основные факторы управления развитием в условиях кризиса
Таким образом, могут быть сформулированы следующие основные факторы управления развитием в условиях кризиса:
1) фактор компетентности руководства;
2) фактор отсутствия прецедентов;
3) фактор взаимосвязи ситуационных переменных;
4) двойственное влияние факторов. Ситуационные факторы обладают разными, порой даже противоречивыми характеристиками;
5) фактор непрерывности изменений;
6) фактор необратимости изменений;
7) фактор быстрой реакции;
8) фактор наличия предпосылок к изменениям;
9) приоритетность человеческого фактора;
10) оптимальность соотношения ре зультатов и затрат;
11) априорность решения. Предвидение возможных изменений данной ситуации;
12) фактор адаптивности. Возможность и способность адаптации организации к изменениям ситуации и адаптации самих изменений к организации.
Предлагаемая совокупность факторов позволяет выйти на факторную модель управления развитием предприятия в условиях кризиса.
Источники:
2. Будагьянец Н.А. Основополагающие принципы ситуационного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/09/17/principy_situacionnogo_upravlenija.html.
3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2007. – 944 с.
4. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. – М.: Энергоиздат, 1981. – 232 с.
5. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: Теория и практика. – М.: Наука, 1986. – 288 с.
6. Ferguson Niall. The law of unintended consequences: Lessons from change [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ey.com/GL/en/Issues/Business-environment/Lessons-fromchange--Findings-from-the-market---Thelaw-of-unintended-consequences.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:58