Крупный бизнес и органы власти: особенности взаимодействия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Казанцева Е.Г. Крупный бизнес и органы власти: особенности взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 34-38.
Аннотация:
В работе рассмотрены особенности взаимодействия российского крупного бизнеса, в том числе олигополистических компаний, с органами власти. Интересы этих сторон совпадают не всегда, однако представители крупного бизнеса – это, безусловно, лучшие игроки национальной экономики. Автор приводит позитивный пример американского государства, которому удалось добиться близкого сходства между целями корпораций и общества, и рассматривает актуальные задачи в области взаимодействия российского государства с его олигополиями.
Ключевые слова: государство, крупный бизнес, взаимодействие бизнеса и власти, олигополисты, крупные бизнес-структуры, интересы общества
В условиях глобализации экономики крупный бизнес играет существенную роль в продвижении экономических интересов государства и обеспечении национальной безопасности. Государства заинтересованы в эффективном функционировании компаний, являющихся национальными чемпионами.
Мировая практика свидетельствует о наличии прочных взаимосвязей крупнейших компаний с органами власти.
Их взаимодействие осуществлялось по двум основным каналам. На Западе по мере роста концентрации частного капитала происходило переплетение его интересов с интересами органов власти. В странах Востока зачастую иностранный капитал при содействии органов власти выбирал себе партнеров из представителей наиболее крупного и жизнеспособного национального частного капитала. В России имеются признаки как западного, так и восточного вариантов сотрудничества.
В советское время вопроса о взаимодействии бизнеса и власти не существовало по причине отсутствия рыночной экономики и частной собственности на предприятия. В период перехода к рыночным отношениям проблема взаимодействия вновь стала актуальной. Соотношение сил между этими субъектами постоянно изменялось и носило противоречивый характер, принимая разнообразные формы: от противодействия до взаимовыгодного сотрудничества.
Масштабная приватизация последнего десятилетия ХХ века привела к утрате государственного контроля над многими крупными предприятиями. По оценке В. Волкова, в 1990-х годах слабое государство не представляло угрозы для частной собственности, но и не имело возможности надежно защищать права. После выборов 1996 года вертикальная политическая интеграция приобрела характер захвата государства группами интересов [5, с. 6]. С начала 2000-х годов под влиянием деятельности крупных частных игроков усилилась опасность ущемления интересов государства. В результате оно активно начало восстанавливать свои доминирующие позиции. В настоящее время крупный бизнес по-прежнему занимает привилегированное положение, при этом его возможности влияния на процесс выработки и принятия государственных решений сократились.
Взаимодействия органов власти и олигополистов
Рассмотрим, как в современной России складываются взаимодействия с властью наиболее влиятельной части крупного бизнеса – олигополистов.
1. Государство и олигополисты работают по принципу «бизнес и власть – партнеры». Их мирное сосуществование можно охарактеризовать как состояние подвижного, неустойчивого равновесия. Данный факт имеет сходство с процессами взаимодействия ведущих предприятий и государства в конце ХIХ – начале ХХ века.
Однако если раньше сотрудничество осуществлялось преимущественно с государственным уровнем власти, то сейчас в связи с четким разграничением полномочий происходит развитие партнерских отношений между крупнейшими компаниями и органами власти регионального и местного уровней.
2. Значимым явлением в России стала региональная политика олигополистов. Традиционно считается, что региональную политику проводит государство, однако на деле ее полноценными субъектами уже стали крупные компании. Осуществляя управление региональными подразделениями, они осуществляют размещение ресурсов на территориях, лоббируют экономические интересы на местах, руководствуясь собственными выгодами, которые не всегда совпадают с государственными.
Крупные бизнес-структуры зачастую подчиняют региональные системы собственным интересам. При этом степень такого подчинения определяется тем, насколько значимой их является деятельность определенного олигополиста в развитии региона.
Тем не менее, региональные власти активно конкурируют за привлечение олигополистов в регионы, поскольку от них в значительной степени зависит стабильность регионального развития.
3. Олигополисты по настоянию органов власти реализуют в рамках специальных соглашений дополнительные функции. Российский крупный бизнес часто располагается в моногородах и является наследником советских предприятий, которые выступали не только как место работы граждан, но и отвечали за развитие города в целом. Исходя из этой специфики, в наши дни под влиянием органов власти бизнес реализует дополнительные функции, такие, как развитие социальной и промышленной инфраструктуры.
Примеры привлечения крупного бизнеса к реализации дополнительных функций есть и в мировой практике.
Так, в 2002 году У. Чавес обязал нефтяную компанию PDVSA направлять на социальные нужды минимум десятую часть годовых расходов, а также осуществлять семь социальных миссий (стипендии студентам, услуги в сфере здравоохранения, субсидированная раздача продовольствия бедным семьям, регистрация граждан, программы технического образования, поддержки коренного населения, высшего университетского образования для взрослых, создание новых рабочих мест). [6, с.57] Для крупного бизнеса из экономически развитых стран характерна большая социальная ответственность и добровольность при реализации социальных функций, чем для компаний из стран с формирующимися рынками.
4. Взаимодействие крупного бизнеса и органов власти не всегда является прозрачным, не все условия этих соглашений становятся достоянием общественности. Кроме того, не являются исключением случаи коррупционного взаимодействия, что оказывает негативное воздействие на эффективность национальной экономики.
5. С целью получения государственной поддержки российский олигополисты использует разнообразные методы давления на органы власти.
В период последнего кризиса применялись такие методы, как угроза негативных последствий перехода контроля над активами к иностранным кредиторам (при этом активы уже контролировались зарубежными структурами); настаивание на включении в списки стратегических предприятий и участие в распределении средств, выделенных на реализацию антикризисной программы правительства; получение гарантий под устраивающие бюрократов проекты; давление на государство через провоцирование протестов [2, с.4].
Интересы государства и интересы олигополистических структур
Следует отметить, что российский крупный бизнес активно пользуется государственной поддержкой, но при этом не в полной мере следует обозначенным приоритетам государственной политики, например, инновационному обновлению экономики, диверсификации деятельности.
Примером может служить и поведение российского бизнеса в период экономического кризиса. По данным Счетной палаты РФ осенью 2008 года, когда наступление кризиса было очевидно, крупнейшие российские корпорации провели внеочередные собрания акционеров, на которых было принято решение о выплате промежуточных дивидендов. Например, «Русал», по некоторым данным, направлял до 90% прибыли на выплату дивидендов акционерам. [4, с. 6]
Предприятия в результате такой операции остались без оборотных средств, а собственники обратились за помощью к государству.
Безусловно, для сохранения олигополистических компаний, формирующих значительную часть ВВП и консолидированного бюджета, необходимо оказание им государственной поддержки.
Подобной политики по отношению к крупнейшим национальным компаниям придерживаются все экономически развитые страны. В то же время, необходимо отделять интересы государства от интересов олигополистических структур, что позволит сохранить крупнейшие компании страны и при этом не ущемлять общенациональные интересы.
Позитивная практика взаимодействия с государством американских олигополистов
Особо показательна практика взаимодействия олигополистов и американского государства, которая является залогом доминирующего положения американских компаний в мире. Главную роль в этом сыграло успешное превращение в один из национальных приоритетов процесс формирования и перерастания американских корпораций в структуры наднационального уровня.
Американскому государству удалось добиться близкого сходства между целями корпораций, ориентированными на повышение собственной конкурентоспособности, и целями общества, заинтересованного в скреплении той же конкурентоспособности, но на другом, более высоком национальном уровне. Таким образом, в результате крупный американский бизнес и государство преследуют единые общенациональные цели и помогают друг другу решать экономические и политические задачи.
Небывалое обострение конкуренции на мировых рынках, рост неравномерности развития отдельных стран и регионов вынуждают российских олигополистов и государство выстраивать свою тактику и стратегию исходя из системного видения мирохозяйственных процессов. Под влиянием процессов глобализации появились особенности деятельности олигополистов, требующие адекватного реагирования со стороны государства. К таким особенностям относятся:
– усиление конкуренции между глобальными олигополистами, которое может привести к структурному перераспределению мирового рынка;
– образование внутренних рынков крупнейших корпораций;
– растущее влияние глобальных олигополистов на мировое развитие;
– усиление неустойчивости мировой экономики.
Источники:
2. Кричевский Н., Иноземцев В. Постпикалевская Россия: план спасения олигархов//Ведомости. – 2009, № 155 (245).
3. Лаверычев В.Я. Государство и монополии в дореволюционной России: проблемы вмешательства абсолютистского государства в экономическую жизнь и воздействия капиталистических монополий на государственный аппарат. – М.: Мысль, 1982.
4. Лавров А. Зачем государству помогать бизнесу в оффшорах? // Комсомольская правда. – 21.02.2009.
5. Погребинская В.А. Промышленная политика России в конце ХIХ – начале ХХ века// Вестник Московского университета. – Сер. 6. – Экономика. – 2008, № 3.
6. Пусенкова Н.Н. Государство в нефтяной отрасли. Эффективны ли национальные нефтяные компании?// ЭКО. – 2010, № 9.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:58