Уменьшения зависимости Азербайджанской экономики от нефтяных доходов в современных условиях

Пашаджанов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Сегодня Азербайджан выделяется уровнем зависимости экономики от нефтяного сектора. В статье анализируется опыт зарубежных стран, сумевших успешно диверсифицировать свою экономику, предложены меры по уменьшению зависимости экономики Азербайджана от нефтяного сектора.

Ключевые слова: диверсификация экономики, Азербайджан, добыча нефти, нефтяной сектор, ненефтяной сектор, восстановление промышленности, опыт норвегии



В последние годы экономика Азербайджана развивается динамично и в последние пять лет является в основном результатом развития нефтяного сектора. Если в 2004 году удельный вес нефтяного сектора в ВВП составлял 31,3%, то в 2008 году этот показатель составил 54,1% [1].

В 2004–2008 гг. в структуре производства удельный вес нефтяной промышленности с 75,8% увеличился до 91,4%, ненефтяной промышленности снизился с 24,2% до 8,6%. Так, если в 2004–2008 гг. в нефтяном секторе произошел рост в 8,1 раз, то в ненефтяном в 2,4 раза [1].

В сравниваемые периоды удельный вес нефтяного сектора в бюджетных доходах увеличился. Так, если в 2004 году доля нефтяного сектора в валовых бюджетных доходах составляла 34,1%, то в 2008 году этот показатель достиг 63,9%. В 2008 году доля трансфертов из Нефтяного фонда в бюджетных доходах возросла с 8,6% до 36,2% [9].

Рост зависимости экономики Азербайджана от нефтяного сектора

Как показывает опыт, цена на нефть нестабильна. В 2011–2012 гг. в Азербайджане будет пик выработки нефти, и до 2024 года будет происходить постепенное снижение ее добычи. Поэтому зависимость бюджета от нефтяного сектора в будущем может стать причиной возникновения проблемы финансирования. Так, снижение доходов может увеличить дефицит бюджета, и на последующем этапе для восполнения этой пустоты государство может стать либо перед выбором внешнего долга, либо снижения расходов.

Зависимость от нефтяного сектора проявляется и во внешнеэкономической деятельности. Так, несмотря на увеличение в 2004–2008 гг. внешнеторгового оборота Азербайджана в 7,7 раз, в том числе экспорта – в 13,2 раз, импорта – в 2 раза, только в 2008 году 96,5% экспорта пришлось на долю нефтяного сектора [1].

Одним из важных моментов также является наличие удельного веса сырья в нефтяном секторе, составляющем основу экспорта. Так, в среднем 88,8% нефти, экспортируемой в 2004–2008 гг., было экспортировано в виде сырья, 11,2% же – в виде продуктов обработки.

В настоящее время инвестиции, направленные в нефтяной сектор, составляют 60,1%, а в ненефтяной сектор – 38,9% от общих инвестиций.

Таким образом, краткий анализ экономики Азербайджана за 2004–2008 гг. дает основание говорить о том, что зависимость экономики от нефтяного сектора возросла.

Отметим, что в последнее время процессы, происходящие в мировой экономике (глобальный финансовый кризис, резкое снижение цены на нефть) указывает на то, что одним из важнейших и актуальных вопросов, стоящих перед правительством, является уменьшение зависимости экономики страны от нефтяного сектора.

Опыт Норвегии

При ознакомлении с мировым опытом в этой сфере можно столкнуться как с негативным, так и с положительным опытом. Следует отметить, что когда говорят о положительном опыте в данной области, прежде всего, подразумевают опыт Норвегии. Особенностью проводимой политики Норвегии являлось то, что в ней нефтяной сектор играл роль локомотива, который обеспечивал комплексное развитие экономики [2]. При этом диверсификация находилась в центре ее экономической политики на протяжении 30 лет с момента открытия первых нефтегазоносных месторождений. Основными элементами диверсификации являются следующее.

1. Несмотря на добычу нефти в течение десятилетий, главной целью правительства Норвегии было максимальное участие местных производителей в удовлетворении возрастающих потребностей нефтегазовой промышленности. Так, в 1972–1994 гг. нефтегазовый сектор регулировался законодательством, в котором отдавалось преимущество местным поставщикам. В отдельные годы потребность нефтяного сектора в промежуточных продуктах на 90% удовлетворялась норвежскими производителями. Следует отметить, что после вступления в Европейский Союз и в общую экономическую зону этот закон был изменен. Однако до сих пор в Норвегии, обладающей высокоразвитым промышленным комплексом, сохранились тесные связи между добывающей и перерабатывающей отраслями [8].

2. Проводилась жесткая политики по контролю движения технологий и ноу-хау на территорию Норвегии. Так, одной из главных задач зарубежных компаний было скоординированная передача ноу-хау местным предприятиям. Для реализации этих задач была даже разработана специальная программа. В последующие годы сотрудничество между научно-исследовательскими институтами и компаниями нефтегазовой сферы носило обязательный характер. В 70-ые гг. зарубежные компании, разрабатывающие нефтегазовые месторождения, должны были, как минимум, 50% научных разработок осуществлять в научно-исследовательских институтах Норвегии.

Следует также отметить особое внимание, уделяемое проблемам окружающей среды, как один из основных элементов нефтяной модели Норвегии. С 1990-го года нефтяные компании обязаны производить точную оценку негативного воздействия своей деятельности на окружающую среду и представлять об этом отчет правительству [8].

Приоритеты развития экономики Азербайджана

На сегодняшний день в общем виде приоритеты развития экономики Азербайджана отражены в двух стратегических документах. Первый – это «Государственная программа по уменьшению бедности и экономическому развитию на период с 2003–2005 гг»., второй – «Программа социально- экономического развития регионов», охватывающая период с 2004–2008 гг.

Основной целью реализации Государственной программы по уменьшению бедности и экономическому развитию на период с 2003–2005 гг. является определение уровня бедности в стране, подготовка и осуществление необходимых мероприятий в этом направлении. В результате реализации Программы уровень бедности в Азербайджане, составлявший в 2002 году 46,7%, снизился в 2005 году до 29,3%. В последующие годы этот показатель уменьшился, составив в 2007 году 15,8%, а в 2008 году – 13,2% [4; 7].

Второй документ – Программа социально-экономического развития регионов на 2004–2008 гг. распространил свое действие на все отрасли экономики.

В годы реализации программы был достигнут высокий экономический рост на уровне макро-экономических показателей. Так, в 2004–2008 гг. реальный объем ВВП увеличился в 2,6 раза, а объем номинального ВВП на душу населения – в 5 раз [3].

В рамках государственной программы были проведены значительные работы по восстановлению и развитию инфраструктуры в регионах. К примеру, за последние пять лет в регионах были проложены или капитально отремонтированы магистральные дороги, протяженностью свыше 1000 км, проведены ремонтные работы на дорогах республиканского (600 км) и местного (2700 км) значения, построено 69 новых мостов, отремонтировано 34 старых [7].

Наряду с этим, в Баку был сдан в эксплуатацию ряд транспортных узлов, отремонтирована Хырдаланская кольцевая Бинагади-Балаханская автомобильная дорога, общей протяженностью 43,9 км, завершилось строительство «Бакинской кольцевой дороги», объединяющей 3 магистральные дороги страны [7].

С целью обеспечения спроса населения на электроэнергию в эти годы было сооружено 9 электростанций, из которых 7 приходится на долю регионов.

Особое внимание было уделено строительству учебных заведений, улучшению их материально-технической базы. В эти годы было сдано в эксплуатацию 1600 новых учебных заведений и дополнительных корпусов для отдельных учебных заведений. В регионах было построено 636 новых школ, а 192 школы были капитально отремонтированы.

Предлагаемые мероприятия по сокращению зависимости от нефтяного сектора

Для уменьшения зависимости экономики страны от нефтяного сектора считаем целесообразным осуществление следующих мероприятий:

1) определение направлений развития ненефтяной промышленности. Для достижения этой цели необходимо:

– восстановление, реорганизация существующих в стране отраслей промышленности и создание новых предприятий;

– поддержка государством деятельности предприятий после их приватизации;

– поддержка производства конкурентоспособной промышленной продукции, создание экспортно ориетированных производственных отраслей;

– подготовка квалифицированных кадров [7];

2) повышение эффективности использования существующего в стране туристического потенциала. Так, несмотря на то что в стране увеличилось число туристических предприятий, ассортимент предлагаемых ими туристических продуктов отстает от мировых стандартов. Для развития туристического сектора необходимо принятие ряда мер:

– доведение существующих туристических объектов до уровня международных стандартов;

– подготовка и внедрение прогрессивных методов и стандартов в области туристических услуг;

– расширение международного сотрудничества в подготовке кадров со странами, имеющими богатый опыт в области туризма;

– для организации в регионах свободного общения на международных языках – регулярное привлечение учителей общеобразовательных школ, преподающих иностранный язык, на семинары и тренинги;

3) создание агентств, играющих роль посредника в привлечении зарубежных инвесторов. Во многих развитых странах этот опыт используется достаточно широко. Основной целью создания агентств – установление контактов с зарубежными инвесторами, желающими вложить инвестиции в страну, оказание содействия в налаживании связей для выхода местных компаний на зарубежные страны или организации совместного бизнеса с зарубежными компаниями.


Источники:

1. Статистические показатели Азербайджана, 2004–2008. – Государственный комитет статистики Азербайджанской Республики.
2. Аббасов Г.А., Гусейнов Э.И., Имамгулиев Дж.М. Норвежская модель управления ресурсами // Финансы и учет. – 2006. – № 3. – С. 37–40.
3. Итоги реализации Программы cоциально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004–2008 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.economy.gov.az.
4. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики об утверждении «Программы продовольственной безопасности Азербайджанской Республики» (№ 640 от 9 марта 2001 года) // Сборник законодательства Азербайджанской Республики. – 2001. – № 3 (31 марта). – С. 652.
5. Государственная Программа по стабильному обеспечению в 2008–2015 гг. населения Азербайджанской Республики продовольственными продуктами.
6. Сборник законодательства Азербайджанской Республики // Милли Меджлис. – 2008. – № 9.
7. Государственная Программа социально-экономического развития Регионов Азербайджанской Республики в 2009–2013 гг.
8. Опыт богатых ресурсами стран по использованию природной ренты. Казахстанская нефть – шанс для развития: сборник докладов. – Алматы, 2006. – С.147–155.
9. Министерство финансов Республики Азербайджан: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http: www.maliyye.gov.az.
10. Национальный банк Азербайджана: официальный сайт Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http: www.cbar.az.
11. Государственный комитет статистики Азербайджанской Республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http: www.azstat.org.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 21:55:37