Экономическая эффективность интернет-сайтов медицинской тематики

Рубель А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рубель А.В. Экономическая эффективность интернет-сайтов медицинской тематики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 140-145.

Аннотация:
Статья посвящена прогнозу экономической эффективности информационных интернет-сайтов медицинской тематики. Представлен алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта, с использованием показателей видимости и посещаемости интернет-сайтов конкурентов. Показатель трафиковой емкости интернет-сайта позволяет сделать прогноз экономической эффективности информационных интернет-сайтов медицинской тематики.

Ключевые слова: экономическая эффективность, интернет-сайт, трафиковая емкость



Развитие интернет-технологий способствует развитию современных видов предпринимательства. Одним из видов малого предпринимательства является бизнес, связанный с размещением рекламных материалов владельцами информационных сайтов. К информационным сайтам относятся: тематические порталы, интернет-каталоги, личные интернет-дневники, блоги и др. Согласно статистическим данным, в русскоязычном интернете в 2008 году насчитывалось 3,2 млн блогов, а в 2009 году таких интернет-сайтов было уже 7,4 млн [1]. Одной из наиболее востребованных и популярных тематик в интернете является тематика «Здоровье» и «Здоровый образ жизни», представленная медицинскими порталами, он-лайн медицинскими консультациями и др. сайтами. Разработка методов прогноза экономической эффективности сайтов медицинской тематики является актуальной.

Экономическая эффективность информационных сайтов напрямую зависит от количества посетителей. Основным источником посетителей для таких сайтов являются поисковые системы [2]. Ввиду того, что на большинство информационных потребностей пользователей уже существует ответ в поисковых системах, этот ответ сформирован в том числе и сайтами конкурентов. Анализ сайтов конкурентов позволяет делать прогноз показателей посещаемости и экономической эффективности деятельности информационных интернет-сайтов медицинской тематики.

Видимость интернет-сайта по поисковому запросу

Для любого интернет-сайта можно рассчитать общую видимость в поисковых системах, по определенному запросу. Примем максимально возможную видимость за 100%. Такую видимость имеют сайты, находящиеся по «запросу X» на первой странице поисковой выдачи всех основных поисковых систем. Считаем, что такая общая видимость охватывает 100% потенциальной аудитории.

В большинстве случаев выдача поисковых систем состоит из множества страниц. Только первую страницу посещают 100% посетителей. Очевидно, что нахождение в результатах поисках ссылки на разных страницах подразумевает разную видимость сайта. Статистика переходов по страницам внутри поисковой выдачи показывает, что вторую страницу посещают не более 50% пользователей, а третью и следующие страницы – не более 10%. Таким образом, для первой страницы поисковой выдачи присваивается коэффициент видимости по поисковому запросу (V) равный единице, второй странице – 0,5, третьей странице – 0,1.

При расчете общей видимости сайта необходимо учитывать, что в российском сегменте интернет на настоящий момент существует четыре основных поисковые системы, охватывающих более 99% аудитории. Доли поисковых систем распределены следующим образом: Яндекс − 66,56%, Google − 22,47%, Mail.ru − 8,15%, Рамблер − 2,09% [3]. Из приведенных данных видно, что каждая из поисковых систем имеет разную долю (D) аудитории и вносит разный вклад в общую видимость сайта. Так, если сайт находится в поисковой системе Яндекс по определенному запросу на первой странице поисковой выдачи, а в Google, Mail.ru и Rambler – не находится вообще, то общая видимость сайта по данному запросу составляет 66,56%.

Таким образом, общая видимость интернет-сайта по поисковому запросу можно представить как сумму произведений коэффициента видимости в поисковой системе и популярности поисковой системы, выраженная в процентах.

, (1)

где:

i = 1,…,m, m – число поисковых систем;

Vz – общая видимость Интернет-сайта по поисковому запросу;

Vi – коэффициент видимости Интернет-сайта по поисковому запросу в i-той поисковой системе;

Di – доля i-той поисковой системы.

Пример 1. Расчет видимости сайта медицинских консультаций

Рассчитаем общую видимость сайта он-лайн медицинских консультаций medask.ru по поисковому запросу «препарат для глаз» на 1 декабря 2010 года. Позиция сайта в поисковой выдаче Яндекс – 14 (вторая страница поисковой выдачи), следовательно, коэффициент видимости – 0,5. Позиция в Рамблер − 1, коэффициент видимости − 1. Позиция в Google – 0, коэффициент видимости 0. Общая видимость сайта по приведенному поисковому запросу равна: (0,64 х 0,5)+(0,04 х 1)+(0,32 х 0) х 100% = 36%.

Алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта

Общая видимость Интернет-сайта по поисковому запросу (Vz) выражена в процентах и не показывает аудиторию количественно. С точки зрения прогноза важно знать, как изменится количество посетителей, если увеличиться общая видимость интернет-сайта по поисковому запросу.

Рассмотрим алгоритм расчета трафиковой емкости интернет-сайта, который позволяет прогнозировать количество посетителей из поисковых систем. Для этого используется показатель общей видимости сайта по списку поисковых запросов, а также количества переходов на сайты конкурентов по выбранному множеству поисковых запросов.

Алгоритм включает следующие этапы:

1) определение списка конкурирующих сайтов по выбранному множеству поисковых запросов;

2) оценка видимости конкурирующих сайтов по выбранному множеству поисковых запросов;

3) расчет трафиковой емкости для выбранного множества поисковых запросов.

Первый этап. Определяется список конкурирующих сайтов – это те сайты, которые имеют видимость отличную от нуля хотя бы по одному поисковому запросу из выбранного множества. Далее, для каждого из конкурирующих интернет-сайтов производится поиск открытых данных интернет-статистики (счетчиков сайта).

Второй этап включает расчет общей видимости конкурирующих Интернет-сайтов. Алгоритм расчета общей видимости интернет-сайта по поисковому запросу описан ранее (1).

Третий этап. Производится расчет трафиковой емкости поисковых запросов. Под трафиковой емкостью поискового запроса понимается потенциальное количество переходов пользователей, когда общая видимость интернет-сайта равна 100% (первая страница выдачи всех поисковых систем).

Зная видимость интернет-сайта по поисковому запросу, а также количество привлекаемых посетителей при текущей видимости можно рассчитать трафиковую емкость интернет-сайта по данному запросу. Она определяется по формуле:

, (2)

где:

Еz – трафиковая емкость Интернет-сайта по поисковому запросу;

P – количество посетителей привлекаемых на сайт по поисковому запросу;

Vz– общая видимость сайта по поисковому запросу.

Пример 2. Расчет трафиковой емкости

Для сайта medask.ru из примера 1 рассчитаем трафиковую емкость. Используя посещаемость по запросу «препарат для глаз», которая составляет 254 человека в месяц (Pi), получаем Es = 705. Трафиковая емкость по запросу «препарат для глаз» для сайта medask.ru составляет 705 посетителей.

Сумма рассчитанных трафиковых емкостей для выбранного множества поисковых запросов будет равна трафиковой емкости сайта.

, (3)

где:

i = 1,…,n, n – число поисковых запросов;

Еs – трафиковая емкость интернет-сайта;

Еzi – трафиковая емкость интернет-сайта по i-тому запросу из выбранного множества поисковых запросов.

Трафиковая емкость интернет-сайта (Еs) дает прогноз количества посетителей, которое может быть привлечено из поисковых систем по выбранному множеству поисковых запросов на информационный интернет-сайт.

Экономическая эффективность информационного интернет-сайта

Для информационных сайтов медицинской тематики можно рассчитать прибыль, получаемую с одного посетителя (С). Она равна прибыли интернет-сайта, отнесенной к общей посещаемости сайта. Прогноз количества посетителей (трафиковая емкость, Еs) позволяет рассчитать прибыль от прироста посетителей. Существуют методы расчета стоимости инвестиций (I), требуемых для продвижения интернет-сайта в поисковых системах по выбранным запросам [4]. Исходя из этих величин, рассчитаем экономическую эффективность информационного интернет-сайта, используя показатель ROI (Return on Investment).

, (4)

где:

ЭI –экономическая эффективность информационного Интернет-сайта;

Еs – трафиковая емкость информационного Интернет-сайта;

C – прибыль, получаемая с одного посетителя информационного Интернет-сайта;

I − инвестиции, необходимые для продвижения информационного Интернет-сайта.


Источники:

1. Блогосфера Рунета [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://company.yandex.ru/facts/researches/ya_blogosphere_2009.xml.
2. Сайты Рунета [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/rating/ru/media.
3. SeoRate: популярность поисковых систем [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.seorate.ru/rate/sep.
4. Seopult [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.seorate.ru/rate/sep/
5. http://seopult.ru/content/instruction#5.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:49