Инновационные стратегии малых нефтяных компаний россии: реальность и перспективы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с перспективами формирования инновационной стратегии предприятия. Автор анализирует эти перспективы для малых нефтяных компаний – в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Приводятся статистические данные и мероприятия, нацеленные на достижение поставленных стратегических задач.
Ключевые слова: инновационная стратегия, малые нефтяные компании, перспективы формирования, финансовые и нефинансовые эффекты, квалификация специалистов, горизонт формирования стратегии
Являясь динамично-развивающимся сегментом нефтяного бизнеса Российской Федерации, малые нефтяные компании в 2000–2010 годах весьма активно набирали финансово-экономические обороты своей деятельности. Однако, по нашему мнению, указанное выше развитие достигалось лишь за счет базового технологического импульса, заложенного в самом начале их деятельности, и не поддерживалось какими-либо инновациями [1].
Согласно данным, предоставленным ассоциацией малых и средних нефтедобывающих организаций в Российской Федерации «АссоНефть» (далее, ассоциация «АссоНефть») объем финансирования инноваций, приходящихся на данный сектор бизнеса в 2010 году, являлся минимальным и не превышал одной четверти процента. Более того, существенная часть малых нефтяных компаний (более 50%) в 2010 году не имела каких-либо формальных планов по своему развитию в инновационной сфере [2].
Виды инновационных стратегий малых нефтяных компаний
Приведенные данные, достаточно убедительно доказывают практическую уязвимость инновационной составляющей малого нефтяного бизнеса России, что особенно важно в стратегической перспективе его дальнейшего развития.
Ввиду этого, для подтверждения практической значимости данного вопроса, рассмотрим результаты проведенного нами исследования в направлении перспектив формирования инновационной стратегии малых нефтяных компаний.
Перспективы формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации подразделяются, исходя из временных рамок, на следующие виды:
– краткосрочные (до одного года);
– среднесрочные (от года до трех лет);
– долгосрочные (более трех лет).
На рис. (см. на с. 101) приведено ранжирование значимости перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации исходя из временного горизонта.
Рис. Ранжирование значимости перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации исходя из временного горизонта
Данные рис. свидетельствуют о том, что наибольший уровень значимости перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями, приходится на долгосрочный вид, сроком реализации от трех лет и более.
Текущие и среднесрочные перспективы
Далее, охарактеризуем каждый из указанных видов перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации по следующим элементам:
– уровень квалификации специалистов управляющего звена в области стратегического планирования, инновационного менеджмента и управления инновациями;
– функции внешних профессиональных консультантов;
– бюджет формирования инновационной стратегии;
– горизонт формирования инновационной стратегии;
– использование специализированных программных продуктов;
– учет финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании;
– детализация финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании.
Характеристика текущих перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации приведена в табл. 1 (см. на с. 102).
Таблица 1
Характеристика текущих перспектив формирования инновационных стратегий малыми нефтяными компаниями России
Наименование характеристики
|
Содержание характеристики
|
уровень квалификации специалистов управляющего звена в области стратегического планирования, инновационного менеджмента и управления инновациями
|
может несущественно увеличится за счет активизации механизмов самообучения или единовременных курсов повышения квалификации
|
функции внешних профессиональных консультантов
|
будут выполнять более 85% функций по формированию инновационной стратегии
|
бюджет формирования инновационной стратегии
|
будет находиться на уровне 5% от суммы бюджета на стратегическое планирование
|
горизонт формирования инновационной стратегии
|
до двух лет максимум
|
использование специализированных программных продуктов
|
будут использованы менее чем в 10% малых нефтяных компаний
|
учет финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании
|
учет лишь прямых финансовых эффектов
|
детализация финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании
|
низкая
|
Характеристика среднесрочных перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации приведена в табл. 2 (см. на с. 103).
Таблица 2
Характеристика среднесрочных перспектив формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации
Наименование характеристики
|
Содержание характеристики
|
уровень квалификации специалистов управляющего звена в области стратегического планирования, инновационного менеджмента и управления инновациями
|
может существенно увеличится за счет активизации механизмов дополнительного обучения и курсов повышения квалификации
|
функции внешних профессиональных консультантов
|
будут выполнять более 55% функций по формированию инновационной стратегии
|
бюджет формирования инновационной стратегии
|
будет находиться на уровне 25% от суммы бюджета на стратегическое планирование
|
горизонт формирования инновационной стратегии
|
до трех лет максимум
|
использование специализированных программных продуктов
|
будут использованы менее чем в 25% малых нефтяных компаний
|
учет финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании
|
учет прямых и косвенных финансовых эффектов
|
детализация финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании
|
средняя
|
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что в среднесрочной перспективе вопросам формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями России будет уделяться значительно больше внимания, практически по всем характеристикам.
Долгосрочные перспективы
Характеристика долгосрочной перспективы формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации приведена в таблице 3. Для достижения указанных перспектив целесообразно инициировать следующие мероприятия:
− для более комплексного представления аспектов оценки эффективности инновационной стратегии малой нефтяной компании активизировать практические действия научного сообщества в части совершенствования методологии интеграции разнородных эффектов от формирования и реализации инновационной стратегии в частности и стратегий развития в целом. На наш взгляд, большие перспективы в этой области вызывают разработки различных исследователей в области нейронных сетей (например, программные продукты серий Statistica Neural Networks) и многомерного моделирования на основе изучения размерностей четвертого порядка, способных объединить не менее четырех видов эффектов путем их проецирования в размерности более низкого порядка;
Таблица 3
Характеристика долгосрочной перспективы формирования инновационной стратегии малыми нефтяными компаниями Российской Федерации
Наименование характеристики
|
Содержание характеристики
|
уровень квалификации специалистов управляющего звена в области стратегического планирования, инновационного менеджмента и управления инновациями
|
может существенно увеличится за счет активизации механизмов дополнительного обучения и курсов повышения квалификации
|
функции внешних профессиональных консультантов
|
будут выполнять не более 25% функций по формированию инновационной стратегии
|
бюджет формирования инновационной стратегии
|
будет находиться на уровне 50% от суммы бюджета на стратегическое планирование
|
горизонт формирования инновационной стратегии
|
более пяти лет
|
использование специализированных программных продуктов
|
будут использованы более чем в 50% малых нефтяных компаний
|
учет финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании
|
учет прямых и косвенных финансовых и нефинансовых эффектов
|
детализация финансовых и нефинансовых эффектов от формирования инновационной стратегии малой нефтяной компании
|
высокая
|
− для снижения стоимости проводимых работ по формированию инновационной стратегии необходимо повысить квалификацию сотрудников малых нефтяных компаний в области экономики, менеджмента и информационного обеспечения с целью сокращения расходов на оплату услуг внешних консультантов за счет активизации использования штатного персонала;
− для сокращения длительности процесса разработки инновационной стратегии активизировать использование штатными сотрудниками аналитических служб малых нефтяных компаний специализированных программных продуктов, таких, например, как «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор», «Бизнес-Инженер» и другие.
Источники:
2. Антропов М.С. Разработка инновационной стратегии: барьеры, стратегические угрозы и средства их преодоления // Стратегический менеджмент. − 2008. − № 4. − С. 244–254.
3. Ассоциация малых и средних нефтедобывающих организаций в Российской Федерации «АссоНефть» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http:// www.assoneft.ru.
4. Компания PKF [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http:// www.pkf.com
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:48:19