Потенциал рынка. Экспресс-анализ для рынков b2c

Герасимова Г.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Герасимова Г.Н. Потенциал рынка. Экспресс-анализ для рынков b2c // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 185-190.

Аннотация:
В статье предлагается алгоритм экспресс-оценки потенциала рынка санаторно-оздоровительных услуг Республики Башкортостан.

Ключевые слова: маркетинг, рынок, статистика, потенциал рынка, методы определения потенциала рынка, закон сохранения покупательской энергии, статистические сборники

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Маркетинг любой коммерческой организации, цель существования на рынке которой – получение прибыли, стремится к освоению потенциала рынка на 100%. Потенциал рынка – это максимальный объем продаж на определенном рынке в заданный период времени. Это также возможный совокупный объем продаж всех компаний, оперирующих на данном рынке.

Потенциал рынка представляет собой верхнюю границу продаж, которая может быть достигнута всеми его участниками на товарно-родовом, типовом и видовом рынках. Зачастую фактический объем продаж в отрасли немного ниже потенциала рынка, поскольку функции производства и распределения товара не способны полностью удовлетворить потребности всех покупателей, которые желают и могут приобрести товар в определенный период времени [3].

Ежегодный отчет территориального органа Росстата

Исходя из характеристик товара и его принадлежности к товарно-родовому рынку, можно условно вычислить потенциал рынка с некоторым географическим делением, опираясь на базу данных органов государственной статистики, которые ежегодно формируют Ежегодный отчет территориального органа федеральной службы государственной статистики, например: Республики Башкортостан (согласно перечню регионов и субъектов федерации, данные можно найти по любому региону России), издается 1 раз в год и дает количественные данные по данной территории, то есть по всему населению территории осуществления (присутствия) коммерческой деятельности предприятия в том или ином регионе Российской Федерации. Сборник содержит статистическую информацию, отражающую явления и процессы, произошедшие в экономической и социальной жизни муниципальных образований.

Здесь представлена информация о населении, его занятости, социальной сфере, приведены показатели, характеризующие положение в отдельных секторах экономики – производственной деятельности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте [4].

Стоит отметить, что сейчас, в свете популяризации интернета, многие аналитики пытаются найти актуальные данные в интернете, однако самыми последними актуальными и достоверными данными располагают органы федеральной службы государственной статистики.

Определение потенциала рынка для компании, предоставляющей услуги санаторно-оздоровительного характера в г. Уфа

1 шаг: Определение рынка в целом

Справочник: «Муниципальные районы и городские округа РБ» даст информацию о количестве жителей, его структуре в отношении трудоспособности, о средней численности работников и их заработной плате.

Итак, в Уфе по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по РБ на конец 2008 года проживает около 1 млн. человек, 671 148 в трудоспособном возрасте.

Среднегодовая численность работников 352 581 чел. Средняя заработная плата работников предприятий и организаций равна 19 202 руб.

Учитывая, что основу любого рынка формирует экономически активное население, то следует подвергать исследованию именно данную группу людей, то есть предположить, что любое предприятие в г. Уфа может ориентироваться на рынок объемом в 671 148 человек, если оно предложит товары, необходимые данной группе людей.

Естественно, что вычисление потенциала рынка зависит как от характеристик самого товара, так и от характеристик потребителя (целевой аудитории). Более подробный ответ на данный вопрос поможет найти любая книга по маркетингу по теме «сегментирование рынка», а также раздел вышеуказанного сборника «Общие сведения об исследуемых домохозяйствах», который структурирует все население относительно пола, возраста и занятости.

2 шаг: Определение специфического рынка

Сборник «Уровень жизни населения» содержит основные социально-экономические показатели и индикаторы уровня жизни населения: размер, структура доходов и расходов и их распределение по различным социально-экономическим группам населения, уровень потребления, уровень занятости и условия труда, состояние социальной инфраструктуры, демографическая и криминогенная ситуация [5]. Это важно для понимания динамики и определения тенденций развития культуры потребления того или иного рынка.

Раздел «Социально-экономические показатели и индикаторы уровня жизни», подраздел «Доходы и благосостояние», «Структура платных услуг населению по видам» помогает в составлении карты динамики потребления выбранного рынка в г. Уфа (см. табл. 1 на с. 188).

Таблица 1

Выдержка из раздела: структура платных услуг населениюпо видам в РБ

Мы видим, что в целом по республике произошло снижение потребления санаторно-оздоровительных услуг как в структуре расходов, так и в денежном выражении, это может говорить о потреблении более «интересных», с точи зрения расходования средств, рынков.

3 шаг. Определение минимального потенциального рынка

Раздел «Городское население. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств», подраздел «Оплата услуг» (см. табл. 2).

Таблица 2

Выдержка из раздела: оплата услугдля санаторно-оздоровительных услуг

Исследуемая услуга потеряла 2% за последний период в структуре расходов и составила 1,4%.

Так как мы изначально договорились обсуждать трудоспособное население, что, конечно же, искусственно сужает границы потенциала рынка, однако это не столь критично. И таким образом, рынок санаторно-оздоровительных услуг на конец 2008 года можно определить как произведение трудоспособного населения, на данную сумму 671 148 чел. х 25,86 руб. = 17 355 887,28 руб., средняя стоимость предоставления такого отдыха «лечение и проживание» на территории РБ, по анализу цен, составляет 2000 руб. в сутки, то есть 8678 человек пользуются данными услугами в год.

4 шаг. Определение максимального потенциала рынка на краткосрочный период (3–5 лет)

Извлекается путем логической аналитики и свойства закона сохранения покупательской энергии2. Сначала находятся возможные статьи «схожести»3 по своим свойствам и предназначению, в данном случае – «медицинские услуги», которые набрали около 2% всей аудитории. Таким образом, общий потенциал расходов на санаторно-оздоровительные услуги в структуре расходов трудоспособных жителей Башкор тостана может составить 3,4%, то есть 62,80 руб. на 1 чел. в месяц. И около 42 млн. руб. в год. Для всего населения, при средней стоимости данных услуг в 2 тыс. руб. это около 21 тыс. чел. в год, либо около 60 отдыхающих ежедневно, если условия бизнес-плана предприятия располагают подобными ресурсами.

Выводы

Таким образом, закон сохранения покупательской энергии, пирамида Абрахама Маслоу и сборники территориального органа федеральной службы государственной статистики дают возможность сделать экспресс-анализ потенциала любого рынка, потратив 4–5 часов времени и около 1 тыс. руб. за данные сборники.

Существует мнение, что бизнес не может ориентироваться на показатели, которые предоставляют органы государственной статистики. Это не так.

Ведь если и существуют погрешности в том или ином виде, они пропорционально взаимноничтожны и также возможны при проведении собственных маркетинговых исследований. Все разделы сборников составлены в лучших традициях маркетинговых исследований, в частности, использованы материалы статистической отчетности, единовременных учетов, выборочных исследований, а также данные республиканских министерств и ведомств.


Источники:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. – М.: Кнорус, 2007. – 672 с.
2. Котлер Ф.Основы маркетинга. Краткий курс. – М: ИД Вильямс, 2003. – 656 с.
3. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. – М: ИД Вильямс, 2003. – 752 с.
4. Ганиев А.М. Муниципальные районы и городские округа Республики Башкортостан. – Уфа: Башкортостанстат, 2009. – 240 с.
5. Ганиев А.М. Уровень жизни населения Республики Башкортостан. – Уфа: Башкортостанстат, 2009. – 94 с.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 11:36:27