Анализ влияния нетарифных мер регулирования внешней торговли на российский импорт

Идрисова В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Целью настоящего исследования является анализ чувствительности физического объема импорта иностранных товаров к нетарифным мерам регулирования их ввоза в Российскую Федерацию в докризисный период 1997–2007 гг. Проведение подобного исследования позволит оценить степень влияния вводимых нетарифных ограничений на объемы импорта товаров в страну.

Ключевые слова: либерализация торговли, тарифное и нетарифное регулирование, импортные товары, объем импорта, опасные для здоровья товары



За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения странами мер регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики.

Во многом это связано с процессами либерализации в рамках присоединения стран к ВТО или членства стран в этой организации. Список мер довольно обширен. Согласно классификатору нетарифных мер, разработанному ЮНКТАД1, они включают в себя технические стандарты, санитарные и фитосанитарные стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и прочее. По различным оценкам, нетарифные меры, начиная со второй половины 80-х годов, охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли [3].

При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетрифные меры все более активно применяются и развивающимися странами – до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Оценка чувствительности импорта к нетарифным мерам регулирования

Произведем анализ чувствительности физического объема импорта для 4-х значных товарных групп по классификации ТН-ВЭД (1222 групп) к различным нетарифным мерам в Российской Федерации в период с 1997 по 2007 гг.

Уравнение по осуществлению оценки выглядит следующим образом:

где

ln(m) – объем импорта товаров в Российскую Федерацию;

ln(GDPt) – ВВП Российской Федерации в год t;

ln(RERt) – реальный эффективный обменный курс, отражающий как изменение цен на отечественную продукцию, так и изменение номинального курса в год t;

ln(Indt) – доля промышленности в экономике Российской Федерации в год t;

ln(Agrt) – доля сельского хозяйства в Российской Федерации в год t;

NTBk – k нетарифных мер регулирования внешней торговли в Российской Федерации (в частности, в данной статье будут рассмотрены четыре основные меры: регулирование ввоза товаров, содержащих озоноразрушающие вещества; государственное регулирование ввоза опасных отходов; запрет на ввоз опасных отходов; импорт по лицензиям) ln(p(1+t)) – цена за единицу товара с учетом тарифа на ввоз товара в год t.

Результаты оценки влияния нетарифных мер регулирования внешней торговли на физический объем импорта приведены в таблице (см. на с. 148).

Таблица

Результаты оценки влияния нетарифных мер на физический объем импорта4-значных товарных групп

Результаты анализа

По результатам проведенных оценок можно отметить, что введение нетарифной меры «Запрет на ввоз опасных отходов» приводит к существенному снижению объемов импорта соответствующих товарных групп. Наибольшее снижение импорта (на 66 %) при введении данной нетарифной меры наблюдалось для групп 4004 «Отходы, обрезки и скрап резины»; 4013 «Камеры резиновые»; 4017 «Резина твердая во всех формах». Наименьшее влияние на импорт данная нетарифная мера оказывает на группу 3001-3006, Фармацевтическая продукция – 10% снижение.

Наибольшее влияние нетарифная мера «Госрегулирование ввоза опасных отходов» оказывает на группу 7503, «Отходы и лом никелевые»: введение данной меры приводит к снижению импорта данного товара на 225%.

Наименьшее влияние данная нетарифная мера оказывает на группу 7001, «Отходы стекла от производства ламп, кинескопов и других изделий, содержащие специфические примеси» – снижение импорта данной группы товаров на 81%.

По результатам оценки, нетарифная мера «Регулирование ввоза товаров, содержащих озоноразрушающие вещества» оказывает значимое влияние только на группу товаров 39 (а именно, 3901-3911, 3925-3926) Пластмассы и изделия из них. Применение данной меры приводит к сокращению физического объема импорта на 53%.

Аналогично, нетарифная мера

«Импорт по лицензиям» оказывает значимое влияние только на две 4-х значные группы: 8471, Вычислительные машины и их блоки3 и 8473, Части и принадлежности для вычислительных и счетных машин. Эффект от введения данной нетарифной меры – 57% снижение объема импорта товаров соответствующих групп.

Следует особо отметить, что в отношении групп 3001-3006, 3404 нетарифная мера «Запрет на ввоз опасных отходов» в настоящий момент не применяется. Поэтому можно говорить о том, что с учетом полученных оценок, возникает возможность введения указанной нетарифной меры для ограничения импорта указанных групп товаров в известном объеме. То же самое можно отметить и в отношении товарных групп 3915 и 7001 для нетарифной меры «Госрегулирование ввоза опасных отходов».

Влияние нетарифных мер на импорт товаров

Таким образом, проведенные оценки чувствительности физического объема импорта позволяют сделать вывод о том, что применение нетарифных мер регулирования внешней торговли оказывает существенное влияние на величину товарооборота, кроме того, наблюдается существенная дифференциация влияния различных видов нетарифных мер на различные группы товаров.

Полученные в статье выводы о статистически значимом или незначимом влиянии какой-либо нетарифной меры на объем импорта некоторой товарной группы могут быть использованы для проведения количественных оценок их влияния на импорт товаров.

В настоящее время рамках глобальных международных процессов по либерализации торговли существенно ужесточается регулирование уровня таможенных тарифов и пошлин, а также наблюдается общая тенденция по сокращению количества применяемых нетарифных мер. Если изначально импорт некоторого опасного для здоровья товара был ограничен пошлиной, то после отмены данной пошлины с целью защиты потребителей от данного вида товара государство сможет применять нетарифную меру с известным количественным эффектом на объемы импорта. Кроме того, в такой ситуации будет возможность провести априорные оценки последствий (процентное снижение объемов импорта) введения некоторой нетарифной меры не только на данный целевой товар, но и на всю товарную группу, на которую планируется установить данную меру, в целом. С другой стороны, в случае статистически незначимого влияния нетарифной меры на объем импорта некоторых товаров, может быть сформирован перечень соответствующих товарных групп, по которым Россия сможет взять на себя обязательства по отмене соответствующих нетарифных мер, так как их отмена не приведет к существенному влиянию на объемы внешнеторговых потоков.


Источники:

1. Feenstra, Robert C., 1986, «Тrade Policy with Several Goods and 'Market Linkages'», Journal of International Economics, 20, 249–267.
2. Brander, James A. and Paul R. Krugman, 1983, «A Reciprocal Dumping Model of International Trade», Journal of International Economics, 15, 313–323. Reprinted as chapter 1 in Gene M. Grossman, 1992, Imperfect Competition and International Trade. Cambridge: MIT Press, 23–30.
3. Доступ российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки. – Министерство экономического развития, 2010.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 03:21:05