Механизмы образования промышленных кластеров
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены механизмы образования промышленного кластера, определены условия их формирования, обозначены стратегии кластерной политики на государственном и региональном уровнях.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, кластерная стратегия, механизм, промышленный кластер
В современном мире, а также в последние десятилетие в России популярна идея повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе кластерного подхода.
В экономике понятие «кластер» впервые было введено американским экономистом Майклом Портером в 1990 г., который дал следующее определение кластеру: «Кластер, — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3].
Промышленный кластер
Под промышленным кластером обычно понимается совокупность фирм (организаций), объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками, непосредственно не связанных между собой отношениями собственности, иными словами это комплексы-структуры, в которых готовая продукция или отходы одного производства являются полуфабрикатом или сырьем для другого).
Для выделения кластера важны три характеристики:
– наличие географической локализации;
– общность производимой продукции (ресурсов, технологии);
– тесные взаимосвязи между фирмами внутри кластера.
Наиболее важной особенностью промышленного кластера является сочетание конкуренции и кооперации между участвующими фирмами. Тесные кооперационные связи между фирмами в кластере приводят к положительным синергетическим эффектам, поэтому успех одной фирмы в кластере не отделим от общего успеха кластера.
Промышленные кластеры могут образовываться различными путями, не существует какой-то универсальной модели их создания. Опыт показывает, что толчком для зарождения кластеров могут послужить такие факторы как: удобное географическое расположение, богатство природных ресурсов, наличие научной базы, профессиональных кадров, развитой инфраструктуры, а также влияние деятельности успешной ком пании.
Четыре основных предпосылки для успешного развития кластера
По М.Портеру существует четыре основных предпосылки для успешного развития кластера:
– факторные условия. Наличие в кластере людских и природных ресурсов, научно-информационного потенциала, капитала, инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы. Причем, на первом этапе формирования кластера главную роль играют такие простые факторные условия, как наличие сырья, дешевая рабочая сила (часовой кластер в Гонконге) или благоприятная среда (для выращивания креветок в Эквадоре) [4]. Эти факторы имели решающее значение, по сравнению со специальными факторами, такими как высокопрофессиональная рабочая сила или же научно-исследовательской базы в лице университетов и научно-исследовательских центров;
– условия внутреннего спроса. Состояние и характер спроса на продукцию или услуга отрасли на внутреннем рынке, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса. Например, часто по различным причинам какой-то необходимый товар невыгодно или невозможно закупать в других странах, в результате возникают отечественные производители;
– смежные и обслуживающие отрасли. Наличие или отсутствие взаимосвязанных и родственных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. Они включают местных производителей специализированного оборудования, компонентов и услуг, являющихся основой для инноваций в обслуживающих ими отраслях, а также местные инновационные компании в отраслях, взаимоувязанных технологией, компетенциями и клиентами. Примером является кластер по производству медицинских перевязочных материалов в Сант Этьене [4] (Франция), который был создан на основе производства лент. В Далтоне [4], штат Джорджия (США), кластер ковровых изделий был создан на базе фирмы, выпускающей покрывала и т.д.;
– стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Господствующая в стране структура и стратегия фирм и отраслей, система их управления, и уровень внутриотраслевой конкуренции. Например, китайский кластер по производству телефонов более активно по сравнению с другими фирмами данной промышленности перенимает технологическую стратегию и пристально следит за исследованиями и разработками, тем самым привлекая высококлассный персонал для усиления технологических возможностей [1].
Также на образование кластера могут оказывать влияние две дополнительные переменные – политика правительства и воля случая, то есть незапланированные события. Такими событиями может быть, например, создание компании, породившейобразование других новых компаний, которые и становятся ядром кластера, или же причиной создания кластера может быть длительная забастовка, которая вынуждает покупателей искать альтернативных производителей нужной им продукции (забастовка текстильщиков в Бомбее привела к созданию текстильного кластера в Бхиванди, Индия) [4].
Таким образом, можно сказать, что появление или зарождение кластеров – это в основном стадия, не контролируемая государством. Вместе с тем проведение программ по идентификации потенциальных кластеров на ранней стадии формирования и дальнейшая государственная поддержка их развития способны, как показывает практика, значительно ускорить процесс создания конкурентоспособных промышленных кластеров.
Два типа кластерной политики
По Фезеру [6] выделяют два типа кластерной политики.
Первый тип – политика целевых кластерных стратегий. В этом случае цель правительства состоит в том, чтобы способствовать появлению и развитию конкретных кластеров. При таком подходе на первом этапе проводится идентификация и составление карт кластеров, определяется их характеристики и экономический профиль. Главной характеристикой целевых кластерных стратегий является всесторонняя поддержка развития конкретного кластера с помощью тщательно спланированных мероприятий в области спроса и поставок.
Политика целевых кластерных стратегий активно проводится правительством стран Евросоюза. Европейская комиссия занимается непосредственно поддержкой развития кластеров во всей Европе.
Второй тип кластерной политики носит название «кластер-информированных стратегий» [5].
Принципиальной задачей при использовании таких стратегий является оказание частичного содействия уже проводимым самими кластерами программам их развития. Этот вариант предполагает лишь частичное участие государственных и региональных правительств в развитии кластеров.
При таком подходе не проводится географическая идентификация кластеров, но могут быть использованы какие-то элементы кластерных технологий. Кластер-информированные стратегии используются для исследования определенных аспектов кластера, например, для исследования сети поставщиков, если она является слабым звеном кластера и препятствует его дальнейшему развитию. Такие страны как Франция, Германия, Италия и Испания склонны использовать именно такую политику кластерного развития.
Многие исследователи считают, что в настоящее время в большинстве стран используются кластерные стратегий обоих типов, причем они также используют целевые кластерные стратегии как на государственном (Швеция, Финляндия), так и на региональном (Уэльс, Шотландия) уровнях. За исключением Голландии и Скандинавских стран, лишь немногие имеют ярко выраженную государственную кластерную политику [2].
Заключение
Подводя итог, отметим, что создание промышленного кластера требует высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений между фирмами, правительством, образовательными учреждениями и общественными организациями. Каждая из этих структур может являться важным инструментом в процессе создания кластера, и способна эффективно исполнять свои функции и задачи только в составе хорошо отлаженного механизма.
Источники:
2. Институциальная экономика / Под общ.ред. А.Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 704 с.
3. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2001. – 608 с.
4. Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Высокотехнологичные кластеры как инструмент промышленной политики Российской Федерации // Журнал экономической теории. – 2007. – №2. – С. 78–90.
5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. – № 5. – С.15.
6. Feser, E. (1998) Old and New Theories of Industry Clusters, in Steiner, M.(ed) Clusters and Regional pecialisation, Pion Limited, London.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:26:16