Экономическая сущность и институциональная база образовательного кластера

Савзиханова С.Э.1
1 Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 10 (Октябрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24869321

Аннотация:

В статье рассматривается экономическая сущность и институциональная база образовательного кластера как перспективной формы производства знаний. Представлена систематизация теоретической базы кластерной концепции, которая позволяет установить  эволюционную трансформацию исследуемых экономических процессов. Учитывая то значение, которое придается роли вузов в кластере,  в статье выделен один из типов кластеров – образовательный. 

Ключевые слова: инновационная деятельность, бизнес, производство, образование, кадры, непрерывное образование, кластер, взаимодействие, инновационный продукт



Введение

В условиях модернизации российского образования перед высшей школой поставлена не только задача создания новой системы высшего образования, отвечающей положениям Болонской декларации, но и актуализации и интенсификации процесса развития новой парадигмы образования, а именно: непрерывного образования через всю жизнь, доступного из любой точки мира и без отрыва от рабочего места. Реалии сегодняшнего дня требуют организационно-структурных преобразований в системе подготовки специалистов, соответствующих этим требованиям.

Достижение основной цели непрерывного образования - образования через всю жизнь - возможно только в кластерной среде. Преимуществами кластеров также являются: снижение барьеров ведения инновационной деятельности, возможное увеличение заработной платы у сотрудников, работающих в компаниях, входящих в кластеры, увеличение отчислений в бюджет, возможность использования разнообразных источников технологических знаний и связей, повышение конкурентоспособности региональной экономики или страны в целом. В отдельных работах говорится, что есть прямая связь между ВВП страны (в абсолютном выражении и на душу населения) и степенью развитости кластеров, в пример приводятся США, Франция, Япония и другие развитые страны (Соколов, 2012).

Концепция «кластеризации», «кластерного подхода» сегодня получила столь разнообразное применение, а у самого понятия «кластер» появилось более двадцати подтекстов и значений (в ядерной физике, информатике, статистике, социологии, экономике, педагогике), что очевиден процесс хаотического соединения и нивелирования абсолютно разных типов, процессов и пространственных масштабов локализации автономных субъектов под единым, всеобъемлющим универсальным понятием. Однако практика показывает, что кластерная политика в России ориентирована на формирование и развитие, а за рубежом нацелена на поддержку уже функционирующих кластеров.

Теоретическая база кластерной концепции закладывалась в XIX в. когда было установлено, что эффективность деятельности фирм зависит от их географического размещения и близости к другим хозяйствующим субъектам, с которыми происходит взаимодействие (Соколов, 2012). На рисунке 1 представлена систематизация теоретической базы кластерной концепции, которая позволяет установить эволюционную трансформацию исследуемых экономических процессов.

По результатам анализа программ развития кластеров можно выделить несколько содержательных блоков вклада вузов в отраслевое развитие (в рамках кластера). Основным направлением взаимодействия вуза и организаций кластера, как по объему финансирования, так и по частоте взаимодействия, является подготовка специалистов для предприятий кластера. В рамках данного направления можно выделить несколько активностей.

Прежде всего, вуз обычно берет на себя обязательства по проведению анализа рынка труда в целом или той отрасли, в котором осуществляют свою деятельность организации кластера. Это позволяет актуализировать потребности организаций кластера в молодых кадрах, оценить существующий образовательный потенциал вуза по удовлетворению этой потребности.

По итогам анализа вуз может выявить недостатки в объеме и качестве подготовки специалистов по приоритетным для кластера и определенной отрасли направлениям.

Для устранения дефицита выпускников вуз инициирует серию мероприятий и проектов, направленных на популяризацию необходимых направлений подготовки среди абитуриентов и студентов. Так, анализ программ развития показывает, что большинство вузов проводят профориентационные мероприятия, ярмарки карьеры, создают базовые кафедры с насыщенными программами подготовки и передовым оборудованием, организуют практики и стажировки студентов на базе организаций кластера. Все это существенно повышает мотивацию обучающихся и желание в дальнейшем работать в организациях кластера.

С другой стороны, вузы активно привлекают представителей кластера к организации и проведению образовательного процесса. В частности, представители кластера привлекаются к разработке и корректировке образовательных стандартов, основных образовательных программ профессионального образования (в вариативной части) и учебных курсов в интересах отрасли функционирования кластера; к разработке и открытию новых направлений обучения; к промежуточной и итоговой аттестации компетенций студентов и выпускников вуза.

Все указанные направления взаимодействия нацелены на достижение максимального соответствия между знаниями, навыками и компетенциями выпускника вуза и квалификационными требованиями к молодому специалисту со стороны организаций кластера.

Вторым направлением вклада вуза в деятельность кластера и в отраслевое развитие является формирование системы непрерывного образования в интересах организаций кластера. В рамках данного направления деятельность вузов сосредоточена в основном на разработке и реализации программ переподготовки кадров и повышения квалификации предприятий кластера. Кроме того, при существовании корпоративного университета у ключевых организаций кластера вузы кластера оказывают ему научно-педагогическую поддержку в части совершенствования образовательного процесса и предоставления научно-педагогического персонала на краткосрочной основе.

Третьим направлением вклада вуза в деятельность кластера является осуществление научно-исследовательской деятельности в интересах предприятий кластера. По данному направлению не всегда привлекаются вузы, часто вся научная деятельность концентрируется в научных организациях, также входящих в кластер. Тем не менее, большинство программ развития кластеров подразумевают участие вуза в реализации отраслевых научно-исследовательских проектов по направлению функционирования организаций кластера.

Наконец, наименее распространенным блоком взаимодействия вузов с организациями внутри кластера является развитие организационных механизмов кооперации участников кластера. Здесь в основном выделяются проекты по организации на базе вуза структурного подразделения, задачей которого является кооперация деятельности организаций кластера в научно-образовательной сфере по определенным отраслям функционирования кластера.

Таким образом, кластеры с участием ведущих вузов вносят вклад в развитие отрасли не только за счет повышения качества подготавливаемых для отрасли кадров, но и за счет производства инновационной продукции.

В связи с этим в каждый кластер в обязательном порядке входят одно или несколько учреждений высшего профессионального образования в качестве опорных институциональных структур, ответственных за образовательную компоненту кластера и производство других специфических продуктов и услуг, характерных для образовательных учреждений различного уровня образования.

Учитывая то значение, которое придается роли вузов в кластере, можно выделить один из типов кластеров - образовательный. Более того, дифференциация и индивидуализация профессионального образования являются предпосылкой интеграционных процессов, один из которых – формирование и развитие образовательных кластеров. Правильно отметил Д.С. Соколов, что объединение образования и производства, образования и научных исследований вообще является прогрессивной тенденцией, поскольку в последнее время многие российские вузы уступают места в международном рейтинге, по оценкам экспертов, не в последнюю очередь из-за оторванности обучения от практики (Соколов, 2012).

Образовательное пространство России более 10 лет занимается изучением проблем, связанных с термином «образовательный кластер». Образовательный кластер стал глобальным явлением, изменившим облик образования во многих странах мира. Образовательные кластеры включают в себя факультеты для подготовки научных кадров, лаборатории и производственные структуры, позволяющими комерциализировать проекты. Деятельность этих кластеров должна осуществляться при государственной поддержке. На практике же вузы вынуждены с опорой на собственные силы, без соответствующего оборудования и целевого финансирования, создавать инновации помимо основного вида деятельности – преподавания.

Образование является для России абсолютным приоритетом, где концентрируется значительная часть ресурсов. Такая политика государства будет продолжаться, но она должна быть связана с очень глубоким подходом к эффективности и отдаче этих ресурсов. Главное в государственной программе развития образования – это качественное образование. Вся без исключения инфраструктура должна быть ориентирована на то, чтобы каждый обучающийся – школьник, учащийся, студент – мог реализовать свой личностный потенциал, иметь хорошие образовательные результаты, адекватные требованиям современной жизни.

Потребность в повышении качества образования обозначила необходимость пересмотра содержания образования его стандартизации и внедрения компетентностного подхода при подготовке специалиста. Вместе с тем представляется важным отметить выработку новых подходов к определению содержания деятельности высшей школы в условиях мирового финансового кризиса и роли государства в реализации одной из задач, поставленных перед высшими учебными заведениями, связанной с созданием инновационного продукта и доведения его до стадии коммерциализации.

Образовательный кластер играет роль инструмента формирования инновационной экономики, ускорения инновационного цикла посредством масштабирования лучших практик, передачи наукоёмких технологий, генерирования новых знаний и их коммерциализации в виде конечного продукта.

Важными чертами образовательного кластера являются:

- создание образовательной и производственной инфраструктуры для подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования;

- интеграция и кооперация образования с научными исследованиями и производством;

- создание инновационного продукта под заказ промышленности или бизнеса, обладающего конкурентоспособностью на национальном и глобальном рынках.

Заключение

Интегратором образовательного кластера выступает учебное заведение как системообразующий элемент этой системы, которому отводится роль центра подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных и наукоёмких производств, драйвера и проводника инноваций, обеспечивающий технологический рывок новыми конкурентоспособными разработками и технологиями.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:16:18