Инновационное развитие: роль малого бизнеса и государства
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Комиссаров А.Г. Инновационное развитие: роль малого бизнеса и государства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 43-48.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы развития малого предпринимательства и условия его эффективного развития в развивающихся странах в целом и в современной России в частности. Проанализированы причины недостаточных темпов развития малых предприятий в Российской Федерации и показано стадиальное отличие подходов развитых и развивающихся стран в сфере политики в области малого бизнеса.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, малое предпринимательство, высокие технологии, развивающиеся страны
В последние годы проблема малого предпринимательства приобрела в России особую остроту и актуальность, что связано, в первую очередь, с экономическим кризисом и ухудшением экономического «самочувствия» многих средних и крупных предприятий. Определенную роль здесь играют, конечно же, и инновационные устремления российского руководства. Но термин «малое предпринимательство» связан, прежде всего, с критериями величины хозяйствующего субъекта. Таким образом, относить предприятие к категории малых видов бизнеса следует, исходя из объема прибыли или дохода, объема оборота или, например, численности занятых работников (см. табл. на с. 44).
Таблица
Классификация предприятий РФ по размеру [6]
Категории бизнеса
|
Число занятых на предприятии
|
микро-
|
от 1 до 15 человек
|
малый
|
от 16 до 50 человек
|
средний
|
от 51 до 250 человек
|
Каковы проблемы малых предприятий в развивающихся странах? Предприятия здесь сталкиваются с трудностями при продвижении инноваций: это политическая нестабильность и неразвитая инновационная инфраструктура. В развивающихся странах, как правило, нет основательной научной базы, слабо развиты фундаментальная и исследовательская науки.
Государство и инновации
Предприятия не обладают достаточной прибылью для инвестирования в НИОКР, инновационные бюджеты почти нулевые из-за скромных возможностей по привлечению кредитных средств. Поэтому технологичный подход (разработка новых продуктов на основе исследований) не применим для предприятий развивающихся стран. Они используют ориентированный на клиентов подход − ищут способы решения проблем своих клиентов, не рассчитывая на новейшие научные достижения и разработки [11]. Поэтому развивающимся странам доступны инновации только в таких областях как производство, логистика, маркетинг, сфера обслуживания клиентов.
В западных странах приоритетом в сфере инноваций обладает именно малый бизнес, в то время так корпорации внедряют их научные разработки в производство − такое разделение труда обеспечивает повышение общей эффективности экономики. В России применяют технологические инновации, которые в основном сконцентрированы в малом и среднем бизнесе, в сферах обслуживания и торговли, что сильно отличает такой подход от экономически развитых стран [12].
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода хозяйства на рыночные принципы хозяйствования и играет важную роль в стимулировании инновационной активности в сфере малых и средних предприятий. Это регулирование касается процессов, пронизывающих всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность предпринимателей, что в итоге направлено на удовлетворение конкретных общественных потребностей через рыночный успех коммерциализации новшеств.
Дополнительным рычагом регулирования инноваций является экспортный контроль с целью недопущения утечки из России инновационных разработок для военных производств в страны, где их использование может подвергнуть опасности национальную и мировую безопасность [9].
Государство вынуждено регулировать инновации, потому что научные знания являются неконкурентным и неотчуждаемым общественным товаром. Частный сектор не в состоянии выполнять функции финансирования науки в полном объеме, так как это привело бы к росту издержек производства, а следовательно, к снижению прибыли.
Величина средств для реализации крупных инновационных проектов часто связывается с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства (дороги, электричество, газ, связь, и т.д.) [5]. Часть непосредственных расходов в этой сфере обязано брать на себя государство. И оно, как правило, финансирует не только фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых не всегда могут найти широкое применение в коммерческом секторе в ближайшее время.
Роль малого бизнеса в развитии инноваций
Ключевая функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства, которое по сути своей также является инновацией. Активно действуя в инновационной и научной сфере, государство должно формировать и приоритеты в этой области.
Потребность в регулировании и стимулировании инновационной деятельности, с одной стороны, обусловлена возрастающим значением инноваций для социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, а с другой, связана с ограниченностью рыночных механизмов в сфере получения и внедрения научно-технических разработок.
Помимо всего прочего, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике страны обусловлена кризисными тенденциями в науке, производстве и потребностью выхода из стагнации [1].
Анализируя инновационную политику государства и деятельность в этой области малых инновационных предприятий, можно заметить, что в их основе находится управление изменениями с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, модификации различных сторон деятельности предприятий. Следует учитывать, что без стабильного, систематично и поступательно развивающего сектора малого бизнеса не будет ни благополучного общества с развитой экономикой, ни цивилизованной государственной системы [10].
Мировая практика показывает, что без определенных государственных преференций малый бизнес развиваться не может. Развитие инноваций в России поэтому должно приобрести статус национального проекта, полагают руководители предпринимательских объединений. Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования иностранных инвестиций в российскую экономику, одной из целей которой является привлечение средств, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений.
Проблема создания и внедрения инноваций
Доля малого бизнеса в ВВП России в настоящее время не превышает 17%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет порядка 50%, а в Китае – даже 60% [3].
Государственная стратегия в области международной научно-технической кооперации должна быть разделена по странам и регионам мира. Это позволяет увеличить синергетический эффект международных связей и открыть целый слой нетрадиционной научно-организационной деятельности: координацию и управление заключительным этапом в НТП – созданием «под ключ» сложных производственных систем, производящих конкурентоспособные товары или услуги, пользующиеся повышенным рыночным спросом.
В настоящее время Россия участвует в международной инновационной деятельности только как поставщик высококвалифицированных кадров, так как в стране отсутствует спрос на научные разработки. В целом инновационная деятельность в нашей стране развивается противоречиво. В последние годы российская промышленность почти не предлагает новых технологий для выхода на мировой рынок. Почти все отрасли активно закупают за рубежом чужие ноу-хау, занимаясь имитацией западных производственных стандартов и их освоением.
Однако в России сегодня стоит проблема не только создания, но и внедрения инноваций. Большинство российских предприятий занимаются инфраструктурными, организационными и маркетинговыми изменениями. Наиболее активно инновации применяются в сфере сбыта − перенимаются новые для нас формы предоставления потребителю продукта, новые стили обслуживания. Такая деятельность имеет минимальную наукоемкость [8]. Вообще, в нашей экономике существует явное несоответствие между инновационной и производственной сторонами деятельности предприятий.
Доля Россия на мировом рынке высоких технологий в настоящее время менее полпроцента − страна по абсолютному объему экспорта высокотехнологичной продукции не уступает разве что странам экваториальной Африки. Причина банальна: платежеспособный спрос на исследовательские работы и научно-техническую продукцию не только со стороны бизнес-структур, но и государства минимален [7].
Гармоничное взаимодействие государства и предпринимательства
Проблема кризиса инноваций кроется в проводимой с начала 90-х гг. ХХ века российской экономической политике, а именно в модели отношений собственности в сфере науки и промышленности. Пониженный интерес предпринимателей к финансированию научных исследований в значительной мере определялся и определяется их ориентацией на текущую конъюнктуру рынка и получение максимальной прибыли.
Именно поэтому многие предприятия не могут в принципе иметь программы стратегического развития, основанные на продвижении на рынок высокотехнологичного продукта. Инвестиции в научные исследования с потенциальной отдачей даже в среднесрочной перспективе (3–5 лет), не говоря уже о долгосрочной, относятся к очень рискованным [2].
Таким образом, российское предпринимательство без поддержки со стороны государства никогда не станет инновационным и основой устойчивого экономического роста. Под инновационное развитие выстраивается вся иерархия экономических, социальных и политических институтов, которые могут увеличить прирост человеческого капитала – с соответствующими последствиями для России [4]. Поэтому процесс инновационного развития нуждается не только в стимулировании деятельности научных организаций, совершенствовании путей и способов внедрения результатов их труда в производство, но и в обеспечении гармоничного взаимодействия государства и частного предпринимательства. Это также зависит от ряда факторов, напрямую не связанных с национальной экономикой, но косвенно влияющих весьма значительно.
Сделать модель инновационного развития привлекательной можно лишь тогда, когда ученые, разработчики и предприниматели всем ходом экономической практики убедятся в ее преимуществах. Для этого на внутреннем рынке должен появиться достаточно высокий спрос на высокотехнологическую продукцию отечественного производства, что крайне маловероятно в нынешней ситуации.
Источники:
2. Горбунов В.Л. Инновационное предпринимательство и условия его развития: Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». − Минск: ГУ «БелИСА», 2006. − 156 с.
3. Киселев А.С. Социологическая перспектива инновационного общества. − М.: Альпина, 2007. − 110 с.
4. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. − Минск: Право и экономика, 2003. − 356 с.
5. Наука, производство, рынок в России // Проблемы теории и практики управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_3_99.htm.
6. Новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Комментарии и разъяснения. ТПП Российской Федерации. − М., 2008. − 205 с.
7. Опалева О.И., Черенкова Ю.В. Инновационный потенциал Российского предпринимательства // Финансы и кредит. − 2009. − № 4. − С. 20-28.
8. Павленко И.М. Инновационная деятельность предприятия как реализация инновационного процесса в масштабах всей страны // Матер. XII региональной науч.-техн. конф. «Вузовская наука − Северо-Кавказскому региону». Т.3. Экономика. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. − 247 с.
9. Семенушин И.К. Классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства. // Российский экономический журнал. − 2003. − № 11. − С. 21-30.
10. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. − М.: Дело, 2006. − 290 с.
11. Что могут противопоставить ТНК небольшие компании на рынке инноваций // Коммерческая биотехнология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbio.ru/modules/news/article.php?storyid=601.
12. Шаповалов А. Инновационная модель экономики России на подходе. Осталось начать и закончить // Коммерсантъ. − 2004. − № 25. − С. 17-20.
Страница обновлена: 01.08.2024 в 18:33:27