Modern Forms of Organizing the Innovation Activity

Evgeniy Serper

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 2-2 / February, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article summarizes the views of scientists on the development of the cluster concept of innovation activity. The author explains the necessity of using the principles of logistics when forming management organizational structures. He suggests methods of direct and indirect regulation of the regional innovation activity.

Keywords: clusters, competition, innovative activity, regional economy, network organizations



Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции – технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Важной особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые «точки роста».

Основоположник концепции кластеров в теории конкуренции М. Портер определяет кластеры как группы соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Именно уникальная комбинация этих компаний, с особыми технологическими связями, потоками знаний и социальными взаимоотношениями, определяет региональную конкурентоспособность.

Кластер как новый инструмент структурирования экономики

Кластер выступает современной формой интеграции экономического развития, для которой характерны [2]:

− территориальная локализация и концентрация производства;

− высокая внутренняя конкуренция среди однородных участников кластера;

− отношения кооперации и сотрудничества между участниками;

− развитые вертикальные и горизонтальные связи в цепочке воспроизводства ключевого продукта или услуги.

Кластерный подход становится основным инструментом структурирования экономики. Это связано с тем, что он дает новый способ понимания конкуренции и источников достижения конкурентных преимуществ, соответствуя теории «соконкуренции». Конструктивность и плодотворность использования данного подхода при обосновании государственной экономической и, в частности, инвестиционной политики обусловлены тем, что он более точно позволяет определить приоритеты и точки роста, оптимально сочетая как интересы территории и органов управления ею, так и бизнеса.

Кластеризация позволяет улучшить имидж региона, повысить занятость и благосостояние населения, наполнить бюджет и поддержать развитие малого бизнеса. Происходит «подтягивание» на территорию других участников рынка и инвесторов.

Формирование новых типов организационных структур

Изучение результатов зарубежных и российских исследований показывает, что существуют различные виды кластеров. Важно отметить, что при этом используется достаточно много разнообразных принципов, по которым наблюдаемые кластеры объединяются в однородные группы. Так, например, некоторые ученые классифицирует кластеры по уровню развития и выделяет три основные группы. Другие – в качестве классификационных критериев указывает динамику занятости и географическую значимость.

Хорошую иллюстрацию классификации дают результаты обобщения кластерных исследований, проводимых Институтом стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса. В рамках метаизучения кластеров здесь собрана база данных о 833 кластерах из 49 стран мира, в том числе 24 развивающихся стран. Эта база основана на 375 опубликованных и неопубликованных кластер-ориентированных материалах (книгах, докладах и статьях). Она включает 26 035 наблюдений, из которых 14 069 использовали количественные индикаторы [1].

Исследование современных тенденций в большей степени рыночного (самостоятельного и саморегулируемого) механизма организации инновационно-инвестиционной деятельности, часто выходящей за рамки отдельного предприятия, показывает формирование новых типов организационных структур, функционирующих на логистических принципах координации взаимодействия, интеграции управления и оптимизации принятия управленческих решений.

Изменения в подходах к внутрифирменному управлению, использование потенциала предпринимательства внутри предприятий с неизбежностью ведут к изменению организационных структур корпораций, возникновению новых типов структур, позволяющих более полно использовать возможности творческой самореализации работников, внутренней и внешней кооперации хозяйствующих субъектов. Но, помимо указанных причин, появлению новых оргструктур способствовали также выросшее значение фирм-потребителей в инновационных процессах (вплоть до их ведущей роли в определении характера и форм многих технико-технологических новшеств) и межотраслевой характер современного этапа НТП, способствующий взаимопроникновению материального и нематериального производства, научных дисциплин, технологий. Таким образом, в основе создания и функционирования современной фирмы лежат принципы постоянной инновационной ориентации, экономически целесообразной кооперации и специализации, технологической увязки производств и видов деятельности (НИОКР, производства, маркетинга и др.).

Шесть новых типов организаций

Главным свойством организации будущего, как показывают исследования, станет постоянное приспособление к динамичной внешней среде. Это реализуются в развивающихся в последние годы новых типах организационных структур компаний. На основе работ многих исследователей проблем организаций к настоящему времени формируются шесть новых типов организаций:

− сетевые организации, в которых подход к организации бизнес-единиц, в отличие от традиционного, предполагает отказ от иерархического построения структуры и жесткого закрепления функций за структурными элементами сетей;

− виртуальные корпорации, которые представляют собой логистическую систему, сформированную посредством использования информационной сети в рамках логистического соглашения;

− многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (управление производством, снабжением и сбыт);

− круговые корпорации – организации, отношения в которых построены на принципе демократичной иерархии;

− интеллектуальные организации – организации, добавленная стоимость продуктов которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов;

− обучающиеся организации – обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивая основное внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения.

В реальности между данными типами нет жестких границ – они могут пересекаться, объединяться, сосуществовать в рамках одной организации или их группы, могут возникать комбинированные структуры, сочетающие в себе характеристики нескольких типов. Тем не менее, перечисленные выше черты организаций будущего в той или иной степени присущи всем этим структурам.

Меры регионального прямого и косвенного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности достаточно многообразны. Их анализ позволяет заключить, что полномочия региональных властей позволяют им создавать структуры двух типов.

Во-первых, государственные органы, напрямую регулирующие данную сферу деятельности – различного рода комитеты, департаменты, министерства, управления и т.п., как в рамках уже существующих органов (например, управления в рамках министерств и комитетов), так и вне них. Примеры работы таких структур существуют уже и в зарубежной, и в российской хозяйственной практике: фактически во всех регионах Западной Европы и Северной Америки, характеризующихся высокой концентрацией научно-технического потенциала (не говоря уже о Японии, с ее опытом создания городов науки и инноваций – технополисов), в составе органов региональной власти существуют управления и департаменты, занимающиеся координацией и регулированием инновационной деятельности в рамках данного региона и на уровне межрегиональных взаимодействий. В России также создаются подобные структуры на уровне администраций и правительства республик, краев, областей и муниципальных образований.

Во-вторых, органы региональной власти могут создавать либо способствовать созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе – организаций, занимающихся разработкой и экспертизой инновационных проектов, сертификацией инновационной продукции, маркетингом инноваций, исследованиями и разработками по заказам предприятий и организаций, лизингом высокотехнологичного оборудования, консультированием и аудитом знаний в компаниях, информационным обеспечением инновационной деятельности в рамках региона. Для эффективного осуществления инноваций в регионе инфраструктурным обеспечением должны быть охвачены все стадии инновационного процесса – фундаментальные и прикладные исследования, опытные разработки, серийное производство, анализ рыночного потенциала и сбыт инновационной продукции. Это позволяет обеспечить логистическую целостность инновационных процессов в масштабах региона.


Страница обновлена: 19.05.2025 в 14:55:18