Основные подходы к развитию инновационной деятельности организаций в Российской Федерации

Назюта С.В1, Островская А.А.1, Таржманова Р.Ш.1
1 Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Назюта С.В, Островская А.А., Таржманова Р.Ш. Основные подходы к развитию инновационной деятельности организаций в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 3. – С. 555-574. – doi: 10.18334/ce.18.3.120689.

Аннотация:
В статье изложены основные подходы по развитию инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ, сформулированные по итогам проведенного исследования мер государственной поддержки инновационной деятельности зарубежных стран, а также эффективности реализации инновационных проектов и решений в российских организациях. По итогам описания подходов, авторы приходят к выводу, что приоритеты сегодняшних экономических условий и все изложенные подходы указывают на необходимость скорейшей разработки и реализации инновационных проектов, направленных на создание радикально новой продукции. По мнению авторов, результатом кардинальных преобразований по итогам применения основных подходов российскими организациями будет не только переход к интенсивному инновационному развитию, но и обеспечение национального технологического суверенитета и безопасности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, современная экономика, подходы, эффективность, радикально новая продукция, опережающее развитие

JEL-классификация: O30, O31, O32, Q55



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, российская экономика подвержена санкционному давлению со стороны Евросоюза и США, а также стран, поддерживающих санкционную политику. Современная экономическая ситуация характеризуется постоянным давлением стран через принятие пакета санкций, направленных на ослабление экономической базы Российской Федерации. Принятые 12 пакетов санкций, направленные на космическую, транспортную, энергетическую отрасли, военно-промышленные комплексы, поставки товаров. В особенности санкции влияют на получении извне прогрессивных технологий, а также различных видов машин, оборудования, комплектующих, определяющих создание наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, применяемых в различных отраслях промышленности. Санкционное давление в наибольшей мере будет воздействовать на сокращение импорта высокотехнологического оборудования, машин и электронной компонентной базы. Последствия санкционных ограничений должны стать стимулом модернизации российской производственной базы комплектующих и товаров двойного назначения для изготовления инновационной продукции во всех высокотехнологичных отраслях России. Но для того, чтобы это успешно состоялось уже сейчас нужно принимать меры и развивать подходы по развитию инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ.

Актуальность

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена беспрецедентным, постоянно усиливающимся санкционным давлением, оказываемое США, европейскими и другими странами. В противодействие этому санкционному давлению разработана Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная Правительством России от 20 мая 2023 года, в которых указано десять «сквозных технологий» и восемь направлений промышленного развития, призванных обеспечить технологический суверенитет, внедряя результаты отечественных исследований и разработок. Так же согласно Постановлению Правительства РФ от 2 июня 2022 г. № 1012 с 2023 года расширились параметры поддержки регионов на модернизации и развитию промышленности. Меры, перечисленные в вышеуказанном документе позволили увеличить темпы обновления производственных мощностей в регионах и простимулировать инвестиционную активность предприятий.

Данное исследование направлено на разработку основных подходов по развитию инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ. Вопросами развития инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ занимались многие ученые, среди которых следует отметить: С.Ю. Глазьева [1], А.А. Островскую [2,3], А.А. Чурсина и И.А. Квасова [4], Н.А. Окатьева [5] и др. Однако, современный этап развития экономики характеризуется бурным развитием инновационной деятельности, созданием и внедрением новых технологий, искусственного интеллекта, обработки больших баз данных, что, в свою очередь, требует от государств создания условий государственной поддержки предприятий, и возникает необходимость в разработке подходов и инструментов для применения инновационных технологий.

Цель исследования

Целью исследования является разработка основных подходов по развитию инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ.

Научная новизна

Научная новизна заключается в разработке пяти методических подходов по развитию инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ. На основе анализа успешного зарубежного опыта применения мер государственной поддержки инновационной деятельности предложены меры, которые следует адаптировать из зарубежной практики и разработаны условия для их эффективной адаптации в отечественной практике.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования состоит в возможности комплексного применения предлагаемых подходов с учетом основ теории закона опережающего удовлетворения перспективных потребностей, что может привести организации, занимающиеся инновационной деятельностью к более динамичному созданию и развитию радикально новой продукции, которая, в свою очередь, обеспечит национальный технологический суверенитет и безопасность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для более подробного описания уровня инновационной активности высокотехнологичных отраслей российской экономики и ее развития в связи с санкционным давлением, рассмотрим машиностроительную отрасль России, которая по праву может считаться одной из самых наукоемких, составляя конкуренцию по данному показателю только отечественной фармацевтике. Однозначно можно сказать, что ухудшение ситуации с недостаточностью финансирования научных и инновационных проектов в отрасли машиностроения становятся результатом ухудшения позиций России на мировом рынке как экспортера в этом направлении. В настоящее время Россия не считается крупным производителем машиностроения (кроем самолетов и вертолетов), хотя в советские времена СССР обладал таким статусом. В начале 21 века доля машиностроительной продукции в экспорте стала уменьшаться в связи с ростом доли энергоносителей. В связи с этим на данный момент позиция России на мировом рынке гражданской техники машиностроения является слабым, в том числе, из-за ограниченного списка товарных позиций (это некоторые виды энергетического оборудования, учитывая, продукцию для атомных электростанций, а также железнодорожное оборудование и военная техника), на которых специализируется Россия в машиностроительной отрасли.

Если говорить о странах, в которые Россия поставляет свою машиностроительную продукцию, то это в основном страны дальнего зарубежья, после которых следуют страны СНГ и ближнего зарубежья. Из этого тезиса можно сделать вывод, что Россия сотрудничает по экспорту машиностроения со странами не относящимся к категории «недружественных». Это дает возможность максимально оградить отрасль машиностроения от последствий санкционных ограничений. Но тем не менее уровень развития экспорта машиностроительной продукции ограничен по причине того, что Россия зависит от импорта комплектующих, деталей и иных технологий, которые могли бы способствовать усилению российских промышленных мощностей в отрасли машиностроения и авиакосмической отрасли.

Все вышеизложенное доказывает, что последствия санкционных ограничений должны стать стимулом модернизации российской производственной базы комплектующих и товаров двойного назначения для изготовления инновационной продукции во всех высокотехнологичных отраслях России. Но для того, чтобы это успешно состоялось уже сейчас нужно принимать меры и развивать подходы по развитию инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ.

В США, европейских странах, Японии и Китае основой разработки, создания и реализации инновационной продукции и технологии считается государственная поддержка. В этих государствах поддержка реализуется на основе принципа комплементарности, при котором финансирование обеспечивается для сохранения непрерывности технологического развития страны. Видами государственной поддержки являются активная грантовая поддержка, инновационного партнерства промышленности и научно-технической сферы; финансирование проектов из федерального бюджета в рамках целевых программ; обеспечение государственной гарантии кредита в коммерческих банках. Китай же реализует свою государственную поддержку в виде национальных программ инновационных разработок. В настоящее время Китай приоритетным считает усиление локальных инноваций, это связано с тем, что рост в экономике Китая в большей степени основан на активном применении зарубежных технологий и достижениях компаний с иностранным участием. Но активной и быстрой передачи зарубежных знаний и технологий не происходи, поэтому с целью сохранения уровня развития экономики Китаю нужно концентрироваться на разработке, создании и реализации собственных инноваций [6].

Изучив опыт стран с высоким потенциалом экспорта наукоемкой продукции, мы можем представить в таблице 1 анализ мер государственной поддержки инновационной деятельности зарубежных стран и в России. По итогам проведенного анализа в таблице 1 представлены меры, которые следует адаптировать из зарубежной практики и условия для их адаптации.

Таблица 1

Меры государственной поддержки инновационной деятельности зарубежных стран и в России

Меры
Страна реализации
Применяемые меры в России
Меры, которые следует адаптировать из зарубежной практики и условия для их адаптации
Прямые

Прямые

Прямое финансирование инновационных предприятий (гранты, займы на льготных условиях, иные программы финансирования) Финансовая поддержка венчурных предприятий в инновационных сферах
Великобритания, Германия, Норвегия, Дания, Индия, КНР, США, Франция, Швеция
Прямое финансирование
Мера: Материальное стимулирование сотрудников организации в виде роялти от продажи работодателем созданных им охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (США)
Условия: Разработка внутренних отраслевых регламентов и методик распределения доходов от коммерциализации РИД сотрудников организаций, созданных в рамках инициативных НИР
Финансовая поддержка венчурных предприятий в инновационных сферах
Германия, Греция, Норвегия, Швеция
Венчурное финансирование
Мера: Стимулирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения работ государственного заказчика, путем предоставления гарантий экономической выгоды от ее коммерциализации (США)
Условия: Совершенствование российской нормативно- правовой базы в части обеспечения возможности привлечения на коммерческой основе разработчиков результатов интеллектуальной деятельности к их коммерциализации



Мера: Стимулирование реализации совместных исследовательских проектов научных и промышленных организаций (Япония, США, Германия, Республика Корея, Китай)
Условия: Формирование и реализация государственных и межгосударственных программ (например, в рамках Союзного государства, ЕАЭС, БРИКС и т.д.), которые предусматривают совместную реализацию инновационных проектов научными и производственными организациями
Косвенные

Косвенные

Налоговые льготы инновационным предприятиям
Великобритания, США, Германия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, КНР, Франция, Норвегия, Польша, Австралия
Инвестиционный налоговый кредит
Мера: Закрепление ключевых показателей эффективности вузов в части количества полученных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (Великобритания)
Условия: Совершенствование и закрепление на государственном уровне ключевых показателей научно- исследовательской деятельности вузов с введением обязательных минимальных показателей исследовательской активности (в первую очередь в виде зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности)
Информационная и методическая поддержка участников инновационной деятельности
Великобритания, США, Германия, КНР, Швеция
Ускоренная амортизация и «амортизационная премия»
Мера: Обеспечение эффективной деятельности малых инновационных предприятий создаваемых при вузах и научных организациях (Япониях, США)
Условия: Государственное стимулирование хозяйственной деятельности малых инновационных предприятий, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности путем предоставления им налоговых льгот и других преференций с целью сокращения налоговой нагрузки на реализацию промежуточных продуктов, которые впоследствии станут основой производства конкурентоспособной промышленной продукции, способной обеспечить финансовое и общее экономическое благосостояние предприятий, их производящих и страны в целом
Поддержка технопарков и технологических инкубаторов
Германия, Дания, Индия, КНР, Швеция
Отражение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в составе прочих расходов (в т.ч. с повышающим коэффициентом)

Стимулирование применения инновационных технологий на уровне малых и средних предприятий
Великобритания, КНР, США, Франция
Пониженные ставки налога на прибыль организаций, установленные субъектами Российской Федерации.

Стимулирование патентования
Германия, США, Франция, Швеция
Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, установленные субъектами Российской Федерации

Стимулирование создания совместных предприятий научными институтами и бизнес-структурами
Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, КНР, США, Франция, Швеция
Льготы по налогу на добавленную стоимость

Поддержка авторов-разработчиков посредством дополнительных выплат работникам при коммерческом использовании их изобретений
Греция, Дания, КНР, Норвегия, Франция
Налоговые льготы, которые предоставляются инвесторам-участникам особых экономических зон

Источник: составлено авторами.

Как видно из таблицы 1, основным условием адаптации наиболее успешных зарубежных мер поддержки инновационной деятельности является разработка соответствующих нормативно-правовых актов на государственном, отраслевом уровне и уровне предприятий. Важно отметить, что плодотворным инструментом создания эффективных условий для инвестирования в разработку и создание российской инновационной продукции считается общее сокращение налоговой нагрузки, которое может быть осуществлено снижением ставки корпоративного налога.

Эти нормативные акты должны обеспечить внедрение методов, применяемых в передовых зарубежных странах для повышения эффективности инновационной деятельности организаций.

Приоритеты сегодняшних экономических условий и все вышеизложенные меры указывают на необходимость скорейшего создания и реализации инновационных проектов, направленных на создание радикально новой продукции. Радикально новая продукция формируется на основе прорывного научно-технологического развития организаций и одновременном активном росте ее уникальных компетенций. По итогам этих процессов реализуется цикл разработки и реализации радикально новой продукции, определяющих зарождение перспективных потребностей, которые далее создают соответствующий рынок сбыта, на котором организация (страна) становится временным монополистом и обладает опережающим развитием, которое далее переходит в его глобальную конкурентоспособность [5].

Главная сложность разработки и реализации радикально новой продукции заключается достаточно длинном цикле производства этой продукции, вследствие чего имеют место риски, заключающиеся в том, что на момент выхода радикально новой продукции на рынок, его качественные свойства могут считаться уже устаревшими. Для решения этой проблемы необходимо использовать определенные подходы.

Исходя из вышеизложенного и анализа литературы и источников [1-12] сформулируем основные подходы, позволяющие, на наш взгляд, развить инновационную деятельность организаций на современном этапе экономики РФ.

Одним из основных подходов является выявление потенциально прорывных направлений инновационных разработок организаций. Группы технологий, которые не имеют реализации в продуктовых решениях, но имеют молодые патенты или заявки, могут быть названы потенциально прорывными направлениями по нескольким причинам [7]:

1) Инновационность. Молодые патенты или заявки часто свидетельствуют о том, что технология является новой и неизвестной для общественности. Такие технологии могут представлять собой новые подходы или новые применения, которые не были реализованы ранее. Это способно привести к возможности создания радикально новой продукции, о которой мы говорили ранее, и, как результат, обогащения рынка и повышения конкурентоспособности организаций.

2) Повышенный интерес. Наличие молодых патентов или заявок может привлечь внимание потенциальных инвесторов или партнеров. Это способно стимулировать разработку и коммерциализацию инновационной технологии, что ведет к ее более широкому использованию и распространению.

3) Увеличенная ценность. Наличие молодых патентов или заявок может значительно повысить ценность организации. Они могут быть использованы в качестве интеллектуальной собственности, которая может быть продана или лицензирована. Это способно привести к значительным доходам для организации и ее инвесторов.

4) Использование новых технологий. Важно не только наличие теоретических знаний в области, но также факт реализации новой, инновационной технологии или метода в продукции организации.

Следующим не менее значимым подходом является выявление потенциальных производственных партнеров и партнеров по коммерциализации. Партнеры по коммерциализации ‒ это организации, с которыми можно сотрудничать с целью коммерциализации продуктов или технологий. Они предоставляют свои ресурсы, опыт и сети связей, чтобы помочь инновационным организациям успешно внедрить и продвинуть свои продукты на рынке.

Роль партнеров по коммерциализации может варьироваться в зависимости от конкретных потребностей и целей инновационных организаций. Они могут оказать содействие в привлечении финансирования, предоставлении экспертного сопровождения и консультаций, помощи в разработке и внедрении бизнес-стратегии, а также в установлении связей с клиентами и рынками. При предварительном отборе потенциальных производственных партнеров и партнеров по коммерциализации, которые могут обладать необходимыми компетенциями, должен быть проанализирован не только их патентный портфель, но и наличие у них продуктовой линейки. Это позволяет оценить интеллектуальные решения и понять, насколько организации обладают производственными мощностями и ресурсами для реализации своих разработок. Наличие продуктовой линейки говорит о том, что организация в состоянии произвести и предложить рынку конкретные продукты или услуги, основанные на своих инновационных разработках. Таким образом, при оценке организаций в качестве потенциального производителя и партнера по коммерциализации необходимо учитывать как патентную активность, так и готовность и возможности организации для промышленного производства.

Еще одним очень важным подходом является разработка рекомендаций по реагированию на появление новых конкурентных решений. Мониторинг событий по патентным документам в рамках технологического направления необходим для анализа рыночной среды с целью выбора оптимальной стратегии охраны интеллектуальной собственности. Как только конкуренты патентуют технологическое решение, аналогичное разрабатываемому, возникают проблемы с выводом незапатентованного, но схожего решения на рынок. Мониторинг за деятельностью конкурентов в части патентования помогает отметить специфику решений, которые наиболее активно патентует каждая из них, и оценить угрозу нарушения прав на интеллектуальную собственность.

В фокусе мониторинга организаций-разработчиков должны находиться как крупные зарубежные организации, определенные в ходе разработки патентного ландшафта, так и организации на территории России и ближнего зарубежья, их партнерские и дочерние организации.

Современный рынок является высококонкурентной средой, патентная активность организаций повышается. Данные события касаются не только увеличения количества патентуемых технических решений, но и качественного преобразования заявок на патенты. Следовательно, при проведении мониторинга технических решений и организаций также необходимо учитывать возможный широкий охват патентной охраны. Для этого поиск проводится не только в рамках границы предметной области, предопределенной на этапе построения [8].

Поскольку, как правило, патенты свидетельствуют об этапе коммерциализации технологии, технические решения, находящиеся на более ранних этапах разработки, не всегда возможно найти с использованием патентного поиска. Дополнительно в рамках исследования изучаются непатентные источники информации (научные публикации, тезисы докладов на конференциях, тематические сайты и др.). Данные, полученные с использованием непатентных источников, могут свидетельствовать об исследованиях и разработках новых технических решений в предметной области. Наиболее ценным ресурсом для выявления разработок на начальных этапах являются тендеры на проведение НИР в области исследования у организаций [9]. Таким образом, комбинируя патентную и непатентную информацию, выполняется мониторинг новых технических решений на различных этапах развития.

Следующий подход основан на том, что при подготовке инновационных проектов следует пользоваться законом опережающего удовлетворения перспективных потребностей, когда имеет место взаимовыгодное и взаимосвязанное развитие инновационной продукции и технологий в форме спирали, по итогам чего формируются новые компетенции и обеспечивается устойчивый экономический рост с одной стороны, и создание новых рынков потребления и опережающее развитие производителя с другой стороны. Спиралевидность закона основывается на цепочке взаимосвязи таких понятий, как «потребности – компетенции – ресурсы – продукция – новые рынки – потребности» [10].

Данный закон может быть описан с помощью нескольких динамических параметров, которые будут изменяться во времени. Важнейшим условием развития этих параметров является их постоянная взаимная зависимость:

- Степень развития ключевых компетенций (включает фактическую степень технологических, организационных, управленческих компетенций, применяемых организациями для разработки инновационной и радикально новой продукции);

- Степень научно-технологического потенциала (включает разные компоненты инновационного потенциала);

- Степень потребительской полезности инновационной и радикально новой продукции (включает уровень соответствия перспективным потребностям и степень доминирования на рынке);

- Степень роста рынков (включает создание и развитие рынков в результате вывода на них инновационной и радикально новой продукции).

Хорошо известно, что новые рынки возникают не только в результате спроса потребителей, на новые виды товаров, но и в результате предложения новых товаров для потребителей. Если в промышленную эпоху от появления новых видов товаров до создания устойчивых потребительских рынков проходили многие годы и десятилетия, то в настоящее время этот период очень сжат до нескольких месяцев. Создание новых рынков может иметь место быть исключительно в случае того, когда предложенная инновационная и радикально новая продукция будут обладать свойствами, удовлетворяющими перспективные потребности организаций, общества и экономики страны в целом, обеспечивая опережающее развитие всем участникам рынка. Разумно предположить, что инновационная и радикально новая продукция, создающая перспективные потребности и обеспечивающая формирование новых рынков, будет доминирующей на рынке [11].

Последний подход выражается в интенсивном внедрении передового опыта зарубежных стран при организации управления инновационной деятельностью организаций на современном этапе экономики РФ, представленного в таблице 1.

Для реализации этих подходов необходимо провести оценку инновационной активности организаций в соответствии с предлагаемым алгоритмом, представленным на рис.1.

Рис. 1. Алгоритм оценку инновационной активности организаций

Источник: [12].

В рамках данного алгоритма важно провести оценку инновационной технологии, используя нижеприведенные коэффициенты:

- интеллектуальная собственность предприятия (Ти) – методы оценки возможностей реализации инновационного проекта предприятием;

- чистая прибыль (Тч) – методы оценки эффективности затрат, связанных с реализацией проекта;

- §прибыль от реализации продукта (Тр) – методы оценки эффективности затрат, связанных с реализацией проекта;

- §активы (Та) – методы оценки влияния инновационного проекта на различные сферы деятельности предприятия;

- §производительность труда сотрудников (Тпр) – методы оценки влияния инновационного проекта на различные сферы деятельности предприятия.

Критерием принятия инновационной технологии к реализации может быть следующее соотношение темпов роста указанных показателей:

Был выделен комплекс внешних и внутренних факторов различной степени управляемости, определяющих эффективность инновационной деятельности предприятий. Эти факторы разделены на подгруппы: внешние неуправляемые, внешние частично управляемые, внутренние частично управляемые, внутренние полностью управляемые микроэкономические факторы. Показана необходимость разработки критериев оценки эффективности инновационной деятельности предприятий, позволяющих учитывать динамику инновационных процессов, и предложен интегральной критерий оценки эффективности инновационной деятельности предприятий в виде:

где Кип – оценка инновационного потенциала, Каи– оценка инновационной активности, Кипр – оценка инновационных процессов, Криа– оценка результатов инновационной деятельности.

Оценка рисков является важнейшей частью планирования реализации проекта при организации наукоемкого производства в целях увеличения глубины передела промышленной продукции. Колебания на рынке капитала, стремительное развитие новых технологий, а также социально-политические процессы могут спровоцировать изменение соотношения между результатом инвестиционного проекта и затратами на его реализацию, а значит повлиять на эффективность инвестиций и их окупаемость

С точки зрения процесса, неопределенность заключается во «внутренних» и «внешних» факторах (источниках риска), что может спровоцировать возникновение любого нежелательные события, которые в итоге повлияют на конечную цель. Поэтому важно определить и оценить влияние рисковых событий, возникающих из факторов риска на определенные цели процесса. Для этого, прежде всего, риск параметризирован с точки зрения сценария риска (С), вероятности (P) и следствия (V), он выражается уравнением:

Затем он моделируется, и оценивается влияние внешних условий на производственную операцию. Базовым допущением для оценки рисков является то, что каждая операция в процессе подвержена факторам риска RFi (i=1,2,…,n) и, таким образом, может спровоцировать одно из многих рисковых событий, что, в свою очередь, может повлиять на достижение целей процесса. Для количественной оценки рисков технологического процесса необходимо вероятность всех событий риска умножить на их соответствующие последствия (влияние) на операцию:

где Pij– вероятность возникновения рискового события j по виду операции i; - влияние на качество, стоимость и время.

Оценка эффективности организации через повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции возможна за счет достижения предложенного алгоритма.

Достигнув за счет такого алгоритма необходимого уровня показателей, организацию можно оценить с помощью оценки конкурентноспособности по формуле:

Iпп = ∑ ni=1 ai * qi

где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру с учетом возникновения рисков.

Сумма а, должна равняться 1, что показывает достаточный уровень зрелости организации для внедрения инновационной технологии. Процесс создания высококонкурентоспособной продукции и внедрения инновационных технологий решает задачу безопасности, так как будут внедряться новые методы управления через опыт зарубежных стран, и создаваться новые инновационные технологии, которые должны приводить к существенному повышению конкурентоспособности для выхода продукции на характеристики, определяющие радикально новую продукцию.

Крайне важным является разработка инновационных проектов, и в особенности в высокотехнологичных отраслях промышленности. Данный процесс создания радикально новой продукции, безусловно, обеспечивает повышение национального технологического суверенитета. Кроме этого, выпуск радикально новой продукции в указанных отраслях промышленности и ее экспорт дает возможность перехода российской экономики от экспортно-сырьевой ориентации к экспорту наукоемкой продукции.

Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.

Проведен анализ мер государственной поддержки инновационной деятельности зарубежных стран, в результате чего выявлены меры, которые следует адаптировать для российской практики и разработаны условия для проведения данных мероприятий.

Рассмотрены теория и практика повышения эффективности реализации инновационных проектов и решений на российских предприятиях, на основе чего сформулированы пять подходов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности организаций на современном этапе экономики РФ. В частности, первый подход заключается в выявлении потенциально прорывных направлений инновационных разработок организаций, что означает группы технологий, которые не имеют реализации в продуктовых решениях, но имеют молодые патенты или заявки, могут быть названы потенциально прорывными направлениями. Второй подход представлен как выявление потенциальных производственных партнеров и партнеров по коммерциализации, из чего исходит, что при оценке организаций в качестве потенциального производителя и партнера по коммерциализации необходимо учитывать как патентную активность, так и готовность и возможности организации для промышленного производства. Третьим подходом является разработка рекомендаций по реагированию на появление новых конкурентных решений, который означает, что мониторинг событий по патентным документам в рамках технологического направления необходим для анализа рыночной среды с целью выбора оптимальной стратегии охраны интеллектуальной собственности. Четвертый подход основан на применении при подготовке инновационных проектов закона опережающего удовлетворения перспективных потребностей, который гласит, что при применении этого закона имеет место взаимовыгодное и взаимосвязанное развитие инновационной продукции и технологий в форме спирали, по итогам чего формируются новые компетенции и обеспечивается устойчивый экономический рост с одной стороны, и создание новых рынков потребления и опережающее развитие производителя с другой стороны. Последний пятый подход заключается в интенсивном внедрении передового опыта зарубежных стран при организации управления инновационной деятельностью организаций на современном этапе экономики РФ.


Источники:

1. Глазьев С.Ю. Регулирование инновационных процессов в новом технологическом и мирохозяйственном укладах // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 2(72). – c. 24-27. – doi: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-24-27.
2. Ostrovskaya A.A. The differentiation of production of high-tech organizations as the basis of sustainable economic development // The international scientific and practical forum “Industry. Science. Competence. Integration”. isci 2019: Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration. Volume 2. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems, 280» Том 280. Luxembourg, 2021. – p. 558-563.– doi: 10.1007/978-3-030-80485-5_65.
3. Ostrovskaya A.A., Strenalyuk V.V., Semenov A.S. On new mechanisms for the formation of technological superiority in modern conditions of innovative development // Journal of contemporary issues in business and government. – 2020. – № 1. – p. 200-204. – doi: 10.47750/cibg.2020.26.01.025.
4. Чурсин А.А., Квасов И.А., Богинский А.И., Назюта С.В. Основы методологии управления процессами, обеспечивающими технологическую независимость организации // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 167-188. – doi: 10.18334/ce.18.1.120272.
5. Окатьев Н.А., Чурсин А.А., Таржманова Р.Ш. Совершенствование инструментов по разработке радикально новых компетенций // Горизонты экономики. – 2023. – № 6(79). – c. 84-90.
6. Назюта С.В. Основы и методы формирования базы данных интеллектуальной собственности организаций // Микроэкономика. – 2020. – № 5. – c. 18-25. – doi: 10.33917/mic-5.94.2020.18-25.
7. Таржманова Р.Ш., Грошева П.Ю. Основы формирования единой платформы цифровой трансформации российских холдинговых структур с учетом адаптации передового зарубежного опыта // Финансовая экономика. – 2020. – № 5. – c. 191-197.
8. Tyulin A., Chursin A. The New Economy of the Product Life Cycle. / В книге: The New Economy of the Product Life Cycle: Innovation and Design in the Digital Era. - Switzerland: Springer International Publishing, 2020. – 1-400 p.
9. Tarzhmanova R.S., Nasonenko A.M., Alberto G.H. Digital Design at Industrial Enterprises of Russia: State of the Scientific and Methodological Base // Isci: the international scientific and practical forum «Industry. Science. Competence. Integration»: Proceedings International Scientific and Practical Forum «Industry. Science. Competence. Integration». Сер. \"Lecture Notes in Networks and Systems. Volume 115\" Том 115 Volume 1. Moscow, 2020. – p. 3-8.– doi: 10.1007/978-3-030-40749-0_1.
10. Chursin A., Chupina Z., Ostrovskaya A., Boginsky A. The Creation of Fundamentally New Products as a Factor of Organizations’ Sustainable Economic Development // Sustainability. – 2023. – № 12. – p. 9747. – doi: 10.3390/su15129747.
11. Chupina Z., Chursin A., Boginsky A., Kvasov I. Sustainable Economic Development of Enterprises: A Methodology Based on the Toolkit // Sustainability. – 2023. – № 17. – p. 12682. – doi: 10.3390/su151712682.
12. Артяков В.В., Должиков Д.С., Чурсин А.А. Методические подходы к определению приоритетных направленных достижений планового технологического уровня развития машиностроительной наукоёмкой организации // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 4. – c. 349-356.

Страница обновлена: 12.04.2024 в 11:21:50