Роль университетов в формировании системы информационного обеспечения инновационной деятельности предприятий

Романов С.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (76), Апрель 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029217
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены компании, созданные по новым моделям организационных структур, осуществляющие информационное обеспечение деятельности инновационных предприятий.

Ключевые слова: малый бизнес, маркетинг, высшее образование, инвестиции, инновационная инфраструктура, информационное обеспечение, модернизация, инновационная деятельность предприятий



Государство при модернизации экономики особое внимание уделяет малым инновационным предприятиям. В стране действуетФедеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает создание организаций поддержки малого и среднего бизнеса. Отмечена необходимость информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В России продолжают активно создаваться технопарки, акционерные инвестиционные и закрытые паевые инвестиционные фонды и другие организации [1].

На отборе идей

Следует обратить внимание на многообразие появившихся компаний инновационной инфраструктуры, созданных по новым моделям. Государство обновляет законодательную основу использования информационных технологий в деятельности инновационных предприятий. Об этом свидетельствует перечень государственных программ РФ. Программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» связана с подпрограммами «Информационное государство», «Информационная среда», «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Безопасность в информационном обществе».

Большая роль отводится университетам. Они становятся важным связующим звеном между зарождением инновационных идей и их внедрением в массовое производство. Теперь университеты могут выполнять не свойственные им ранее функции: отбирать перспективные инновационные идеи, проводить экспертизу проектов, осуществлять научно-исследовательские работы с обязательным проведением опытно-конструкторских работ, созданием опытного образца с соответствующей документацией и сдачей его в опытное производство. Ранее появлению инновационного продукта предшествовали сначала фундаментальные научные исследования в НИИ, а затем разработка опытного образца. Университеты и связанные с ними малые и средние инновационные предприятия в чем-то заменили НИИ. Государство поставило перед университетами задачу быстрой коммерциализации инновационных идей [2].

Государственная поддержка университетов нашла отражение в постановлении «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Расходы здесь связаны, прежде всего, с развитием объектов инфраструктуры. В производственно-технологическом плане это бизнес-инкубаторы, технопарки и другие. Информационная и экспертно-консалтинговая инфраструктура включает разнообразные ассоциации, центры, фонды поддержки. В финансовой инфраструктуре – венчурные фонды, в том числе региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, «посевные» (стартовые) фонды и другие.

Единство ради обновления

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере может быть примером новой модели организационного взаимодействия. Фонд – государственная некоммерческая организация в форме федерального бюджетного учреждения был образован в соответствии с Постановлением Правительства РФ [3]. Он участвует в формировании информационного обеспечения инновационной деятельности малых форм предприятий. В сети Интернет фонд имеет сайт http://www.fasie.ru/, а также информационный канал NT-INFORM. Есть еще один ресурс http://www.rsci.ru/. Фонд взаимодействует, например, с АМиСИП ВО при ВлГу (Ассоциация малых и средних инновационных предприятий Владимирской области при Владимирском государственном университете, адрес в Интернете http://amsip.vlsu.ru/).

Малые предприятия изъявили желание стать членами и учредителями АМиСИП ВО при ВлГУ. В ассоциацию вошло 51 инновационное предприятие.На сайте ассоциации опубликована информация о профиле деятельности инновационных предприятий ее составляющих, количестве изобретений, созданных программ для ЭВМ, полезных моделей и др.

Целью Ассоциации является содействие формированию и развитию деятельности малых инновационных предприятий при ВлГУ и Владимирской области в целом, коммерциализации результатов научных исследований разработок ВлГУ. Совместно с ВлГУ был создан аналитический центр экспертной оценки инновационных бизнес-проектов и инновационного потенциала Владимирской области – Центр трансфера технологий. Он взаимодействует с российской и европейской сетями по обмену инновационными технологиями. К главным задачам Ассоциация относит координацию деятельности по созданию и развитию инфраструктуры инновационной системы Владимирской области. Организация работает на привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных ресурсов для реализации инновационных проектов составляющих ее предприятий, содействует кредитованию их инновационной деятельности, помогает в проведении различных конкурсов. Ассоциация проводит технологический аудит инновационных предложений, маркетинговые исследования проектов, занимается разработкой бизнес-планов и оказанием информационной, консультативной и методической помощи участникам. Осваиваются новые информационные технологии, а следовательно осуществляется инновационная деятельность вкупе с участием в формировании соответствующей системы информационного обеспечения.

Из материалов, представленных на сайте Ассоциации, следует, что из 51 одного малого и среднего инновационного предприятия Владимирской области при ВлГУв 2012-ом году 7 предприятий имели изобретения, 5 предприятий создали программы для ЭВМ, а 2 предприятия оформили полезные модели. Экономический эффект указали 6 предприятий. Остальные предприятия, видимо, проявят подобную инновационную активность в будущем.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в середине февраля 2013 года выделил 120 млн рублей на развитие информационных технологий. Государство тратит немалые деньги на оснащение инновационных предприятий современным оборудованием, на техническую эксплуатацию, на новое информационное и программное обеспечение для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности. Затраты нужны на оценку результатов интеллектуальной деятельности, разработку целевых программ подготовки кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе студентов и аспирантов.

В университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру, необходимы затраты на создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

С этой целью Министерству образования и науки Российской Федерации было выделено из общего объема бюджетных ассигнований на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений в 2010 году – 15 млн рублей; в 2011 году – 10 млн; в 2012 году – 15 миллионов. Министерство организует конкурсы для малых предприятий, публикуя на сайте извещение об их начале и об условиях проведения. А с помощью специальной организации осуществляет техническое, информационное и методическое обеспечение деятельности конкурсной комиссии, проводит экспертизу программ развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, готовит данные для промежуточных и заключительных отчетов о результатах использования средств государственной поддержки [4].

Вывод

Компании, созданные по новым моделям организационных структур, не только осуществляют информационное обеспечение деятельности инновационных предприятий, но и сами занимаются инновационной деятельностью и формируют соответствующую систему оповещения.


Источники:

1.Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в редакции от 06.12.2011 № 401-ФЗ [Консультант плюс].
2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2011 № 2438-р (от 27.12.2012 № 2562-р) Программа «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» [Консультант плюс].
3. Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 65 (в редакции от 13.07.2012 № 712) «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [Консультант плюс].
4. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 (в ред. от 03.06.2011 № 439) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [Консультант плюс].

Страница обновлена: 28.10.2024 в 01:16:23