Основные параметры, влияющие на экономическую эффективность проектов при разделе продукции
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (30), Июнь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в 4, 5/2002)
Если для государства приоритетным вопросом является снабжение сырьем внутреннего рынка, оно может обязать инвестора поставлять на этот рынок сырьевых припасов в определенных объемах. При этом в каждом отдельном контракте как объем, так и цена такой поставки оговариваются индивидуально.
Ключевые слова: экономическая эффективность, раздел продукции
Если для государства приоритетным вопросом является снабжение сырьем внутреннего рынка, оно может обязать инвестора поставлять на этот рынок сырьевых припасов в определенных объемах. При этом в каждом отдельном контракте как объем, так и цена такой поставки оговариваются индивидуально.
Обязательные поставки на внутренний рынок
В мировой практике известны контракты, в которых содержалось условие о том, что государство может при определенных обстоятельствах потребовать от инвестора поставлять 100% его прибыльной нефти на внутренний рынок. Очень часто подобные обязательные поставки делаются по цене, значительно уступающей мировым рыночным ценам. Дополнительные сложности могут возникнуть у инвестора, если за обязательные поставки на внутренний рынок ему платят в местной валюте.
В Федеральном законе РФ о “Соглашениях о разделе продукции” (СРП) четко прописано, что инвестору принадлежит право собственности на всю причитающуюся ему по контракту нефть. Это означает, что он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Логично было бы предположить, что инвестор попытается экспортировать всю добытую нефть, поскольку цены на внутреннем российском рынке значительно ниже мировых. Однако с практической точки зрения это может быть недостижимо, так как основной транспортной артерией для российской нефти является система трубопроводов АК “Транснефть”, у которой существует определенный уровень загрузки, а доступ к этой системе по закону у всех равный. Таким образом, никто не может гарантировать инвестору, работающему по СРП 100% экспорт его нефти. Вообще этот вопрос нуждается в отдельном рассмотрении, поскольку является одним из тех моментов, которые обычно выпадают из поля зрения при предварительной законотворческой работе, но на практике их обойти невозможно.
Экспортные и импортные пошлины
Ввозные пошлины на оборудование и материалы, необходимые для разработки месторождения, применяются очень редко. В основном они касаются товаров, которые производятся в стране-владельце месторождения. Основной причиной этого является тот факт, что, как правило, все оборудование и материалы переходят в собственность государства либо сразу, либо после компенсации затрат на это оборудование, либо по окончании контракта.
По российскому законодательству инвестор освобождается от уплаты экспортной пошлины. Что касается вопросов, связанных с импортом оборудования и услуг, то тут существует одна “российская” особенность: закон оговаривает, что не менее 70% всех работ и поставок оборудования в рамках СРП должно быть сделано отечественными подрядчиками и поставщиками.
Срок договора
В большинстве случаев СРП являются контрактами на разведку и разработку месторождений. Обычно в соглашении оговаривается минимальный период поисково-разведочных работ, который при необходимости может продлеваться по обоюдному согласию сторон. В случае успешного завершения разведочных работ и обнаружения коммерческих запасов нефти инвестор должен разработать и представить государству программу мероприятий по разработке и эксплуатации месторождения. После согласования такой программы начинается стадия эксплуатации месторождения и добычи нефти. В отдельных соглашениях продолжительность каждой стадии разработки фиксируется в определенных рамках. Например, оговаривается минимальный срок - 3 года - на проведение разведочных работ с возможностью последующего его продления на 2 года, а продолжительность периода эксплуатации устанавливается на уровне 25 лет с возможной 5 летней пролонгацией. Однако, как правило, в соглашении просто устанавливается срок его действия. Например, 30 лет с момента подписания, причем на разведочные работы отводится не более 5 лет.
Необходимо отметить, что на этапе перехода от стадии разведочных работ к полномасштабной разработке месторождения, ключевым моментом является порядок определения коммерческой и экономической целесообразности проекта. Как правило, к этому этапу инвестор подходит уже с большими накопленными затратами, которые можно окупить только за счет компенсационной нефти. С другой стороны, если эти затраты очень велики, проект становится обременительным для государства, так как общая доля нефти, причитающейся государству, может существенно сократиться. Некоторые виды соглашений позволяют инвестору определять экономическую целесообразность разработки, но чаще всего государство устанавливает приемлемую для него себя долю от добытого сырья, и если такие условия устраивают инвестора, он приступает к реализации данного проекта.
Что касается российской практики, то здесь в настоящее время происходят значительные изменения, связанные с активным вовлечением природных ресурсов в разработку, поскольку ранее применявшийся принцип выдачи лицензий на срок 20-30 лет такому вовлечению не способствовал. По инициативе органов власти, контролирующих процесс природопользования, в ближайшем будущем, скорее всего, будет введен ряд мер, заставляющих держателей лицензии начинать работы на их участках в наиболее сжатые сроки.
Программа работ
Программа работ – является одним из основных рабочих документов при разработке нефтяных месторождений, а также одним из основных предметов переговоров во время заключения соглашения о разделе продукции. По существу программа работ – это документ, в котором зафиксированы обязанности инвестора по многим ключевым позициям, таким как реализация инженерно-технических решений проекта; объемы и темпы разведочных работ, бурения, строительства; распространение полученной информации; проектное финансирование; использование местной рабочей силы, и т.д. Причем согласованная и утвержденная сторонами программа работ, как правило, является строгим планом, каждое отклонение от которого или же изменение должно быть обосновано вескими причинами, поскольку невыполнение утвержденных показателей может являться одним из поводов для расторжения соглашения с инвестором. В связи с вышесказанным необходимо отметить, что при утверждении этого документа инвестору следует быть наиболее осторожным и консервативным, поскольку он берет на себя обязательства, которые изначально необходимо будет выполнять за свой счет и на свой страх и риск.
Участие государства
Во многих соглашениях о разделе продукции предусматривается возможность участия в проекте государственной нефтяной компании. Однако, это не означает, что государственная компания разделяет с инвестором затраты и риски по проекту на стадии геологоразведочных работ. Как правило, государственной компании предоставляется доля в проекте без обязательств по финансированию (“carried interest”). Это означает, что на первой стадии разработки инвестор берет на себя все риски и затраты по разведке лицензионного участка, и в случае коммерческого открытия месторождения государственная компания может воспользоваться своим правом на участие в разработке. Подчеркнем, что именно “может”, а не “обязана”. Доли участия государственных компаний в проектах на основе раздела продукции встречаются разнообразные – от 5% (некоторые СРП в Индонезии) и до 50% (Алжир в 1991г., Китай, некоторые СРП в Индонезии). Однако наиболее распространенными вариантами являются 15%–25%. Помимо величины доли участия государственной нефтяной компании в проектах на основе СРП прочими ключевыми вопросами, возникающими в случае такого участия, являются: момент входа госкомпании в проект, вид участия, раздел затрат и участие в финансировании. Обычно, госкомпания вносит свой вклад в виде части причитающейся ей нефти. С точки зрения инвестора, участие в работах по проекту государственных нефтяных компаний понижает общую привлекательность проекта, поскольку такое участие часто ведет к вмешательству в оперативное управление работами. А любые конфликты на этой почве ведут к снижению эффективности работ в целом.
Не так давно российское правительство назначило две государственные нефтяные компании, которые будут представлять интересы государства в рамках соглашений о разделе продукции. Ими стали “Роснефть” и “Зарубежнефть”. Доли участия этих компаний в уже существующих проектов варьируются от 0% до 25%. Однако в чем будет заключаться участие этих компаний в проектах с практической точки зрения – покажет время.
Постоянные и скользящие ставки раздела продукции
Все основные параметры раздела продукции в рамках СРП – роялти, компенсационная продукция, прибыльная нефть, а также различные бонусы могут устанавливаться как в фиксированных величинах (например: n % от добытой нефти), так и на основе “скользящих ставок”. Последний метод стал наиболее распространенным в мировой практике. Существует множество методов расчета скользящих ставок, но наиболее общепринятыми являются расчеты на основе объемов суточной добычи, либо на основе Р-фактора.
Рассмотрим принцип расчета скользящих ставок на примере одного индонезийского контракта, в котором оговаривается, что доля прибыльной нефти, получаемой компанией “Пертамина” (государственная нефтяная компания Индонезии) не опустится ниже отметки 61,5385%, в то время как минимально допустимая доля иностранной нефтяной компании в прибыльной нефти составит 19,2308%. (табл. 1).
Таблица 1
Доли прибыльной нефти при разделе продукции между государством и нефтяной компанией
Среднесуточная добыча в баррелях за сутки
|
Доля компании “Пертамина” %
|
Доля Инвестора %
|
0-50 000
|
61.5385
|
38.4615
|
50 000 – 150 000
|
71.1538
|
28.8462
|
> 150 000
|
80.7692
|
19.2308
|
В свою очередь Р-фактор, который отображает соотношение доходов и затрат, рассчитывается как кумулятивные доходы инвестора по контракту, возникающие от компенсационной продукции и прибыльной нефти, деленные на кумулятивные затраты за определенный период. Примером использования в расчетах параметров раздела продукции Р-фактора являются некоторые азербайджанские СРП (табл. 2).
Таблица 2
Пример расчета параметров раздела продукции
Р-фактор
|
Доля ГНКАР %
|
Доля Инвестора %
|
Р < 1.50
|
50
|
50
|
1.50 £ Р < 2.00
|
60
|
40
|
2.00 £ Р < 2.25
|
62.5
|
37.5
|
2.25 £ Р < 2.50
|
65
|
35
|
2.50 £ Р < 2.75
|
70
|
30
|
2.75 £ Р < 3.00
|
75
|
25
|
3.00 £ Р < 3.25
|
80
|
20
|
3.25 £ Р < 3.50
|
85
|
15
|
Р ³ 3.50
|
90
|
10
|
Принцип расчета шкалы обычно основывается на ожидаемых объемах обнаруженных запасов сырья. При этом вне зависимости от степени использования суточных объемов добычи или Р-фактора необходимо очень осторожно подходить к расчету шкалы. В частности, в зависимости от ожидаемого размера месторождения и его специфических характеристик порог в 50 000 баррелей в сутки может оказаться неприбыльным. Аналогично, если на месторождении с запасами 100 миллионов баррелей в пиковый период добычи отбирается 20% извлекаемых запасов (20 млн. баррелей), то среднесуточный уровень добычи не превышает 55 000 баррелей в сутки. В этой ситуации величина 100 000, используемая в скользящей шкале раздела продукции, является попросту бесполезной.
В общем и целом применение скользящей шкалы ставок добавляет соглашениям гибкости. Как правило, доля государства увеличивается вместе с ростом общей прибыльности проекта. Таким образом, при применении скользящих ставок доля государства является функцией прибыльности проекта, а при фиксированных ставках – наоборот.
О том, каким образом оцениваются прибыльность и экономическая эффективность проектов разработки нефтяных месторождений на условиях раздела продукции, речь пойдет в следующей статье.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:29