Управление инновациями как предмет изучения и инструмент устойчивого развития предприятия

Зайцев А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зайцев А.В. Управление инновациями как предмет изучения и инструмент устойчивого развития предприятия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 33-38.

Аннотация:
В статье предлагаются принципы формирования структуры предмета «Управление инновациями» и пути реализации устойчивого развития предприятия в современной экономике. Управление инновациями рассматривается в контексте повышения конкурентоспособности и рыночной стоимости предприятия. Определены основные подходы к управлению инновациями, реализованные при создании учебного пособия авторов Баранова В.В., Зайцева А.В. «Управление инновациями».

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, управление качеством, конкурентоспособность предприятия, стоимость предприятия, рыночная стоимость, управление инновациями

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



«Мы тогда обсуждали, что такое инновации, каковы критерии инновационной продукции, по каким критериям утверждать инновационные программы, и в эти игрушки мы продолжаем «играть» до сих пор».

Из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России в г. Арзамасе, 31 января 2011 года.

В настоящее время в различных заинтересованных кругах (от представителей высшего эшелона власти и топ менеджеров крупных компаний до предпринимателей малого бизнеса и студентов университетов) актуален вопрос: что такое инновации, какие существуют подходы к управлению инновационным бизнесом в переходной экономике, характерной для сегодняшней России? В новой книге «Управление инновациями» [1] продемонстрировано авторское видение изучения данного предмета, которое наиболее полно отвечает современным требованиям экономических субъектов народного хозяйства.

Проведенные исследования проблем повышения эффективности деятельности отечественных предприятий позволили предложить в этой работе широкий спектр финансово-экономических и организационных инструментов управления инновациями.

Учебная дисциплина «Управление инновациями»

Теоретические изыскания в области управления инновациями имеют различные подходы, как в изучении данного предмета, так и в практической реализации. Однако в постиндустриальной экономике их объединяет общая цель – это перевод российских предприятий на инновационный путь развития. Такие теоретические и практические подходы основываются на решении следующих фундаментальных задач: повышение эффективности инновационной деятельности отечественных предприятий в новых экономических условиях; существенное улучшение качества производимой в стране продукции и оказываемых услуг.

Для того чтобы инновационный путь развития обеспечивал предприятию высокий уровень эффективности, необходима инновационная среда, восприимчивая к различным нововведениям. Наличие такой среды позволит активизировать процессы создания предприятием различных объектов интеллектуальной собственности, сформировать условия для эффективного введения созданных объектов в производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому в реальной ситуации усиление инновационной составляющей в конкурентной стратегии предприятия должно быть сопряжено с усилиями, которые осуществляются государством в сфере регулирования инновационной деятельности на макроэкономическом уровне.

Именно с данной позиции в контексте повышения конкурентоспособности и рыночной стоимости предприятия, необходимо рассматривать предмет «Управление инновациями», который в настоящее время преподается практически во всех высших учебных заведениях России, осуществляющих подготовку экономистов-менеджеров.

Такой подход к освоению этой дисциплины соответствует общепринятой концепции финансового управления предприятиями в рыночной экономике.

Всестороннее рассмотрение процесса управления инновациями должно строиться на основе анализа инновационной среды, управления жизненным циклом и процессами планирования НИОКР, патентно-правовой защиты результатов деятельности предприятия и учете ряда других элементов конкурентной стратегии. Кроме этого необходимо, чтобы теоретическое изложение материала включало такие базисные элементы как создание стратегии повышения эффективности, управление наукоемкостью инновации и интеллектуальными ресурсами.

На рис. (см. на с.36) предлагаются принципы формирования структуры предмета «Управление инновациями» и реализации устойчивого развития предприятия.

Рис. Принципы формирования структуры предмета «Управление инновациями» и реализацииустойчивого развития предприятия в современной экономике

Управление стоимостью предприятия

В современном менеджменте существует достаточно обширный арсенал средств и методов, которые позволяют обеспечить резкое повышение показателей эффективности деятельности предприятия. Поэтому изучение теории и практики применения современных технологий управления предприятием является неотъемлемой частью предмета «Управление инновациями».

Такие технологии ориентированны на процесс. Например, основными из них являются концепции «всеобщее управление качеством» (Total Quality Management), «производство точно в срок» (Just in Time Management), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) и ряд других.

Обладая знаниями и навыками управления изменениями элементов концепции, можно достичь значительного и устойчивого конкурентного преимущества предприятия.

Мировая практика показывает, что устойчивое развитие предприятия формируется именно за счет прироста рыночной стоимости. Концепция стоимостного подхода к управлению бизнесом относится к числу инновационных концепций. Однако применяемые на практике инструменты управления стоимостью не всегда адекватно учитывают роль нематериальных факторов, в том числе используемых предприятием интеллектуальных ресурсов в процессе формирования рыночной стоимости инновационного бизнеса. В новой экономике, основанной на знаниях и инновациях, нематериальные факторы роста стоимости становятся главным источником формирования конкурентных преимуществ предприятия.

Объекты интеллектуальной собственности и их рыночная стоимость

В настоящее время перспективы развития российской экономики связываются с переходом к высокотехнологичным производствам, с созданием и использованием новых наукоемких технологий и продукции с высоким уровнем затрат интеллектуального труда. Это предполагает, что предприятие осуществляет инновационную деятельность, целью которой является разработка, освоение, практическое использование и коммерциализация различных нововведений. Эти нововведения, имея, как правило, техническую, технологическую, организационно-экономическую или маркетинговую направленность, представляют собой инновации. В рамках инновационной деятельности выполняются: научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР); осваивается производство новой продукции и новых технологий, а также технических и организационных решений; приобретаются нематериальные активы в виде лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, прав на патенты и т.д.

Результатом инновационной деятельности предприятия является формирование объектов интеллектуальной собственности. Изучая эти процессы, целесообразно выделять нематериальные активы и ноу-хау, а также неидентифицируемые нематериальные активы, то есть активы, которые связаны с использованием инновационных технологий управления предприятием (например, когнитивных, информационных и т.д.). Такое выделение обусловлено практической необходимостью, так как методы оценки рыночной стоимости этих объектов интеллектуальной собственности имеют свои особенности, связанные с определением рыночной стоимости результатов инновационной деятельности. Введение в структуру имущества созданных объектов интеллектуальной собственности увеличивает, как балансовую, так и рыночную стоимость предприятия. Таким образом, инновационная деятельность направлена на превращение инноваций в источник устойчивого дохода предприятия. Поскольку процессы создания инноваций, характеризуясь высоким уровнем неопределенности и риска, требуют привлечения значительных финансовых ресурсов, то владение знаниями управления инновациями предполагает освоение механизмов венчурного финансирования и методики оценки его влияния на рост рыночной стоимости предприятия.

Оценка эффективности инновационной деятельности

В современных условиях важным элементом обеспечения результативности и эффективности инновационной деятельности является создание и внедрение на предприятии системы менеджмента качества, как инструмента регулирования инновационной деятельности. Кроме того, предприятие не может достичь высокой эффективности инновационной деятельности без высококвалифицированного персонала, в связи с чем, интеллектуальный ресурс становится важным фактором эффективности инновационной деятельности.

В реальной ситуации необходимо уметь не только оценивать роль инноваций в деятельности предприятия, планировать процессы создания различных объектов интеллектуальной собственности, правильно пользоваться инструментами патентно-правовой защиты, но и определять эффективность результатов инновационной деятельности. Поэтому владение методами оценки эффективности инновационной деятельности занимает важное место в управлении инновациями. Организация эффективной инновационной деятельности базируется на актуальных расчетах показателей, определяемых в рамках простых и динамических методов оценки, на умении правильного выбора наилучшего варианта инвестирования средств в инновационные проекты с различной продолжительностью жизненного цикла.

Формирование процесса изучения предмета «Управление инновациями» на вышеизложенных принципах позволит студентам университетов и других высших учебных заведений, а также специалистам предприятий составить целостное представление об искусстве управления бизнесом в современных экономических условиях.


Источники:

1. Баранов В.В., Зайцев А.В. Управление инновациями: учебное пособие. – М.: ИД «Комсомольская правда», 2010. – 310 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:57