Инструменты регулирования торговой деятельности: институциональный аспект

Переверзева Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье затронуты вопросы институционального регулирования торговли как способа снижения девиантности в отрасли. Рассмотрены формальные и неформальные инструменты, позволяющие снизить откаты при совершении торговых сделок.

Ключевые слова: регулирование, откаты, коэффициенты вариации откатов, формальные и неформальные инструменты транспорентность бизнеса



Изучая вопросы устойчивости развития хозяйствующих субъектов в торговле нельзя не уделить внимание системе институтов, существующих как рамки для социально-экономического развития, становление которых обусловлено материальными условиями возникновения и развития государства.

Институты в данном случае понимаются как системы определенных и неизбежных связей между членами общества, обусловленные внешними условиями выживания социума. Тем самым институты образуют своеобразный скелет общества, обеспечивающий его историческую устойчивость и воспроизводство.

На наш взгляд, сложность и многоаспектность отраслевого институционального регулирования требует рассмотрения системы институционального регулирования как конгломерата формальных и неформальных инструментов регулирования. Система институциональных инструментов регулирования может быть представлена как сумма двух подсистем, одна из которых представляет формальные институты, другая – неформальные, каждая из которых имеет свою структуру.

С помощью экономико-правового инструментария институционального регулирования формируется институциональная среда, в которой формальные институты, формальные элементы связи между субъектами предпринимательской деятельности в торговле должны вытеснять неэффективные неформальные институты, ограничивать девиантное поведение [1] партнеров по торговому бизнесу.

Формальное и неформальное регулирование торгового бизнеса

В связи с усложнением интеграционных процессов в рамках общественного разделения труда, институциональная база экономического развития торгового бизнеса под действием целого ряда факторов трансформируется в целостную систему, сформированную систематизированными сводами законов, подзаконных актов и других государственных предписаний.

Наряду с этим следует подчеркнуть двоякое проявление неформального институционального регулирования. С одной стороны, неформальное регулирование, не противоречащее закону, которое заполняет место, оставшееся от формального регулирования, помогает, способствует нормальному развитию хозяйственной деятельности предприятий торговли. Субъектами такого неформального регулирования могут быть − Общественная палата, Торгово-промышленная палата, Ассоциации юристов России, общественные организации, объединяющие предпринимателей, самоорганизующиеся организации. Государство заинтересовано в достижении взаимоадаптации формального и неформального регулирования. Достижение оптимального соотношения между ними характеризует устойчивость всей системы институционального регулирования. С другой стороны, проявлениями неформального регулирования являются теневые нормы, препятствующие транспорентности бизнеса.

Рассмотрим функционирование обратной связи в системе неформального институционального регулирования на примере поставок продукции в торговле.

Если система закупок отрегулирована с помощью формальных институтов, то возможностей для проявления откатов нет. Если же они существуют, то необходимо установить степень поражения данным инструментом неформального регулирования конкретного образования, путем проведения анонимного анкетирования участников закупочного процесса, которым рекомендуется ответить на вопрос: какого размера достигает откат от объема поставок при заключении сделок по ассортименту, качеству, срокам поставки?

Четыре степени отката

Результаты исследования, проведенные Денисовым Д. по данной теме, свидетельствуют, что существуют четыре степени отката: нулевой, легкий откат первой степени, средний второй степени и тяжелый третьей степени [2].

Нулевой откат встречается на отдельных рынках в странах глубоко укоренившегося капитализма, где проделана большая работа по противооткату. Над менеджерами и чиновниками всех уровней давлеют различные законы и морально-этические кодексы, которые побуждают их отказаться от хлебосольства контрагентов и побуждают докладывать начальству о получении подарков дороже 25 долларов. Предложения более весомых бонусов заставляют подавать заявления в полицию.

Легкий откат предполагает, что менеджеры охотно принимают ценные подарки со стороны откатодателей, если те соблюдают определенный этикет. Чаще всего легкий откат действительно жестко не обязывает откатчика совершать какие-то действия в пользу откатодателя. Сами «благотворители» расценивают свои подношения как плату за лояльность своему «агенту влияния».

Средний откат возникает в ситуации, когда менеджеры ударно трудятся по принципу «компании − скидки, сотрудникам − откаты», пытаясь соблюсти баланс между корпоративным интересом и личной выгодой. Откат представляет собой недополученную компанией скидку (ее кладет себе в карман откатчик). Руководители и владельцы бизнеса лишь следят, чтобы менеджеры «не зарывались». Размер отката варьируется в пределах 5−10 % от объема сделки.

Тяжелый откат (откат третьей степени), существует в тех случаях, когда менеджеры заключают контракт с тем, кто больше откатит. Ни интересы компании, ни сам предмет сделки большой роли не играют. В этом случае откат – это не просто недополученная компанией скидка, это еще и изрядная накрутка к цене товара. Сам откат становится главным способом продвижения товара, все остальные маркетинговые инструменты имеют второстепенное значение. Для удобства получения мзды менеджерами создаются «карманные» компании, для обналичивания отката широко используются фирмы- однодневки. Размер отката может достичь 50 – 70 % от объема поставок.

Предложенная четырехступенчатая схема ранжирования откатов может быть модифицирована в трехступенчатую, так как нулевой откат в торговле отсутствует. В судебной практике не было ни одного случая поступления заявлений в милицию по случаю получения подарков дороже 25 долларов.

Человеческий фактор в откатах и электронные торги

Алгоритм формальной традиционной системы регулирования поставок в отечественном ритейле, который порождает неформальные регуляции в виде отката, выглядит следующим образом.

Прежде всего, подразделения компании формируют заявки с указанием объема, ассортимента и срока завоза товаров. В них указывают наименование товаров, вид, сорт и другие ассортиментные признаки. Сначала записывают товары, содержащиеся в ассортиментном перечне, но отсутствующие в продаже; затем – товары, требующие пополнения; далее – товары, не входящие в ассортиментный перечень, но на которые приняты заказы от покупателей. В заявке отражаются одноименные товары с различными ценами с тем, чтобы было предложение как сравнительно недорогостоящих товаров, пользующихся устойчивым спросом, так и товаров с более высоким уровнем цен. По результатам анализа предложений и переговоров с поставщиками составляется заявка и передается поставщику для исполнения.

Приведенный алгоритм свидетельствует, что возможности появления откатов при данной системе регуляции, прежде всего, заключаются в субъективизме определения пополнения товарных запасов, зависимости от цены, возможного спроса, в определении потоварных нормативов и сроков реализации и т.д. Таким образом, роль человеческого фактора в цепочке прямого общения «заказчик − поставщик», становится главной причиной возникновения откатов.

Соответственно, замена действующего института регулирования взаимоотношений торговых предприятий с поставщиками внедрением Интернет-технологии в сфере закупок позволит исключить нормопроцесс взаимодействия специалистов по снабжению с поставщиками путем передачи функций обслуживания по сбору и обработке информации оператору системы (IT–подразделению, передача данного процесса на аутсорсинг независимой компании − оператору). В результате использование электронных торгов позволит исключить различные ступени получения откатов.

Расчет коэффициентов вариации откатов

На наш взгляд, схему функционирования обратной связи между процессами неформальной регуляции откатов и их результатами можно дополнить расчетом коэффициентов вариации откатов на входе и объемов продаж на выходе системы по данным социологического опроса откатодателей.

Что касается откатов на входе системы, то они представляют собой некоторые предпосылки для осуществления неформального регулирования и не могут дать сильный разброс отклонений значений коэффициентов вариации от среднего размера отката, в противном случае реализация предполагаемой сделки не будет достигнута.

В аналитическом плане представляет интерес исследование объемов продаж конкретной торговой системы в разрезе поставщиков − откатодателей. Если фактические объемы продаж соответствуют плановым, то цели неформальной регуляции достигнуты и состояние системы можно характеризовать как уравновешенное. Если фактические отклонения результатов от средних величин достаточно велики и значения коэффициентов вариации существенны, то можно фиксировать две ситуации. В первом случае – фактические объемы превышают плановые, обратная связь между торговым предприятием и поставщиком может выразиться в изменении стартовой величины отката. Если же фактические объемы продаж поставщиков не достигли плановых величин, то можно фиксировать критическое состояние системы и необходимость радикальных изменений процесса регулирования закупок. Радикализм может быть выражен в смене института регулирования.

[1] Девиантное поведение – в общем смысле – совершение поступков, противоречащих социальным нормам. – Прим. ред.


Источники:

1. Денисов Д. Территория отката // Бизнес-журнал, 2005. − №8.
2. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – М.: Теис, 2000.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:56:10