Форматы розничных торговых предприятий и их услуги
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены существующие форматы торговых предприятий, произведена их классификация, определены тенденции в современном ритейле.
Ключевые слова: сегментирование рынка, послепродажное обслуживание, гипермаркет, торговый формат, розничное торговое предприятие государственные стандарты, магазин у дома, информационно-консультационные услуги
Словосочетание «тип магазина» в последнее время все чаще заменяется на понятие «торговый формат». Согласно словарю В. Даля (1909 г. издания), слово «формат» происходит от латинского «formatum» и означает «размер, величина, образ», что, безусловно, может использоваться в розничной торговле для характеристики типов магазинов.
Развитие современного торгового формата можно рассматривать как сегментированное пространство, внутри которого взаимодействуют различные популяции организаций [1]. Каждая из них обладает собственным уникальным набором ограниченных ресурсов, позволяющим ей находится в определенной рыночной нише и благодаря этому извлекать доход.
Факторы, определяющие формат торгового предприятия
К факторам, определяющим формат розничного торгового предприятия с точки зрения ценности для покупателей относятся:
– местоположение;
– ассортимент (характер и качество);
– цена;
– реклама и информационное сопровождение;
– качество и количество предлагаемых услуг;
– экстерьер магазина;
– интерьер магазина;
– послепродажное обслуживание.
На наш взгляд, торговый формат – это организационно-технологическая характеристика конкретного типа торгового предприятия, с определенным набором и качеством предоставляемых услуг, которая выражает специфику его ценности для покупателя, соотносясь с состоянием конкуренции, уровнем развития процессов концентрации и централизации.
Новые торговые форматы, получающие широкое развитие на потребительском рынке России, соотносятся с наиболее распространенной европейской системой классификацией, и лишь частично описаны в российских государственных стандартах.
Классификация торговых форматов
В мировой практике существует несколько классификаций торговых форматов, которые соответствуют определенным критериям: зоне влияния, размеру, целевому сегменту, конфигурации помещений и др.
По признаку зоны влияния торговые форматы подразделяются на четыре основных типа [2]:
‑ микрорайонные (convenience centers);
– районные (neighborhood centers);
– окружные (community centers);
– региональные (regional centers);
– суперокружные и суперрегиональные торговые центры [3].
С точки зрения размера торговые форматы классифицируются:
– малые (до 200 кв. м);
– средние (от 200 кв. м до 1000 кв. м);
– крупные (от 1000 кв. м до 5000 кв. м);
– сверхкрупные (свыше 5000 кв. м).
В зависимости от целевого сегмента выделяют следующие типы торговых форматов: эконом-класса; премиального класса; смешанного.
По признаку конфигурации помещений торговые форматы подразделяются на точечные, линейные, ядерные, смешанные.
Сегодня в России требования к форматам прописаны только в одном документе – ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий», – действующем с 2011 года. В соответствии с ГОСТом, все предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные; специализированные; неспециализированные магазины (с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом).
Указанный ГОСТ классифицирует универсальные магазины:
– на гипермаркеты;
– универмаги;
– супермаркеты;
– магазины-склады;
– универсамы;
– центры оптовой и мелкооптовой торговли;
– универсальные общетоварные (продовольственные и непродовольственные) склады;
– гастрономы [4].
С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др.
Стационарная торговая сеть – магазины; полустационарная – павильоны, палатки, ларьки, киоски; передвижная – развозная и разносная.
По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить:
– на встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
– пристроенные;
– встроенно-пристроенные: кооперированного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй – предприятия бытового обслуживания;
– отдельно стоящие.
Развитие форматов
Важная тенденция в ритейле – стремление к сегментации форматов и развитие мультиформатных сетей. Сегментация рынка продовольственных товаров требует от ритейлеров более точных торговых концепций, направленных на конкретные группы потребителей. Один из способов диверсификации рисков – развитие различных форматов магазинов, охватывающих различные группы покупателей.
Крупные операторы развивают практически все форматы: гипермаркеты, дискаунтеры, супермаркеты и магазины у дома. Если сравнивать концентрацию российских сетей с западными, например, с Францией, где 5 крупных операторов занимают 88% рынка, то можно сказать, что на российском рынке жесткой конкуренции нет.
В России широкие возможности имеют разные форматы. Остается незаполненной ниша дискаунтеров, наблюдается динамичный рост крупноформатных магазинов – гипермаркетов и супермаркетов, активно развивается формат «магазин у дома».
Учитывая, что в настоящее время специалисты констатируют существование двух моделей развития формата convenience store, возникает вопрос, какая же модель (американская или европейская) будет востребована отечественным рынком и будет рано или поздно преобладать? В любом случае, каждая модель требует адаптации под отечественный рынок.
Как показывает практика, для отечественного ритейла наиболее характерна европейская модель. Эту модель легче реализовывать, к тому же развитие небольших магазинов шаговой доступности стимулируется властными структурами, что повышает интерес предпринимателей.
Разнообразие торговых форматов обуславливает наличие широкого спектра услуг, предоставляемых покупателю. В зависимости от степени связи с процессом продажи товаров, социальной значимости, места и времени оказания, характера труда и сроков выполнения услуги розничной торговли подразделяют на основные услуги и три группы дополнительных:
– услуги по оказанию помощи в совершении покупки;
– информационно-консультационные услуги;
– услуги по созданию удобств покупателям (см. табл. на с. 132).
Таблица
Классификация дополнительных услуг, оказываемых покупателям в торговых форматах
Услуги по оказанию помощи в совершении покупки
|
Информационно консультационные услуги
|
Услуги по созданию удобств покупателям
|
1) прием и исполнение предварительных заказов на товары;
2) комплектование заказов на товары и их упаковку; 3) предоставление кабин для примерки товаров; 4) организация доставки товаров покупателям на дом или к месту заказа; 5) упаковка купленных товаров; 6) демонстрация в действии принципиально новых товаров; 7) демонстрация моделей одежды; 8) подгонка по фигуре покупателя и мелкую переделку купленной одежды, раскрой купленных тканей, подшив штор; 9) организация послепродажного обслуживания купленных товаров; 10) предоставление кабины или салона с оборудованием для прослушивания аудиокассет, просмотра продаваемых видеокассет, компьютерных дисков, компакт-дисков и пр.; 11) растяжка купленных обуви и головных уборов; 12) подгонка браслетов к часам |
1) предоставление информации о товарах и их изготовителях, об оказываемых услугах;
2) консультации специалистов по реализации товаров отдельных видов; 3) консультации дизайнеров по интерьеру, косметологов, диетологов и пр.; 4) услуги по рекламированию товаров, проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания); 5) организация дегустаций новых продуктов питания и продовольственных товаров отдельных видов; 6) обучение покупателей правилам пользования технически сложными товарами; 7) проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов |
1) организация мест (зон) отдыха покупателей;
2) организация комнаты матери и ребенка; 3) организация досуга детей, в том числе детских игровых комнат для детей; 4) организация справочных бюро (в крупных предприятиях торговли); 5) организация питания покупателей; 6) реализация продуктов питания с организацией потребления на месте; 7) гарантированное хранение купленных товаров; 8) гарантированное хранение вещей покупателей (услуги гардероба); 9) предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей покупателей и другие услуги; 10) организация стоянок такси на территории крупных торговых объектов; 11) организация оказания бытовых услуг и др. |
Вывод
В обостряющейся конкурентной борьбе за потребителя розничные компании не только предлагают все новые товары и услуги, но и активно внедряют современные торговые форматы. Это коренным образом меняет характер организации торговли, номенклатуру и качество предоставления услуг конечному потребителю.
В разнообразии торговых форматов заложен потенциал повышения не только экономической эффективности, но и улучшения качества торговых услуг, культуры и цивилизованности торговли, то есть достижения социального эффекта.
Источники:
2. Bennett P.D. Retailing Evolution or Revolution in Chile // Journal of Marketing. – 1996. – Vol. 30.
3. Savitt R. A Personal View of Historical Explanation in Marketing and Economic Development // Nevett T., Fullerton R.A. eds. Historical Perspectives in Marketing Essays in Horner of Stanley C. Hollander. – Lexingon, MA Lexington Books, 1998.
4. ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий».
Страница обновлена: 09.11.2024 в 22:14:51