«Знак победителя» в предпринимательстве

Кузьмичев А.Д., Примак Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (30), Июнь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 4/2002.) Экономический подъем, наступивший после дефолта 1998 г., вновь, несмотря на скудный бюджет страны и трудности переходного периода, вызвал к жизни вопрос: “является ли Россия великой державой”?

Ключевые слова: предпринимательство, история предпринимательства



…очень субъективный термин – “великая держава”

Экономический подъем, наступивший после дефолта 1998 г., вновь, несмотря на скудный бюджет страны и трудности переходного периода, вызвал к жизни вопрос: “является ли Россия великой державой”? Ссылки на минувшие века не очень убедительны, поэтому сошлемся на мнение человека, который хорошо знает нашу страну – посла Швеции в России Свена Хирдмана. Он считает, что это “…очень субъективный термин – “великая держава”. Думаю, величие состоит в умении управлять государством, обеспечить ему достойное место в мире, создать хорошие условия для его граждан. Я считаю, что в этом смысле великие страны – Германия, Япония, а если говорить о культуре – Индия, Китай. Важна не только военная мощь, а совокупность факторов”. Делая такой вывод, он опирается на исторический опыт Швеции, которая “маленькая страна по сравнению с Германией или Америкой, тем не менее, такие фирмы, как SKF, Volvo, Electrolux, реализуют 90 % своей продукции на внешнем рынке” [1].

Однако господин посол скромно не указал на то, что тысячу лет назад Швеция и Дания были мировыми державами, а сто с лишним лет назад фирма Ericson успешно обосновалась на российском рынке вместе с другими шведскими фирмами. Одним из секретов этого успеха было участие с 1861 г. во Всероссийских торгово-промышленных выставках.

На этих выставках встречались лучшие отечественные и зарубежные товары. Одной из самых известных стала Нижегородская ярмарка, называемая в народе “карманом России”. Д.И. Менделеев после посещения Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. писал: “Не дожить мне до такой выставки, которая покажет такой новый скачок русской исторической жизни, при котором свои Ползуновы, Петровы, Шиллинги, Яблочковы, Лодыгины не будут пропадать, а стоять во главе русского и всемирного промышленного успеха, потому что мне уже седьмой десяток, а плоды просвещения зреют медленно” [2].

Действительно, в бизнесе “плоды просвещения” той эпохи зрели медленно. Более того, нередки были случаи, когда деловые люди, часто одни и те же, соблюдали нормы честности, верности слову, добросовестности, стремились к завоеванию доброго имени и могли обмануть, нарушить обязательства, попытаться получить прибыль неправедными и незаконными способами, добивались успеха протекцией и выгодным браком [3]. Но были ли другие способы успеха, кроме этих?

Вот только один, но достаточно красноречивый пример времен Дмитрия Менделеева - из исследования Сергея Разгонова “Честь дороже выгоды. Документальная повесть о Петре Арсеньевиче Смирнове, крепостном крестьянине, который стал князем русской водки и потомственным дворянином”.

“Винная торговля разрасталась, но ведь он не одни производитель вина — конкуренты наступали на пятки. Они тоже старались сделать напитки более чистыми — следуя примеру Смирнова, завоевывать рынок качеством. И ему надо было каждый день вновь и вновь утверждать свое первенство, пока еще признанное лишь пьющей братией — П.А. Смирнову нужно было признание специалистов, знатоков, поэтому в 1873 году он решается послать свои напитки на 1 Международную промышленную выставку в Вену. Отец Арсений Алексеевич недоумевал: “Ну зачем тебе Вена, торгуй себе потихоньку в Москве. Слава Богу, дело идет”. Но коммерческий инстинкт Петра не обманывал его: официальное признание, медали, международные дипломы откроют новые возможности для торгового размаха — какая реклама с ними сравнится?

Правда, любая выставка — это серьезный экзамен, а как не выдержишь? Хорошо, если признают, похвалят, заметят. А если пройдут стороной, обругают, посмеются? Мол, сунулся в Европу со своим пойлом. Тогда не только в Поставщики Царского Двора дорога будет закрыта, но и городской обыватель отвернется от “Смирновской”.

Да, надо крепко подумать, прежде чем ехать в австрийскую столицу — у них там своих водок видимо-невидимо. Опять же судить будут эксперты строгие, неподкупные, не очень-то привыкшие давать призы и награды русским.

Так размышлял Петр Арсеньевич, решая вопрос — ехать или не ехать?

Вена поразила весельем, обилием музыки, цветов, жизнелюбием. Одетый в европейский костюм, московский купец разгуливал по территории выставки, заглядывал в винные лавки — как и чем торгуют. Наконец настал день, когда испытывалось столовое и очищенное вино Смирнова. Приговор был единогласный: качество отменное, напитки достойны европейского внимания — то есть Почетного диплома и медали участника выставки. Это было первое официальное признание, признание профессионалов. С того, венского дебюта началось триумфальное шествие “Смирновской” но мировым столицам”.

В 1876 году, когда США праздновали столетний юбилей независимости, на выставке в Филадельфии Крепкие напитки Петра Смирнова после длительных дегустаций международного жюри были признаны в числе лучших и отмечены “за высокое качество изделий” медалью высшей пробы. Впрочем, предоставим слово Сергею Разгонову: “Но медалью дело в Филадельфии не закончилось. По итогам выставки Министерство финансов России в 1877 году удостоило фирму Петра Смирнова высокого отличия, наградив ее Государственным гербом. Награда давала право отныне помещать па этикетках российский герб как знак достижений в национальной промышленности. Это был знак гарантированного качества, он открывал новые возможности расширения дела. Тот герб дорогого стоил — он разом поставил фирму Смирнова на первое место среди соперников. Теперь он становился признанным лидером водочной промышленности и виноторговли. Через год — новый ошеломляющий успех: победа на Международной выставке в Париже!” [4].

Трудно сказать, сколько сил и средств вкладывали русские предприниматели в выставочную деятельность, борясь за “знак победителя”. Одно несомненно: их победы поднимали престиж России, увеличивали могущество и процветание страны.

Как калач и пряник

Вернемся в наши дни. Пока в нынешней России происходит “новый скачок исторической жизни” в неизвестном всему народу направлении (о том, куда идем, знают, наверное, лишь власть предержащие), американская промышленность ежегодно, как указывает Владимир Петелин, вкладывает в торговые выставки более 60 млрд. долларов. На торговые выставки тратится больше денег, чем на наружную рекламу, рекламу в журналах и на радио вместе взятых. Только телевидение и газеты превосходят выставочный бизнес вниманием и доходами [5].

У нас же до недавнего времени в обсуждении проблем выставочного рынка, как отмечает Анастасия Данилова, всегда наличествовали два тезиса: “мультипликативный эффект от выставочно-ярмарочной деятельности на экономику России” и “здесь крутятся огромные деньги” [6]. Лишь в этом году появились сведения о том, что за период с 1991 по 2000 гг. число торговых выставок увеличилось в 6 раз, и по некоторым оценкам, общий оборот услуг в выставочной сфере России составляет около 300-350 млн. долларов. Например, в Москве, отмечает Б.П. Фантаев, по данным правительства, поступления по этой линии достигают почти 7% всех доходов города. При этом проведением выставок в России занимается в настоящее время свыше 140 организаций, из которых половина работает в Москве [7].

Рост выставочного бизнеса порождает массу проблем, решаемых как самими выставочными комплексами (площадками), так и организациями – инициаторами выставки. Так, руководитель одной из быстрорастущих выставочных площадок Андрей Лапшин считает, что “…и успешные выставки создают организаторам определенные проблемы. Как калач и пряник, они становятся приманкой для вновь создающихся выставочных компаний, которые выдергивают из престижной выставки отдельные разделы и организуют на их базе новые выставки. Благо, что и экспоненты готовые. Этот вопрос обсуждался в Московском городском координационном совете по выставочной деятельности, но единой позиции по этому вопросу не выработано” [8].

Окончание следует.


Источники:

1. Хирдман С. Мир сейчас меняется очень быстро, а человек – гораздо медленнее // Экономические стратегии, Осень 2001, С. 9, С. 12.
2. Цит. по. Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. - М., 1991, С. 96.
3. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства. - Волгоград, 2001, С. 81.
4. Разгонов С.Н. Честь дороже выгоды. Документальная повесть о Петре Арсеньевиче Смирнове, крепостном крестьянине, который стал князем русской водки и потомственным дворянином. - М., 2000, С. 60-61.
5. Петелин В.Г. Менеджер предприятия по рекламе и выставкам. - М., 2001, С. 136.
6. Данилова А. Между теорией и практикой // Ведомости, 31.10.01.
7. Фантаев Б.П. Сколько выставок в России // Удача-экспо, № 2, 2002.
8. Лапшин А. Взаимопонимание и взаимодействие – один из эффективных путей в решении выставочных проблем // Удача-экспо, № 2, февраль 2001 г.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:06