Управление конкурентоспособностью инвестиционно-строительных компаний
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Понкратов П.Б. Управление конкурентоспособностью инвестиционно-строительных компаний // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 122-126.
Аннотация:
В статье определены составляющие конкурентоспособности компаний инвестиционно-строительного бизнеса. Выявлены слагаемые конкурентоспособности, предложена комплексная методика управления ею, а также инжиниринг в качестве стратегии обеспечения конкурентоспособности.
Ключевые слова: девелопмент, инвестиционно-строительная компания, инжиниринг, конкурентоспособность компании, проектный менеджмент, целевое управление
Кризис последних лет инициировал появление совокупности управленческих задач, среди которых выделяются задачи в области обеспечения стратегической конкурентоспособности и устойчивости функционирования компаний инвестиционно-строительного комплекса, развития их текущих и потенциальных конкурентных преимуществ, интеграции отдельных задач управления компаниями на конструктивной системообразующей основе управления конкурентоспособностью.
Составляющие конкурентоспособности компании
Базисом управления конкурентоспособностью компаний является оценка места компании в конкурентной среде, то есть оценка конкурентоспособности [1] с определением комплекса имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ. На основе этого формируются стратегии повышения конкурентоспособности компании.
По мнению автора, достижение конкурентоспособности компании в целом возможно на пересечении следующих составляющих:
1) конкурентоспособные технологии;
2) конкурентоспособные методы организации производства и труда;
3) конкурентоспособный персонал;
4) конкурентоспособная продукция.
Исследования автора [2] позволили установить, что интеграция стратегического управления и управления конкурентоспособностью российской компании в условиях реально складывающейся конкурентной ситуации позволяет установить взаимосвязь и взаимодействие между различными направлениями хозяйственной деятельности компании (менеджмент, технологии, инновации, структурное соответствие, логистика).
Целью управления конкурентоспособностью компании является возможность компании устойчиво функционировать и развиваться на рынке в долгосрочной перспективе, максимально адаптируясь к изменяющейся окружающей среде, обеспечивая оптимальные объемы производства и сбыта строительной продукции.
Проблема управления конкурентоспособностью
Сущность проблемы управления конкурентоспособностью компании заключается в том, что организация управления деятельностью компании, основанная на базе управления конкурентоспособностью, позволяет повысить ее адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить устойчивость, гибкость и выживаемость компании.
По мнению автора, стратегическая задача компании заключается не в максимизации объема продукции/услуг, минимизации затрат или максимизации рыночной стоимости акционерного капитала, а в оптимальном сочетании всех технических, экономических, социокультурных и других аспектов устойчивого функционирования и развития компании. Каждый из данных аспектов является фактором либо сочетанием группы факторов, влияющих на стратегическую конкурентоспособность компании.
В развитие методических положений в области управления конкурентоспособностью компаний [2], учитывающих специфику инвестиционно-строительной деятельности, автором статьи были уточнены следующие понятия:
– конкурентоспособностью компании – это наличие и развитие динамической системы ее внутренних, целесообразных, существующих и потенциальных базовых элементов и стратегий деятельности (включая: организационно-управленческую структуру, характеристики ее бизнес-процессов, организационную зрелость, способность производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию/услуги, качество менеджмента и пр.), которые в совокупности обеспечивают максимально возможные: устойчивость, эффективность функционирования и конкурентные преимущества компании на определенных сегментах инвестиционно-строительного рынка в текущий и перспективный периоды времени в условиях рисков, изменчивости и неопределенности внешней среды;
– управление конкурентоспособностью компании в условиях рынка заключается в рациональном использовании имеющихся конкурентных преимуществ, наращивании перспективных, выявлении и создании потенциальных конкурентных преимуществ, а также в оценке, анализе и учете факторов рыночной среды, повышающих или понижающих конкурентоспособность компании в процессе его хозяйственной деятельности по производству конкурентоспособной продукции, товаров, услуг, выборе и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения намеченной цели развития.
Методика управления конкурентоспособностью инвестиционно-строительной компании
Исследования автора позволили сформировать и апробировать на практике комплексную методику управления конкурентоспособностью инвестиционно-строительной компании [2], включающую:
– методику SWOT-анализа, адаптированную к специфике инвестиционно-строительных компаний, результатом которой является оценка внутренней и внешней конкурентной среды компании в сегодняшнем и перспективном состояниях;
– методику сравнительного анализа конкурентной позиции компании на базе метода анализа иерархий, основной целью которого является оценка, ранжирование, отбор и формирование наиболее значимых факторов рисков реализации стратегий обеспечения конкурентоспособности компании;
– методику оценки потенциала конкурентоспособности компании и факторов, ее определяющих, на базе трехуровневой модели факторов конкурентоспособности, в соответствии с которой способности компании по обеспечению конкурентоспособности оцениваются с точки зрения имеющихся и потенциальных возможностей и ресурсов.
Применение комплексной методики позволило установить, что для компаний инвестиционно-строительной сферы, основное влияние (75% от общего влияния всех факторов конкурентоспособности) на конкурентоспособность имеют стратегии развития общего и проектного менеджмента и инжиниринга.
На основе результатов применения комплексной методики были разработаны:
– рекомендации по формированию и реализации стратегии развития комплексного системного инжиниринга [3] в компаниях инвестиционно-строительной сферы, включая следующие его виды: предпроектный, проектный, производственный, технологический, стоимостной, финансовый, информационно-технологический инжиниринг, инжиниринг управления проектами;
– принципиальная модель структуры управления на основе девелоперского подхода [4] и комплексного системного инжиниринга при реализации инвестиционно-строительных проектов по наиболее эффективной для крупных формирований – смешанной (дивизиональной и проектно-матричной) схеме.
Инжиниринг в качестве стратегии обеспечения конкурентоспособности
Анализ включения инжиниринга в качестве стратегии обеспечения конкурентоспособности инвестиционно-строительной компании показал [3], что к важнейшим преимуществам системы инжиниринга следует отнести:
– повышение, при прочих равных условиях, эффективности инвестиций в связи с появлением реальных рычагов воздействия на смету / бюджет проекта;
– сокращение сроков выполнения работ и производственных издержек;
– привлекательность для заказчиков перспективы консолидации в одних руках необходимого набора услуг, связанных с осуществлением нефтегазовых проектов;
– появление реальных предпосылок для перехода к эффективному профессиональному управлению в связи с сосредоточением в руках инжиниринговой компании технической и стоимостной информации по проекту;
– снижение инвестиционных и других рисков для компании, использующей систему инжиниринга;
– повышение конкурентоспособности на отечественном и зарубежных рынках в связи с признанием деловым миром эффективности использования инжиниринга.
Преимуществами использования девелорперского подхода [4] к реформированию группы компаний с целью обеспечения конкурентоспособности являются:
– повышение эффективности инвестиционного процесса (сокращение продолжительности, затрат и повышение качества) за счет сосредоточения в руках управляющей компании группы практически всех организационно-управленческих функций;
– прямая экономическая заинтересованность управляющей компании и группы компаний в целом в положительных финансовых результатах каждого реализуемого проекта;
– обеспечение профессионального контроля за временными и затратными показателями проектов;
– дополнительные возможности снижения инвестиционных рисков для Заказчиков проектов.
На основе исследований автора было осуществлено принципиальное развитие системы инжиниринга в группе компаний «Энергостройинвест-Холдинг». На основе проведенной реструктуризации и внедрения инжиниринга в настоящее время компании группы осуществляют полный цикл работ по проектам, обеспечивая проектирование, инжиниринг, поставки, строительство, запуск и последующее сервисное сопровождение объектов.
Источники:
2. Понкратов П.Б. Методические основы управления конкурентоспособностью строительных компаний / Понкратов П. Б. // Молодой ученый. – 2010. – № 1.
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Инвестиционно-строительный инжиниринг. – М.: Елима, 2009.
4. Понкратов П.Б. и др. Девелопмент недвижимости. Справочник для специалистов. – М.: ОМЕГА-Л, 2009.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:02