Окружение фирмы как объект оптимизации. Моделирование условий функционирования материального потока логистической системы

Добронравин Е.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложена методология развития моделей управления запасами на основе моделирования условий функционирования логистических систем с позиции интеграционного и оптимизационного подходов. Систематизировано влияние условий функционирования логистических систем на показатели их рентабельности.

Ключевые слова: управление запасами, логистические цепи, концептуальная модель, материальный поток, показатели рентабельности



Проблема принципиальной оценки условий функционирования материального потока в логистической системе является новой. В то же время ее актуальность трудно переоценить: ведь резервы роста эффективности при тактической оптимизации материальных запасов являются колоссальными [1]. По всей видимости, стратегическая оптимизация условий функционирования и стратегические решения о конфигурациях логистической системы также дают большие преимущества.

Как указывает М.Портер, «реорганизация цепочки стоимости помогает обнаружить целые «залежи» источников снижения издержек» [2]. Таким образом, настоятельно требуется разработка моделей указанной оптимизации.

В настоящее время модели логистики остаются фрагментарными и в значительной мере концептуальными. Профессор Лукинский В.С. признает: «К сожалению, отсутствие соответствующих формул и количественных характеристик не позволяет проводить необходимые расчеты, то есть вышеуказанные зависимости имеют качественный характер, основанный на логике и здравом смысле» [3].

Условия внешней и внутренней среды, принятые в качестве базисных при моделировании реального логистического процесса, определяют вид принципиальной системы регулирования запасов, тип соответствующей математической модели и методы ее реализации [4]. Таким образом, формулируется научная задача рассмотрения влияния различных основных условий функционирования логистической цепи на обобщающие показатели эффективности материального потока.

Взаимосвязь оптимизационных моделей при проектировании логистических систем

Главным стратегическим вопросом при проектировании оптимальных логистических систем, по всей видимости, является вопрос, как распределятся ограниченные ресурсы в логистической цепи. Торговые сети свободны в выборе поставщика, ассортимента, покупателя, транспорта, размещения складов, вида упаковки, способа распределения товара и др. При решении задач организации логистической цепи, оценке вариантов аутсорсинга, выборе объектов инвестирования, ценообразовании, при согласовании производственных циклов и оптовых партий, обосновании расчетов с поставщиками и покупателями и выборе графиков поставок центральное место занимает материальный запас.

Материальные запасы связаны с процессами возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимальные запасы определяют финансовый цикл. Критерий внутренней нормы доходности проектов по авансированию в запасы в разрезе контрагентов позволяют производить оценку выгодности работы с поставщиками для различных условий по срокам доставки, расчетов, интенсивности и вариативности спроса на продукцию предлагаемого ассортимента и генерируемой наценки.

Следовательно, принципиальную оценку инвестирования в логистическую цепь необходимо проводить с учетом расчетов оптимальных инвестиций в материальные потоки. С целью достижения наилучшей отдачи от вложения капитала, инвестору следует ориентироваться на максимальные показатели рентабельности для данного решения об инвестировании, в отличии от более принятой практики оценки исходя из фактически сложившейся рентабельности. Взаимосвязь используемых оптимизационных моделей при проектировании логистических систем можно представить следующим образом (см. рис. 1 ниже).

Рис. 1. Взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного уровнейоптимизационных моделей логистических систем

Условия логистической цепи и рентабельность материального потока

Как показано на рис. 1, центральным элементом при проектировании логистических систем выступает аналитическая модель оптимизации нормы запаса. Оперативные решения инициирования материального потока принимаются в соответствии с разработанной тактикой, выражающейся в нормах материального запаса по местам хранения, а среда стратегического моделирования представляет собой базу данных о различных вариантах условий и конфигурации логистической системы с возможностью ее использования в тактической модели и апробации на уровне операционной имитационной модели.

Таким образом, в среде стратегической оптимизации обеспечивается оценка условий и конфигураций логистической системы на основе оптимального режима функционирования вариантов логистической системы вплоть до уровня операций.

Рис. 2. Концептуальная модель «условия – факторы – ресурсы – результаты»материального потока логистической цепи

Оценка альтернативных вариантов логистической сети должна производиться на основе выбранного критерия. Ранее мы обосновывали для этих целей использование показателя логистической рентабельности [5]. Таким образом, концептуальная модель, отражающая взаимосвязь условий и результатов логистической системы может быть представлена в виде схемы на рис. 2 (см. выше).

Rлог. = (РТН – ИЗ)/О,

где

Rлог. – рентабельность материального потока логистической системы,

РТН – реализованное торговое наложение. Под РТН понимают валовый доход торгового предприятия, отражающий разницу цен на проданные покупателям товары (выручки) и закупочных цен,ИЗ – издержки заказа,

О – средние остатки запасов.

Для наполнения данной концепции конкретным содержанием, покажем, как именно влияет изменение условий функционирования на показатель рентабельности материального потока логистической системы (см. табл. на с. 74).

Таблица

Условия логистической цепи и их влияние через параметры-представители на рентабельность материального потока

Пример измененияусловий
Изменение параметров Влияние на рентабельностьматериального потока
Устранениепромежуточного складатоваропроводящей цепи
Рост L (время исполнениязаказа на поставку товара),сокращение мест хранения ма-териального запаса, изменениевариации за время L
Изменение транспортных расходов,снижение капитала в обороте, ростпотерь из-за дефицитов
Изменение водногоспособа транспортиров-ки на воздушный, до-полнительные затратына ускорение поставки
Сокращение L и вариации спро-са за время L, рост удельныхиздержек заказа
Снижение капитала в товарах в путии страховых запасах, рост издержекпо транспортировке
Переход на исполь-зование поставокот местного поставщика
Рост закупочных нетто-цен,сокращение удельных издержекзаказа, сокращение времени L ивариации спроса за время L
Снижение издержек по транспор-тировке, транспортного, текущего истрахового запаса, снижение потерьиз-за дефицитов, рост стоимостипродаж по закупочным нетто-ценам
Использованиетехнологии электроннойкоммерции
Сокращение мест хранения, уд-линение времени L и вариацииза время L для клиента, сниже-ние закупочных нетто-цен
Требуется возникновение новогоместа хранения материального запа-са у потребителя при прочих равных
Ускорение сроковобработки заказов
Ускорение времени Lи сокращение вариации спросаза время L
Снижение необходимого транспорт-ного и страхового запаса
Использованиеарендуемого склада
Снижение L, сокращение местхранения, изменение вариацииза время L, рост издержек поаренде
Изменение транспортных расходов,рост капитала, снижение потерьиз-за дефицитов
Использование полногоаутсорсинга
Рост издержек на аусорсинг,оптимизация параметров управ-ления материальным потоком
Снижение необходимого текущего,страхового и транспортного запа-са, снижение дефицита, снижениеиздержек по транспортировке, ростиздержек на аутсорсинг
Изменениеассортимента
Изменение спроса, вариацииспроса за время исполнениязаказа, закупочных нетто-цени продажных цен
Комплексное влияние на рентабель-ность материального потока
Специализацияна работе с наиболеенадежными клиентами
Сокращение вариации спросаза время L, сокращение общегообъема спроса
Снижение необходимого страховогозапаса, снижение объемов реали-зации
Заключение

В работе получен вывод о том, что содержание проблемы построения и реконфигурации логистических систем состоит в решении вопроса распределения материальных потоков. На основе интеграционного и оптимизационного подхода предложена методология развития моделей управления запасами в области моделирования условий функционирования логистических систем. В нашей статье мы попытались кратко описать данную методологию анализа и построения «идеальных» логистических систем. Она основывается на использовании оптимальной нормы материального запаса при их проектировании. Построенная на ее основе модель «условия – факторы – ресурсы – результаты» обеспечивает решение задач оптимизации условий и выбор оптимальной конфигурации логистической системы.

Систематизировано влияние условий функционирования логистических систем на показатели рентабельности, оптимизированных для данных условий логистической системы. Предложен критерий обобщающей оценки альтернатив – рентабельность материального потока логистической системы.


Источники:

1. Добронравин Е.Р. Стерлигова А.Н. Содержание и использование показателя логистической рентабельности в работе торгового предприятия. // Логистика и управление цепями поставок. − № 5. − 2010. – С.38−45.
2. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.— 715 с.
3. Модели и методы теории логистики: учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. − СПб.: Питер, 2007. − 448 с.; с ил. − (Учебное пособие). – С.11.
4. Модели и методы теории логистики: учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. − СПб.: Питер, 2007. − 448 с.; с ил. − (Учебное пособие) – С.185.
5. Добронравин Е.Р. Стерлигова А.Н. Содержание и использование показателя логистической рентабельности в работе торгового предприятия. // Логистика и управление цепями поставок. − № 5. − 2010. – С. 38−45.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:17