Problems of transport logistics development in Russian Federation

Irina Polyakova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-3 / November, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The market of logistics services is an important part of the economic system infrastructure. The article analyzes the current classification of logistics market participants, characterizes the essential specific features of their activities. The author provides evaluation of the recession consequences and substantiates the effective measures to overcome them. Special focus is placed on the condition and prospects of transport logistics development.

Keywords: logistics service, logistics chain, transportation logistics



Анализ отечественного рынка логистических услуг позволяет сделать вывод о том, что к деятельности логистических фирм в России общепринятые принципы классификации и критерии оценки в полной мере не применимы. В мировой практике компании, предоставляющие логистические услуги, подразделяются на три группы в зависимости от степени интегрированности их деятельности с бизнесом заказчика, количества реализуемых логистических функций, а также доступа к международным рынкам сбыта. Если традиционный логистический провайдер (1PL и 2PL) выполняет одну функцию, у 3PL-провайдера множество услуг, а у 4PL-провайдера услуги предоставляются в комплексе.

На первом уровне есть выход только на местный или региональный рынок, на третьем – на межрегиональный, на четвертом – рынок глобальный. Для низшего уровня характерны разовые сделки, для более высокого – долговременные отношения сроком 3-5 лет, для высшего – стратегическое партнерство.

Существенны различия по компетенциям: если на первых уровнях для фирм характерно владение большими активами и выполнение отдельных операций, то на третьем уровне происходит смещение от владения активами к владению информацией, а на четвертом делается акцент на управление информацией, интеграцию на основе IT-решений.

Компании первого и второго уровней могут снизить издержки за счёт оптимизации отдельных функций, на более высокой ступени достичь экономии возможно за счёт оптимизации бизнес-процессов. А вот 4PL-провайдеры могут добиться снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов за счет интеграции всей цепи поставок.

Специфичная логистика

От логистического оператора высокого уровня общество вправе ожидать, что определенный продукт соответствующего качества в необходимом количестве по согласованной цене будет доставлен потребителю в заранее известное место и точно в срок. Более кратко параметры логистической услуги можно представить как качество, время и затраты. Соответственно, сочетание основных параметров логистической услуги должно выглядеть так: качественно, своевременно и недорого. В российской практике встречаются следующие комбинации: качественно и в срок, но дорого; дешево и быстро, но не качественно; качественно, и дешево, но не быстро. Такие сочетания связаны с объективными причинами, – прежде всего, с низким уровнем развития транспортно-логистической инфраструктуры, обусловливающим невысокое качество услуг. В связи с высокой долей транспортной составляющей в цене товаров логистика, являясь неотъемлемой частью транспортного процесса, получается высокозатратной. Наконец, очень большие по сравнению с европейскими расстояния, на которые перевозятся грузы, означают проигрыш по времени.

Совокупность указанных причин приводит к тому, что Россия существенно отстаёт по развитию рынка логистических услуг от большинства европейских стран (табл. 1). Так, от лидирующей в сфере логистики Германии Россия отстает на 96 пунктов по LPI (LPI, или Logistics Perfomance Index – интегральный показатель логистической привлекательности и развития каждой страны).

Таблица 1

Логистические рейтинги стран

СтранаLPI-рейтинг
ГерманияФинляндияФранцияИталияИспанияПольшаРоссия
3151822264099

Под пятой кризиса

Финансовый кризис 2008-2009 гг. отрицательным образом сказался не только на объемных показателях рынка логистических услуг, что вполне объяснимо в условиях падения деловой активности и вписывается в общемировую тенденцию его развития. Но отечественные логистические фирмы пострадали и от «правил игры», установленных государством, при определении цены на их услуги, причем пострадали те законопослушные фирмы, которые работают по легальным схемам. Повсеместный переход на тендерный отбор поставщиков логистических услуг в условиях кризиса привел к тому, что конкурентная борьба трансформировалась в аукцион на понижение цены.

Диктат грузовладельцев в отношении логистических операторов выглядит так: либо значительное снижение цен, либо расторжение контрактов.

Грузовладельцы также требуют выполнения дополнительных функций в составе уже согласованного сервиса за те же деньги, а также отказываются от резервирования зоны хранения и объема грузообработки. Как следствие потери логистических операторов при сезонных колебаниях и общем падении продаж. Согласие логистических операторов на ценовой демпинг вполне объяснимо заботой о сохранении клиента любой ценой, но в перспективе чревато неизбежным снижением качества услуг.

В таких сложных условиях транспортно-логистическое сообщество России разрабатывает новые многовариантные схемы доставки грузов.

Особенно интересна в этом отношении логистика товаропотоков из Китая, учитывая их растущую динамику и различные способы доставки.

В табл. 2 представлены данные по стоимости и времени доставки грузов по различным маршрутам из Китая.

Таблица 2

Сравнение маршрутов доставки грузовиз Китая по времени и стоимости

Срокдоставки, дней
Стоимость доставки одногоконтейнера в долларах США
1. Порт Санкт-Петербург456000-6200
2. Порт Восточный357700-8000
3. Забайкальск – Маньчжоули328000-8200
4. Достык (Дружба) - Аланшенькоу358000-8200

Первый маршрут – через порт Санкт-Петербург (наиболее востребованный способ). Транспортировка осуществляется морем до порта Санкт-Петербург, далее железной дорогой или автомобилем. Это наиболее дешёвый вид перевозки со степенью контейнеризации более 95%, по этому маршруту выгодно везти груз на европейскую территорию РФ. Но на этом маршруте необходимо подстраиваться под расписание рейсов судов, неизбежны простои и потери при выгрузке в порту. Результат – высокое качество, низкая цена, но и возможные потери времени.

По второму маршруту – через порты Дальнего Востока – идет 10% всех грузов из Китая в Россию. Груз идет морем в порты, далее железной дорогой.

Наиболее выгодно транспортировать продукцию из южных провинций Китая и Тайваня. Степень контейнеризации – высокая, более 95% грузов, что обеспечивает высокую надежность доставки и сохранность груза. Во Владивостоке несколько портов: торговый, рыбный, лесной, а из порта Восточный есть прямой контейнерный поезд в Москву. В результате транспортировка выполняется быстро, качественно, но оказывается достаточной дорогой.

Третий маршрут – через Забайкальск – Маньчжоули – самый массовый, на который приходится более 50% всех грузов из Китая в РФ. Перевозки идут по железной дороге или автомобилем по Китаю, далее железной дорогой по России. По данному маршруту выгодно везти грузы из северных провинций Китая. Техническая оснащенность пункта перехода ниже средней: недостаточно складских помещений, высокая изношенность путей, проблемы с переходом на другую колею, отсюда перегруз, недостача, повреждение товара. Контейнеризация – низкая, менее 30%, не всегда даже хватает крепежного материала для доставки оборудования. Имеются сложности с таможенным оформлением, маршрутных поездов на Москву нет. Единственным преимуществом остается быстрота транспортировки при низком качестве и дороговизне.

Четвертый маршрут – через Казахстан, пункты Достык (Дружба) – Алашенькоу (менее 5% грузов из Китая в РФ). Грузы идут по железной дороге из северных и центральных провинций Китая.

Техническая оснащенность пунктов перехода низкая, равно как и контейнеризация. Но это один из самых быстрых способов доставки груза из Китая в Москву, несмотря на серьезные административные сложности и долгие сроки оформления товаров на границе Казахстана и России. Разная железнодорожная колея в Китае и Казахстане требует перегруза, отсюда недостача и повреждение товара.

Результаты сравнимы с третьим маршрутом.

Вывод

Очевидно, что ни один из приведенных проверенных практикой маршрутов таким критериям, как «быстро, качественно и недорого», не отвечает.

Проигрыш хотя бы по одному из параметров неизбежен, и задача логистического оператора в данном случае состоит в том, чтобы свести его к минимуму.


Страница обновлена: 15.04.2025 в 14:16:01