Организационно-экономические резервы повышения эффективности управления в современных условиях
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Рябова Е.В., Татарских Б.Я. Организационно-экономические резервы повышения эффективности управления в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 44-49.
Аннотация:
В статье рассказывается о том, как с помощью экономико-математического моделирования можно повысить эффективность управления.
Ключевые слова: управление предприятием, эффективность управления, функции управления, экономико-математическое моделирование, компоненты процесса управления, комплексная оценка управления, регрессионно-корреляционный анализ
Управление, функционируя результативно, действенно, обладая высоким качеством, обеспечивает развитие предприятия благодаря осуществлению выбора линии поведения в конкурентной среде. На такой исходной позиции и основано понимание эффективного управления в современных условиях. Изучение инфраструктуры процесса управления и уровня реализуемых функций обеспечивает комплексную оценку результатов управления.
По нашему мнению, организационно-экономические резервы повышения эффективности управления составляют оптимальные уровни реализации тех функций, которые осуществляются в процессе управления и формируют его внутреннюю среду.
Также внутреннее воздействие оказывают обеспечивающие компоненты, составляющие инфраструктуру процесса управления.
Оценка управления
При проведении комплексной оценки управления необходимо определить результативность каждой функции в отдельности. Инфраструктурные компоненты, оказывая влияние на процесс управления, воздействуют и на уровень реализации функций, что характеризует зависимость результативности функций от их оптимального обеспечения.
Следовательно, чтобы определить, почему управление не принесло ожидаемого результата, необходимо исследовать все действия на каждом этапе, а именно те функции, через реализацию которых осуществлялся процесс управления, а также степень воздействия инфраструктурных компонентов.
Рассмотрим вариант комплексной оценки управления и выявление организационно-экономических резервов повышения его эффективности через оценку отдельных функций управления.
Представленная в дальнейшем методика оценки функций управления позволяет оценить степень адаптации деятельности к современным условиям хозяйствования в рамках конкретной функции, характеризует уровень развития управления как целостной системы. Среди основных задач методики предлагается определение величины разрыва между текущим и желаемым уровнем реализуемых функций управления.
Мониторинг функций управления с помощью экономико-математического моделирования
Методика оценки функций управления включает в себя несколько этапов, представленных на рис. (см. на с. 46). На первом этапе оценки проводится мониторинг функций с применением методов экономико-математического моделирования.
Концептуальную основу в моделировании составляет процедура определения вида и характера связи между исследуемыми факторами, степени влияния того или иного управляемого фактора на результат.
Затем осуществляется расчет и определение нормативных показателей факторных признаков, которые необходимо получить для обеспечения роста результативного признака на заданную величину [1].
Таким образом, на данном этапе проводится построение и анализ многофакторных статистических моделей, выражающих корреляционную зависимость экономического результата функций управления от внешних и внутренних факторов (условий), а также определяется вклад факторных признаков в общий уровень управления в целом.
Анализ корреляционных связей позволяет:
– определить те внешние и внутренние факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние на экономический результат исследуемого показателя;
– определить вид связи между ними;
– выбрать наилучший вид связи;
– оценить тесноту этой связи, то есть установить степень влияния на изменение результативного показателя каждого отобранного фактора и всей их совокупности.
Для исследования корреляционных связей между факторными признаками и результативными следует применять регрессионно-корреляционный анализ, так как он является тем формальным методом, который наиболее адекватен задаче исследования взаимосвязей по степени своей практической разработанности и простоте [4].
Приоритетность применения метода экономико-математического моделирования объясняется тем, что в процессе его использования формируется искусственный объект, изучение которого выявляет новую информацию о существенных характеристиках процессов и взаимосвязей элементов объекта.
Рис. Этапы методики оценки функций управления
Этапы оценки функций управления
В целом процесс построения модели включает следующие этапы:
– определение состава показателей, характеризующих состояние функций и инфраструктурных компонентов управления и их расчет;
– отбор коэффициентов, наиболее тесно коррелирующих с изменением состояния функций и инфраструктурных компонентов управления в пространстве и во времени;
– расчет весовых показателей для каждого коэффициента, которые определяются по двум критериям: возможности приведения коэффициентов к единому масштабу значений и тесноте корреляции между состоянием функций и инфраструктурных компонентов управления и уровнем коэффициентов;
– построение модели и определение критериальных параметров (экстремальных значений) для ее оценки [3].
Для учета новых экономических тенденций ре комендуется систематически уточнять модель на основе мониторинга фактически полученных показателей и переменных, добавляя их или за меняя ими данные, на основе которых строится модель.
Следующим этапом методики оценки функций управления является проведение корректирующих мероприятий. Корректирующие действия на данном этапе применяются для устранения рассогласования между установками функций на каждом этапе и фактическим положением.
Необходимость в корректирующих воздействиях возникает, когда фактические показатели и плановые отличаются на некоторую критическую величину. В этих случаях по результатам анализа причинно-следственных связей генерируют перечень корректирующих воздействий, которые зависят от недостатков и этапов, в рамках которых они были выявлены, с целью их устранения. Также в рамках данного этапа проводится повторный расчет скорректированных показателей, позволяющий определить положительные или негативные последствия предпринятых корректирующих действий, определить их количественные значения.
Расчет комплексного показателя уровня реализации функций
Завершающим этапом в оценке функций управления является расчет комплексного показателя уровня реализации функций. Предлагается следующий порядок его расчета.
1. Отбор показателей. Как было указано ранее, к числу показателей, позволяющих оценить управление, можно отнести коэффициенты уровня реализации функций и их информационного, ресурсного, организационного, методического обеспечения.
2. Расчет показателей на основе методов экономико-математического моделирования (данные повторного расчета скорректированных показателей).
3. Расчет показателей-индикаторов функций управления. Метод предполагает использование при расчете максимальных и минимальных уровней по всем входящим в комплексную оценку показателям. В качестве таковых могут выступать лучшие и худшие зафиксированные за исследуемый период значения показателей функций управления, что позволяет оценивать уровень каждого показателя в отдельности относительно наилучшего и наихудшего значений этих показателей.
4. Определение комплексного показателя как суммирующего уровни исследуемых показателей в относительных величинах. Определение комплексного показателя позволит получить полную и достоверную информацию об уровне управления.
Расчет показателей-индикаторов
В предлагаемой методике оценки функций управления необходимо более подробно рассмотреть специфику показателей-индикаторов, представляющих собой уровни реализуемых функций управления.
Пронормированные значения позволяют оценивать уровень каждой функции управления в отдельности относительно наилучшего и наихудшего значений уровня этих функций.
Расчет показателей-индикаторов представляет собой определение уровней реализуемых функций управления хозяйствующего субъекта в конкретном периоде его функционирования (методом оценки уровня). Использование метода предполагает необходимость задать максимальные и минимальные значения уровней по всем входящим в комплексную оценку функциям. В качестве таковых могут выступать лучшие и худшие зафиксированные значения уровней функций, значения, полученные на основе экспертных оценок, с применением экономико-математического моделирования и т.д.
Таким образом, предлагаемая методика позволяет комплексно оценить управление с помощью определения его уровня на основе анализа реализуемых функций и инфраструктурных компонентов. Это дает возможность руководству предприятия своевременно установить наличие значительных отклонений в управлении и обеспечить возможность осуществления своевременной корректировки управленческих решений.
Оценка может проводиться за любой временной период, начиная с каждого месяца, квартала и года. Ее реализация позволит предприятиям в короткие сроки определить как результативность управления в целом, так и по каждой функции в отдельности, оценить свои возможности, выявить возможные резервы повышения эффективности и направления совершенствования управленческой деятельности.
Источники:
2. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. / Пер с англ. – М.: Прогресс, 2007. – 242 с.
3. Хазан М. Экономический механизм развития в системе управления предприятием // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2. – С. 96–103.
4. Чупров С. Повышение эффективности управления устойчивостью предприятий // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 4. – С. 114–118.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:50:19