Государственное регулирование инвестиционного климата России

Бурков А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бурков А.А. Государственное регулирование инвестиционного климата России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 13-19.

Аннотация:
Статья посвящена актуальным проблемам инвестиционного климата в России и роли государственного регулирования в условиях мировой рецессии. Рассматриваются проблемы инвестиционной политики и инструменты государственного регулирования инвестиционного климата.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, государственное регулирование, инвестиционная политика, инвестиционные риски, институциональные инструменты, мировая рецессия



В настоящее время мировая экономика переживает глубокий кризис. Это находит свое отражение на всех сторонах жизни российского общества и, прежде всего, проявляется в социальной сфере как повышенная напряженность между разными слоями населения.

Для решения множества социальных проблем и модернизации экономики России необходим устойчивый экономический рост не менее 9–10% в год в течение ближайшего десятилетия. Достижение данного результата возможно только при условии масштабного притока инвестиций во все отрасли промышленности.

Возможности государственных инвестиций из бюджета крайне ограниченны. России необходимо сделать ставку на частные инвестиции, причем как зарубежные, так и отечественные. Для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации в России главную роль играют:

– политика государства в отношении иностранных инвестиций;

– вероятность национализации иностранного капитала;

– участие страны в системах международных договоров и союзов;

– выполнение различных международных законов;

– степень государственного регулирования.

Настроения зарубежных инвесторов

По статистике, отток иностранного капитала из России остается устойчивой тенденцией, существенно затрудняющей борьбу с кризисом. Только за 2008 год он составил, по данным Минфина, 200 млрд долларов [2]. Причем выводится не только спекулятивный капитал – уходят и инвесторы, вкладывавшие средства в реальный сектор экономики.

Это вполне логично: в эпоху кризисов инвесторы предпочитают занимать более консервативную позицию и переводят капиталы из развивающихся экономик, считающихся потенциально более рискованными, в развитые, с меньшими рисками.

Но есть зарубежные инвесторы, которые не только остаются, но и планируют расширить свое присутствие в российской экономике.

Иностранные инвесторы по-прежнему проявляют интерес к инвестициям в недвижимость, сырьевые и добывающие сегменты нашей экономики, несмотря на то, что кризис серьезно затронул эти рынки. Деятельность зарубежных инвесторов ориентирована не только на будущее. Она помогла и продолжает помогать многим российским предприятиям и компаниям минимизировать последствия кризиса.

Конечно, интерес зарубежных инвесторов не в последнюю очередь объясняется и существенным удешевлением российских активов. Тем не менее, есть и другое обстоятельство. Зарубежные инвесторы идут на расширение своего присутствия в российской экономике, видя в ней серьезные перспективы для развития, но только в ряде отраслей: нефть, газ, энергетика, информационные технологии. Размеры инвестиций также колеблются – от нескольких десятков до сотен миллионов долларов и евро [2].

Инвестиционный рейтинг России

Нынешний кризис, столь масштабный и глубокий, не обходится без ситуаций, когда нужно срочно вносить серьезные коррективы в проводившийся ранее курс. И все же ясность общей линии, согласованность в работе правительственных ведомств, консультации с представителями бизнеса по существу намечаемых в экономике мер являются необходимыми условиями того, чтобы экономическая политика государства была уверенной, заслуживающей доверия у инвесторов.

На протяжении всего периода реформ и по настоящее время инвестиционный климат России в целом нельзя назвать благоприятным. Приток иностранных инвестиций (в том числе прямых) до сих пор не соответствует растущим потребностям страны. На мировых рынках капитала позиции России довольно неустойчивы, в конкуренции за привлекательные инвестиции она уступает большинству стран Центральной и Восточной Европы, ряду государств Азии.

По данным Всемирного инвестиционного отчета Конференции ООН по торговле и развитию, 2007-й год был отмечен историческим рекордом по осуществлению прямых зарубежных инвестиций. Всего в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 трлн долларов США.

Анализ инвестиционного рейтинга Российской Федерации был осуществлен на основе данных консалтинговой компании A.T. Kearney и индекса Foreign Direct Investment Confidence Index (далее FDICI). Данный индекс составляется на основе опроса топ-менеджеров 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно утверждать, что рейтинг FDICI реально отражает движение капитала.

В 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. В этом списке помимо традиционных лидеров США и Китая и стран Европы, Россия уступила Вьетнаму, Мексике, Бразилии, Польше [5].

По данным Всемирного инвестиционного отчета за 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 млрд долларов. США, для сравнения, имеет привлеченных капиталовложений на 316 млрд долл. [1].

Государственное регулирование инвестиционного климата осуществляется посредством:

– прямых государственных инвестиций;

– косвенного участия в инвестициях, то есть создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе, начиная от правового статуса и заканчивая экономическими и административными стимуляторами.

Инструменты регулирования инвестиционного климата

Прямое участие в инвестициях, по мнению автора, должно осуществляться по следующему принципу. Основная часть бюджетных средств должна идти на осуществление инвестиционных проектов, которые представляют интерес с точки зрения развития высокотехнологичных предприятий, как для зарубежных инвесторов, так и частных инвесторов внутри страны.

Государственные инструменты, которыми располагает правительство, по масштабу воздействия можно разделить:

– на макроэкономические;

– микроэкономические;

– институциональные.

Макроэкономические инструменты определяют общеэкономический климат инвестиций в стране в целом, которые находят свое отражение в виде влияния на процентные ставки, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с применением комплекса таможенно-тарифных, нетарифных мер, технических барьеров-стандартов и иных регуляторов.

Микроэкономические инструменты оказывают воздействие на отдельные компоненты инвестиций или на отрасли: ценообразование, налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты, тарифы.

Институциональные инструменты – это государственные надзорные органы, объединения предпринимателей, агентства, информационные системы.

Основная их цель состоит в корректировке инвестиционных программ инвесторов.

В эпоху глобализации мировой экономики и размывания границ для движения капитала при определении приоритетных направлений поддержки инвестиционных проектов государству следует уделять внимание:

– инвестициям в конкурентоспособные товары и услуги на мировом рынке;

– капиталовложениям, способствующим повышению конкурентоспособности производства.

В первую очередь, конкурентные преимущества обеспечивают высокотехнологичные разработки. На сегодняшний день к отраслям, обладающим потенциалом в этой области, можно отнести авиастроение, металлургию, нанотехнологии, информационные технологии и другие отрасли, в которых обеспечивается создание существенной добавочной стоимости.

Крупный, средний и малый бизнес

В экономике Российской Федерации исторически сложилось, что большими конкурентными преимуществами обладали крупные производственные предприятия, обладающие, помимо мощностей, научно-техническим потенциалом. Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что своего рода индикатором развития экономики служит состояние малого и среднего бизнеса. Очевидно, что условием успешного функционирования экономики является сбалансированное сочетание крупных, средних и малых предприятий.

Малый бизнес можно охарактеризовать рядом особенностей:

– сокращением периода окупаемости инвестиционных проектов;

– менее затратными и проблематичными процессами переоснащения, автоматизации, апробации и внедрения новшеств, переподготовки персонала;

– более быстрой реализуемостью проектов, чем на крупных предприятиях.

Назначение государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры состоит:

– в недопущении оттока капитала за пределы страны;

– создании привлекательного инвестиционного климата для стимулирования притока как российских, так и иностранных инвестиций.

В контексте проводимой правительством модернизации данный фактор становится едва ли не самым главным для успешного достижения этой задачи.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что роль государственного регулирования в условиях преобразования негативного инвестиционного климата в благоприятный инвестиционный фон очень велика. В этой связи необходима корректировка существующей модели инвестиционной политики.

Стоит отметить, что процессы глобализации, которые тесно связаны с нынешним кризисом, могут сопровождаться благоприятными эффектами воздействия на динамику социально-экономического развития национальной политики. В этом аспекте разработка более устойчивой модели инвестиционного климата представляется весьма актуальной.

Современные предпосылки формирования и состояние госсектора в российской модели характеризуются существенной теоретической неопределенностью и наличием диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны, усиливается присутствие государственного участия в различных секторах экономики. С другой стороны, реализуются реформы либерального характера, направленные на снижение влияния государства.

Вместе с тем представляется весьма достоверным тот факт, что зависимость темпов экономического роста от динамики государственных расходов имеет нелинейный характер и все больше осложняется влиянием процессов мировой рецессии. При этом необходимо рассмотреть возможности институциональной среды в модели экономики России с целью исправления информационных и аллокационных несовершенств, неизбежно проявляющихся при интеграции мировое хозяйство.


Источники:

1. Пудовкин А. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие // Мировое и национальное хозяйство. – 2010. – № 2 (13).
2. Рябов А. Уходят не все // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2009. – № 4863.
3. Юдаева К.В. Инвестиционный климат и инфраструктура и их влияние на конкурентоспособность предприятий// Леонтьевские чтения. – 2006. – № 4.
4. World Investment Report 2009, United Nations Publication. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unctad.org/en/docs/wir2009_en.pdf.
5. A.T. Kearney»s FDI Confidence Index. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://promexico.gob.mx/work/sites/mim/resources/LocalContent/210/2/ATKEARNEY_FDICI_2010.pdf.
6. Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:54