Assembly of Foreign Cars in Russia: Prospects for the Regions

Sergey Terekhov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-1 / November, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Launch of a new car modification as a method of sales promotion, widely used by car manufacturers, can also be turned into a mechanism for developing regional economies. The advantage of this method is that the new model requires less investment in its development since it is based on the existing platform. As a result of diversification the total production volume of car manufacturers grows and it leads to the components consumption increase, which creates new jobs in the automotive industry. The article gives the results of calculating the number of newly created jobs for different regions in relation with the level of local integration of components production.

Keywords: regions economy, automotive industry, localization, jobs, industrial assembly, car kit, car assembly plant, component partsproduction



За последние несколько лет на территории Российской Федерации были созданы производственные площадки иностранных автомобильных концернов. Это позволило им организовать сборку автомобилей в непосредственной близости от рынка сбыта, а регионам, в которых было размещено такое производство – привлечь инвестиции и создать новые рабочие места.

Условно реализацию подобного проекта можно разбить на несколько этапов, к которым относятся:

а) крупноузловая сборка импортируемых машинокомплектов, которая позволяет отладить производственный процесс на новой площадке;

б) мелкоузловая сборка с усложнением технологического процесса (сварка и окраска кузовов);

в) интеграция локальных комплектую-щих в состав автомобиля.

Мелкоузловая сборка

Каждый из перечисленных этапов предполагает оптимизацию расходов на изготовление автомобиля и, соответственно, повышение его рентабельности. На первом этапе сборки достигается снижение стоимости за счет способа доставки. Например, стоимость транспортировки пяти автомобилей будет сопоставима со стоимостью доставки девяти полных машинокомплектов, состоящих из подсобранных модулей.

При переходе на мелкоузловую сборку количество доставляемых машинокомплектов при тех же затратах на логистику увеличивается. На данном этапе к снижению затрат на доставку добавляется оптимизация импорта комплектующих.

После того как технологический процесс производства автомобиля в условиях мелкоузловой сборки импортируемых машинокомплектов становится стабильным, начинается постепенное внедрение комплектующих локального производства в состав автомобиля.

При реализации собранного на территории России автомобиля автосборочное предприятие является единственным плательщиком НДС данного изделия. Ввиду этого направление локализации производства комплектующих предоставляет возможность повысить рентабельность продукции за счет того, что частично выплата данного налога переходит на производителя компонентов.

Другой статьей снижения издержек является уменьшение складского хозяйства вследствие упрощения логистических потоков, из которых исключаются время и средства, затрачиваемые на таможенное оформление. Это позволяет освободить средства, замороженные в виде стоимости этих компонентов на время доставки.

Машинокомплект и промышленная сборка

Ниже приведен расчет основных показателей, характерных для запуска новой модификации автомобиля на базе действующей платформы, примером может послужить Renault Sandero, производимый на предприятии ОАО «Автофрамос» (Москва). Эта модель была запущена в серийное производство в начале 2010 года и собирается на платформе Renault Logan. Усредненная розничная стоимость обоих автомобилей составляет 375 тыс. руб. Закупочная стоимость машинокомплекта может быть определена как 150 тыс. руб.

Согласно информации пресс-службы компании Renault, в перспективе планируется перейти на использование 70% локальных комплектующих.

Реально достигнутый показатель закупаемых на территории России деталей сегодня – 8%.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется программа предоставления экономических льгот для предприятий, работающих в режиме промышленной сборки [1, 2]. Ряд комплектующих, ввозимых для производства автомобилей, может временно освобождаться от таможенных пошлин. При этом производство данных компонентов должно быть локализовано в следующем порядке: в течение 24 месяцев – не менее 10% от стоимости машинокомплекта, 42 месяцев – 20%, 54 месяцев – 30% соответственно. Данный процент локализации должен исключать кузовные детали.

Существенный экономический эффект достигается при локализации 50 и более процентов деталей, так как в этом случае снижается зависимость от валютной составляющей.

Данный показатель приведен для формирования более полной картины реализации проекта. На рис. 1 отражено изменение структуры закупочной стоимости машинокомплекта в зависимости от процента локализации.

Рис. 1. Изменение структуры закупочной стоимости машинокомплекта.Приведены данные на одну единицу

Все последующие расчеты приведены при допущении, что фонд оплаты труда на предприятиях составляет 16% от стоимости готовой продукции (без учета НДС), накладные и прямые производственные расходы – 35%, прибыль – 5%.

Исходя из вышеперечисленного, структура налоговых выплат российских производителей автокомпонентов, комплектующих данные модели, с одного автомобиля с розничной стоимостью 375 тыс. руб., в динамике по основным этапам локализации, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Производители автокомпонентов. Отчисления в бюджетпри локализации до 70% (приведены данные на один машинокомплект)

Налогообложение и рентабельность производства автомобилей

На рис. 3 (см. на с. 74) представлена структура налоговых отчислений с одного реализуемого автомобиля. До начала локализации эти выплаты производятся автосборочным предприятием, в силу того, что компоненты, из которых собирается автомобиль, ввозятся в Россию в рамках схемы промышленной сборки. Впоследствии выплаты автосборочным предприятием снижаются ввиду того, что данные статьи перераспределяются на поставщиков локализованных автокомпонентов. Это уменьшает затраты на производство и повышает рентабельность производства автомобилей.

Наряду с перечисленными преимуществами локализации комплектующих автомобилей перераспределение налоговых отчислений является стимулирующим фактором для активного развития автопроизводителями компаний-поставщиков. За счет этого происходит модернизация экономических систем регионов, в которых расположены поставщики.

Динамика роста отчислений в бюджет с одного машинокомплекта, по мере перехода на отечественные комплектующие, показана на рис. 3. Это проекция экономического влияния одного автомобиля на экономику региона.

Рис. 3. Перераспределение отчислений в бюджет с одного машинокомплектапри локализации до 70%

При этом в расчет не принимаются значения отчислений в виде налога на прибыль, так как данный параметр может не иметь линейной зависимости от основной деятельности вследствие особенностей структуры капитала и финансовых потоков компании.

Средний срок окупаемости инвестиций составляет, как правило, около трех лет с момента запуска проекта, при этом прибыль на данном этапе, в случае ее наличия, минимальна.

Средняя заработная плата в секторе обрабатывающих производств в 2008 и 2009 годы составила:

– в Калужской области – 15 148,5 руб. [3];

– в Самарской области – 15 073 руб. [4];

– в Нижегородской области – 13 848,8 руб. [5] – в Москве – 25 350,8 руб. в производстве транспортных средств и оборудования [6].

Автопром и финансовое оздоровление регионов

Примем за базовый сценарий то, что суммарный объем производства обеих моделей составляет 70 тыс. автомобилей в год. Реализация проекта с учетом выполнения обязательств по локализации при двухсменном режиме работы завода и стандартном производственном календаре – 250 рабочих дней в год.

Таблица

Количество рабочих мест, создаваемое в автомобильной промышленностив регионах

В этих условиях запуск новой модификации автомобиля обеспечит создание указанного в таблице (см. выше) количества рабочих мест в смежной отрасли – производстве комплектующих. Данные показатели зависят от стоимости сырьевой базы автомобиля и региона, где размещается производство локализуемого узла.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что стремление автопроизводителей к локализации комплектующих может быть использовано в качестве инструмента для финансового оздоровления регионов, ориентированных на автомобильную промышленность. В рамках данного процесса иностранные производители наиболее активны в направлении создания совместных предприятий с российскими компаниями, которые, как правило, расположены в уже сложившихся автокластерах.

При этом существенным фактором является наличие налоговых преференций, так как период окупаемости инвестиций, привлекаемых на начальном этапе для реорганизации производства, должен быть приемлемым для инвесторов.

Следовательно, активная работа региональных властей с инвесторами и параллельная модернизация обеспечивающей инфраструктуры в совокупности с потребностью иностранных автопроизводителей в локальных компонентах позволяют запустить механизмы реорганизации структуры экономики регионов – автокластеров, позволяющих им адаптироваться к современным условиям рынка.

Данный процесс характеризуется ростом занятости населения и улучшением социально-экономической ситуации.


Страница обновлена: 29.05.2025 в 07:28:47