Финансово-инвестиционная стратегия устойчивого развития сырьевых регионов

Толстолесова Л.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционная стратегия устойчивого развития сырьевых регионов // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 159-163.

Аннотация:
В статье рассмотрены факторы и проблемы обеспечения устойчивого развития регионов сырьевой специализации. Выявлена необходимость разработки финансово-инвестиционной стратегии, определены ее цели, основные направления и условия реализации.

Ключевые слова: экономический кризис, инвестиционный климат, устойчивое развитие, инвестиционный проект, стратегия развития, финансово-инвестиционная стратегия, сырьевые регионы



Снижению устойчивости развития ресурсных территорий способствует целый ряд факторов:

– моноотраслевая структура экономики и зависимость от функционирования одной или нескольких отраслей;

– слабое развитие обрабатывающего сектора, вследствие чего большая часть добавочной стоимости формируется вне границ регионов;

– слаборазвитая сфера услуг, приводящая к дисбалансу доходов и расходов населения;

– нерациональное природопользование, нарушающее экологическое равновесие;

– существенное превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на природные экологические системы;

– ухудшение качества здоровья населения.

Поэтому, хотя функционирование экономики сырьевых регионов и более эффективное, чем в целом по стране, их устойчивость, и в первую очередь финансовая, хуже. Это существенно снижает возможности для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Экономический кризис, начавшийся в 2008 г., это наглядно подтвердил: только 15 субъектов федерации сохранили стабильное финансовое состояние по итогам 2009 г., в то время как вторая половина ресурсодобывающих регионов имела неустойчивое или кризисное финансовое состояние. Значительным дефицитом бюджета в 2009 г. характеризовались такие, казалось бы, устойчивые регионы, как Красноярский и Пермский края, Кемеровская и Тюменская области, Республика Татарстан и др. В большинстве сырьевых регионов снизилась бюджетная обеспеченность, в несколько раз возрос объем финансовой помощи из федерального центра.

Долгосрочная стратегия развития регионов

В отношении сырьевых регионов уже давно возникла необходимость изменения стратегии развития в направлении перехода от индустриального освоения к модели устойчивого, комплексного развития. Комплексное, т.е. сбалансированное, согласованное и пропорциональное развитие производительных сил региона призвано обеспечить:

– осуществление расширенного воспроизводства на базе имеющихся ресурсов;

– реализацию специализации региона как народнохозяйственной функции;

– устранение внутрирегиональных и межрегиональных диспропорций.

Долгосрочная стратегия развития регионов в период истощения минерально-сырьевой базы должна:

– объединять в себе сырьевые и несырьевые факторы на основе общих технологических связей и оптимизации текущих и будущих социально-экономических выгод и эффектов;

– обеспечивать экономический рост на основе опережающего развития высокотехнологичного перерабатывающего сектора и углубления степени переработки сырья, сферы услуг [2, c. 6].

Разработку такой стратегии развития необходимо ориентировать не только на диверсификацию региональной экономики, создание многопрофильного хозяйственного комплекса и рациональное недропользование, но и на повышение уровня, комфортности и качества жизни населения. Она должна быть направлена на ограничение использования возобновляемых природных ресурсов таким уровнем, который обеспечивал бы их устойчивость; предотвращение необратимых последствий, нанесенных окружающей среде; предотвращение ущерба природному капиталу [1, c. 13].

Основной целью разработки стратегии должен быть не стремительный экономический рост, а именно достижение состояния устойчивости социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Для этого уже на ранних этапах разработки природных ресурсов на уровне государства следует предусмотреть комплекс мер по расширению экономической базы и созданию многоотраслевой структуры хозяйства региона.

Разработка финансово-инвестиционной стратегии

Реализация стратегии структурной перестройки экономики ресурсных регионов невозможна без повышения финансово-инвестиционного потенциала, активизации инвестиционной деятельности, готовности регионов к приему инвестиций, их инфраструктурной и институциональной обеспеченности.

Следовательно, в составе общей стратегии развития региона целесообразно выделить финансово-инвестиционную стратегию, представляющую комплекс взаимосвязанных «стратегических решений, включающих выбор, приоритеты и размеры использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств» [3, с. 203].

В ходе формирования финансово-инвестиционной стратегии необходимо:

– учесть все финансовые потоки, образующие финансово-инвестиционный потенциал региона;

– определить источники финансирования инвестиционных проектов и программ;

– выявить целесообразность и эффективность расходов.

Разработка финансово-инвестиционной стратегии включает:

– определение основных направлений диверсификации хозяйственного комплекса, предпринимательской активности и приоритетов инвестиционной деятельности территории;

– разработку стратегических целей инвестиционного развития;

– оценку инвестиционной емкости, потребности и готовности региона к приему инвестиций;

– оценку рисков привлечения финансовых ресурсов и их инвестирования;

– определение задач и механизмов инвестиционной политики и политики управления рисками;

– формирование портфеля инвестиционных проектов и программ и выбор инструментов управления им;

– определение объема, состава и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

– оценку доступности источников финансирования инвестиционных проектов и механизмов их привлечения;

– институциональное и инфраструктурное обеспечение стратегических целей развития региона;

– оценку эффективности использования сформированных ресурсов, результативности осуществляемых проектов и корректировку исходных стратегических целей.

Существуют два способа формирования финансово-инвестиционной стратегии региона в зависимости от приоритетных направлений развития:

– ресурсный, когда цели стратегии и механизмы их реализации формируются исходя из предполагаемых ресурсов;

– целевой – т.е. вначале определяются цели стратегии, а затем уже формируются ресурсы, необходимые для их реализации.

В условиях дефицитности инвестиционных ресурсов вопросы эффективности реализуемых инвестиционных проектов и обоснования источников их финансирования являются чрезвычайно важными. Определение источников финансирования – один из основных элементов системы финансового обеспечения инвестиционного процесса и инвестиционных приоритетов территории.

Стратегия и инвестиционный проект

При разработке стратегии следует предусмотреть сочетание различных источников финансирования предполагаемых инвестиций и вариантов реализации программ диверсификации экономики региона. Под источниками финансирования понимаются фонды и потоки денежных средств, которые позволяют осуществлять из них сам процесс инвестирования. Разработка стратегии должна предполагать как поиск стратегических партнеров по линии долгового финансирования (привлечение внешних инвестиционных ресурсов), так и мобилизацию внутренних (собственных) инвестиционных ресурсов территории.

Необходимо также учесть зависимость между источниками, объектами и методами инвестирования, а также механизмами привлечения финансовых ресурсов для целей инвестирования. Методы финансирования включают те способы, благодаря которым образуются источники финансирования и реализуются инвестиционные проекты.

В свою очередь, своевременное финансово-инвестиционное обеспечение, осуществляемое из различных источников, выступает основным фактором, определяющим глубину, направления и темпы структурных сдвигов в экономике региона. При этом как ресурсы, так и предполагаемые стратегические решения должны быть увязаны между собой не только с точки зрения выбранных приоритетов, но и по срокам и объемам.

Такая взаимосвязь необходима т.к. финансово-инвестиционная стратегия региона, хотя и проявляется в реализации того или иного инвестиционного или инновационного проекта, но отождествлять их нельзя.

Содержание финансово-инвестиционной стратегии более широкое, чем инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект – это отдельный план, программа вложения капитала, который чаще всего отбирается инвестором из нескольких альтернативных проектов с учетом сформированных ресурсов, а затем реализуется. Финансовоинвестиционная стратегия обычно предусматривает реализацию одновременно или последовательно нескольких (как правило, крупных) или множества (чаще всего мелких) инвестиционных проектов, которые могут осуществляться как самостоятельно, так и в рамках принятых долгосрочных инвестиционных программ.

Разработка финансово-инвестиционной стратегии развития сырьевых регионов призвана способствовать:

– приходу стратегических инвесторов;

– привлечению инвестиций;

– развитию регионального инвестиционного законодательства;

– формированию привлекательного инвестиционного имиджа;

– развитию финансово-инвестиционной инфраструктуры.

Это позволит преодолеть узкосырьевую специализацию многих регионов и дать импульс развитию других отраслей экономики, социальной сферы, наукоемких технологий.


Источники:

1. Куклина Е.А. Методология устойчивого развития природно-ресурсных регионов: автореферат дисс…. д-ра экон. наук. – СПб., 2008. – 33 с.
2. Орлов В.П. Использовать сырьевой фактор экономического роста // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2005. – №2. – С. 3–6.
3. Теслинов А.Г. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. – М: Конэско, 1998. – 444 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:33:37