Роль современного туристско-рекреационного кластера в сфере услуг

Дутова Т.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности российской экономики за счет развития туристско-рекреационного бизнеса и его включения в мировой рынок туристических услуг. Обоснована необходимость использования кластерного подхода к управлению развитием отечественного туристско-рекреационного бизнеса, сформулированы основные принципы формирования и развития туристско-рекреационного кластера.

Ключевые слова: туристские услуги, кластерный подход, международный рынок, туристско-рекреационный бизнес, туристско-рекреационный кластер, гостиничная сеть



С 1980-х годов начался процесс глобализации туристского рынка. Так, в этой сфере появились конгломераты. Например, немецкая компания Preussag, которая до 1997 г. вообще не занималась туристическим бизнесом, учитывая его высокую прибыльность, приобрела ведущего туроператора Германии – компанию TUI, гостиничные сети в Испании, акции ряда турфирм Франции, Великобритании, Италии, Австрии и Бельгии. В гостиничной индустрии также есть крупные объединения, которые используют сложные формы управления (аренду, франшизу и др.). В нашей стране наличествуют значительные туристско-рекреационные ресурсы. В этой связи следует отметить, что туристско-рекреационный бизнес идеально отвечает тем требованиям, которые позволяют отнести данную отрасль к приоритетным направлениям развития российской экономики. Главным серьезным ограничением здесь является высокая конкуренция на мировом рынке туристско-рекреационных услуг. Туристско-рекреационный бизнес России Туристско-рекреационный бизнес России может стать конкурентоспособным только при условии, что принципиальным образом изменится система управления развитием этой сферы. Необходимо, чтобы на смену устаревшим методам пришли современные технологии управления. К числу таких новых современных технологий управления относится кластерный подход. В экономических исследованиях использование понятия «кластер» связывают с именем американского ученого М. Пор тера. Обобщая свои исследования конкурентных преимуществ 10 самых развитых государств мира, М. Портер пришел к убеждению, что «национальное процветание не наследуется – оно создается» и «единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне – это повышение производительности труда» [1]. Суть кластерного подхода состоит в том, что конкурентоспособные национальные отрасли связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками), состоящими из отраслей, зависящих друг от друга. М. Портер определяет кластер как «систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которой как целого превышает простую сумму составных частей» [1]. Кластеры выигрывают в конкурентной борьбе благодаря следующим обстоятельствам: – повышению производительности труда входящих в них фирм и отраслей; – повышению способности фирм-участников кластера к инновациям и, таким образом, к повышению производительности труда; – привлечению новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера. Кластерный подход к туристско-рекреационному бизнесу Ученые вводят разные толкования и дополнения в понятие «кластерный подход». Л.С. Марков и М.А. Ягольницер указали на существование 20 определений понятия «кластер» в наиболее известных работах зарубежных ученых [2]. Нам представляется, что понятие кластерного подхода шире и глубже, чем это трактуется в литературе, и его целью является не только внедрение инноваций в экономику, но и использование инновационных технологий в самой системе управления. С этой точки зрения кластерный подход правомерен и целесообразен в любом многоструктурном бизнесе как инструмент повышения его общей конкурентоспособности. В России на правительственном уровне кластерная политика признается «новым институтом развития». Будучи министром экономического развития и торговли, Г.О. Греф отмечал: «кластерная политика стимулирует инициативу на региональном и местном уровне, что очень важно. Это, прежде всего, инструмент регионального развития, и функции федерального правительства здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию. Создание крупных недостающих кластеров можно осуществлять с помощью других «институтов развития» – Инвестфонда, особых экономических зон и так далее» [3]. Применительно к туристско-рекреационному бизнесу использование кластерного подхода призвано решать следующие основные задачи: – долевое финансирование аналитических исследований по проблемам развития кластера, его структуры, определения стратегических целей и приоритетов; – развитие информационно-коммуникационной среды для обмена инновациями, привлечения заинтересованных организаций к совместной деятельности в рамках кластера; – проведение совместных маркетинговых исследований и реализация программ содействия выхода участников кластера на международные рынки; – повышение профессиональной подготовки кадров путем корректировки и разработки учебных планов учреждений профессионального образования, организации и проведения научно-методических семинаров. Принципы развития кластера Специфика туристско-рекреационного бизнеса позволяет сформулировать основные принципы, которые должны быть положены в основу формирования и развития этого кластера. 1. Принцип государственно-частного партнерства. Мировой опыт развития туристско-рекреационного бизнеса показывает, что в его основе лежит государственно-частное партнерство. За счет бюджетных средств создаются и реконструируются объекты коммунальной инфраструктуры (дороги, объекты водоснабжения, теплоснабжения, канализационные системы), а специфическая инфраструктура бизнеса (гостиницы, рестораны, организации развлечения и досуга) создается за счет частных средств. На каждый вложенный бюджетный рубль в этом бизнесе приходится 5–10 руб. частных инвестиций. 2. Принцип опережающего развития инфраструктуры. В мировой практике все более отчетливо проявляется подход к развитию бизнеса и его продвижению, в основе которого лежит приоритет развития инфраструктуры, с которой этот бизнес связан в первую очередь. Туристско-рекреационный бизнес требует, прежде всего, приведения в порядок дорожного и коммунального хозяйства. Без решения проблем строительства и реконструкции инфраструктурных объектов полноценный рекреационно-туристический бизнес в стране создать невозможно. Следует подчеркнуть, что потребность в инвестициях на эти цели очень велика, и никакой частный бизнес не в состоянии осилить такую финансовую нагрузку. Поэтому государство должно взять эти расходы на себя. 3. Непротиворечивость экономических, социальных и экологических целей туристско-рекреационного бизнеса. Туристско-рекреационная индустрия как никакая другая отрасль обеспечивает сочетание социальных, экономических и экологических интересов любого местного сообщества, где получает развитие этот бизнес. Развитие индустрии отдыха и туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Развитие рекреационной сферы способно оказать значительный мультипликативный эффект на всю экономику территории своего влияния и способствует диверсификации рынка труда, появлению стимулов для совершенствования образования, развитию торговли, общественного питания, транспорта, связи, услуг развлечения и отдыха. 4. Пространственный принцип формирования кластера. Россия заинтересована быть представленной на мировом рынке рекреационно-туристических услуг. При этом каждый субъект федерации, располагающий потенциальными туристскими ресурсами, также заинтересован в присутствии на рынке этих услуг. Горизонтальная и вертикальная интеграция Но туристские ресурсы размещаются не в абстрактных регионах, а в конкретных муниципальных образованиях, которые имеют вполне определенные интересы. По мере понижения уровня территориального образования интересы из системы макроэкономических параметров преобразуются в систему конкретных показателей, выраженных количеством новых рабочих мест, средней зарплатой работающих, доходами бюджета данного муниципального образования. Кластерный подход призван отражать специфику интересов каждого уровня, и поэтому речь должна идти о кластерах разного уровня, имеющих свою структуру, свою организационно-управленческую систему развития. Таким образом, речь идет о системе интегрированных кластеров разного уровня, причем интеграция осуществляется как по горизонтальной, так и по вертикальной линии. Процесс горизонтальной интеграции осуществляется в рамках каждого уровня цепочки распространения туристического продукта. Эта интеграция позволяет компаниям воспользоваться преимуществами, которые дает эффект масштаба. Под вертикальной интеграцией подразумевается взаимосвязь между звеньями разных уровней. Эффект масштаба вертикальной интеграции проявляется в проведении согласованной политики и увеличении влияния на рынке за счет широких рекламных кампаний. Реализация рассмотренных принципов обеспечивается соответствующими законодательными и нормативно-правовыми документами, государственной политикой и стратегическими решениями, а также ассоциативными формами консолидации самих участников туристско-рекреационного бизнеса.


Источники:

1. Портер М. Конкуренция. / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002. – 602 с.
2. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. – Новосибирск: ИЭИОПП СО РАН, 2006. – 88 с.
3. Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2005 году и задачи министерства на 2006 год // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2006. – № 5. – С. 7.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:33:37