Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности в гостиничном бизнесе

Гомилевская Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается роль управления инновациями в гостиничном бизнесе. Автором предложена система классификации организационно-управленческих инноваций, проведена оценка влияния гостиничной услуги инновационного характера на эффективность гостиничных предприятий, выявлены ключевые инновационные блоки.

Ключевые слова: эффективность инновационной деятельности, инновационнаяинфраструктура, организационно-управленческие инновации



В современном обществе туризм как социально-экономическое явление приобретает все большее значение. Так, за период с 1950 по 2008 гг. мировые туристские прибытия увеличились в 36,6 раз, а доля доходов от мирового туризма составила 30% мирового экспорта услуг [5, 6]. При этом гостиничное предложение является центром формирования туристского рынка, что определяется высокой степенью зависимости туристского спроса от уровня гостиничной инфраструктуры, ассортимента гостиничных услуг и качества обслуживания. В отличие от общемировых тенденций, доля России в международных туристских прибытиях не только остается незначительной, но и продолжает уменьшаться. Она сократилась с 3,1% в 2001 г. до 2,6% в 2008 г. [4]. Это не позволяет, с одной стороны, в полной мере обеспечить стабильный уровень заполняемости гостиничных предприятий, а с другой – удовлетворить возрастающие потребности туристского рынка. Исследования показывают, что в современных условиях, связанных с активизацией процесса развития материально-технической базы гостиничной инфраструктуры «слабым звеном» является управление гостиничным предприятием. Так, степень радикальности инноваций во многом зависит от уровня организационной системы [1, с. 269], что обусловливает необходимость включения инновационной деятельности в сферу управления человеческими ресурсами. Классификация организационно-управленческих инноваций Для определения наиболее существенных организационно-управленческих инноваций, учет которых необходим при оценке эффективности деятельности гостиничного предприятия, автором предложена система их классификации (см. рис. 1 на с. 142). Рис.1. Классификация организационно-управленческих инноваций в гостиничном бизнесе

В классификации отмечена взаимосвязь технологических и организационно-управленческих инноваций в гостиничной сфере, которые предложено распределять на инновации, связанные с управлением технологическими процессами (развитие МТБ, инновационной гостиничной инфраструктуры, систем безопасности) и инновации, обеспечивающие совершенствование бизнес-процессов (позиционирование гостиницы на основе инновационной типологии, кадровое и информационное обеспечение). К примеру, распространение гостиничных цепей с точки зрения организационно-управленческих инноваций представляется как сочетание малых и больших форм бизнеса (отдельная гостиничная единица в гостиничной цепи), где обнаруживается современный вариант определения предпринимательства, данного Шумпетером, как поиска новых комбинаций обеспечения инновационной деятельности [2]. При распределении инноваций в зависимости от методов управления выделены методы, обеспечивающие новые или усовершенствованные подсистемы управления, функции управления и управленческие решения. В зависимости от стадии инновационного процесса предполагается распределение инноваций на входные (финансовые, маркетинговые, юридические, кадровые, информационные), структурные (инновации как структура управления) и выходные (новое качество продукта, новая информационная среда, новая технология обслуживания и т.д.). Таким образом, в гостиничном бизнесе распределение инноваций на продуктовые и процессные не имеет четких границ, и позволяет, на наш взгляд, использовать модель Р. Барраса в виде обратного продуктового цикла, начинающего с процессных инноваций [3]. Р. Баррас иллюстрирует цикл на примере введения новых информационных технологий, таким образом, подчеркивая актуальность использования модели обратного продуктового цикла в непроизводственной сфере. Широта ассортимента услуг и профессионализм персонала Организационно-управленческие инновации в гостиничном бизнесе в авторском понимании представляют комплексный процесс совокупности воздействий по организации и управлению производством и реализацией гостиничного продукта на основе применения новых или усовершенствованных методов управления, направленный на повышение эффективности управления гостиничным предприятием. В таблице (см. на с. 144) представлены результирующие показатели оценки эффективности деятельности гостиницы. Таблица

Показатели оценки эффективности деятельности гостиницы

В качестве критерия эффективности гостиничного предприятия предложены показатели, устанавливающие зависимость дохода и прибыли гостиницы от уровня ее загрузки и приведенные к одному номеру-дню. Наиболее важными факторами эффективной деятельности гостиничных предприятий является широта ассортимента услуг и уровень профессионализма персонала. Максимальная широта ассортимента услуг отдельного предприятия или их индивидуальный набор, по мнению автора, является комплексной услугой, обладающей определенной степенью уникальности, что для конкурентного рынка может рассматриваться как относительная инновация. Выявленная важность кадрового фактора обусловлена характером гостиничной услуги, где большинство процессных нетехнологических инноваций оказывает прямое или косвенное воздействие на качество гостиничного продукта, и, соответственно, – на повышение конкурентоспособности и эффективности гостиничного бизнеса. Инновационные блоки в гостиничном бизнесе На основании полученных результатов автором предложена система организационно-управленческих инновационных блоков в гостиничном бизнесе (см. рис. 2 на с. 145). Рис. 2. Блок-схема организационно-управленческих инновационных блоков в гостиничном бизнесе →

Раскрывая основные элементы блок-схемы, прежде всего, следует отметить приоритетный характер инновационной типологии гостиничных предприятий, поскольку характер гостиничного предложения, набор и качество услуг определяются выбранной концепцией гостиницы, ее техническим оснащением, количеством основных и дополнительных услуг, уровнем квалификации персонала и т.д. Все это создает объективную необходимость выбора определенного типа гостиничного предприятия, соответствующего специфическим особенностям туристского рынка в целом и конкретного туристского сегмента. В организационно-управленческом аспекте также одно из ключевых мест занимает инновационная инфраструктура. Применительно к гостиничному бизнесу ее интегрированным воплощением является учебная гостиница, использующая синергетические подходы в предоставлении современной практической базы для обучения, применении инновационных методов обучения и гостиничного обслуживания, адаптированной к постоянно возрастающим требованиям со стороны потребительского рынка и соответствующей современным стандартам обучения.


Источники:

1. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: учеб. пособие, 2-е изд., доп. / Н.Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2001. – 351 с.
2. Мастенбрук В. Исторические перспективы организационных новшеств: изменения как двойственность управления // Управление персоналом, №7, 1999. – С. 49-58.
3. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учеб. для студ. вузов / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. – Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. управления. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.
4. Туризм в цифрах: статистический сборник / ИИЦ Статистика России, Федеральное агентство по туризму. – М.: Статистика России, 2008. – 40 с.
5. Факты и цифры ЮН ВТО // Сайт UNWTO. ORG.2008. URL: http://www. unwto.org/index_rphp.
6. Tourismhighlights//UUNWTO.ORG.2009.– RL:http://www.unwto.org/facts/eng/pdf/barometer/UNWTO_Barom09_2_en_excerpt.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 13:10:47