Состояние и перспективы повышения эффективности управления бюджетным процессом на региональном уровне

Нагибина Н.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Нагибина Н.П. Состояние и перспективы повышения эффективности управления бюджетным процессом на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 156-161.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость совершенствования управления бюджетным процессом на региональном уровне. Рассматриваются особенности концепции программно-целевого бюджетирования и ключевые предпосылки повышения эффективности управления бюджетным процессом.

Ключевые слова: бюджетная политика, экономическая политика, нормативное финансирование, программно-целевое бюджетирование, бюджетные технологии, бюджетирование по результатам



Формирование и распределение средств бюджетов на всех уровнях бюджетной системы – объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную, экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства. В ходе формирования и распределения бюджетов анализируется и обобщается обширный материал, включающий спектр данных о финансовых ресурсах, о перспективах социально-экономического развития, об источниках доходов, направлениях расходов и др. И все это взаимоувязывается и корректируется в свете концепции бюджетной политики федерального и регионального уровней. Естественно, этот многогранный процесс требует координирующего и целенаправленного управления.

Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование и организацию, бюджетное регулирование и контроль. Именно использование элементов бюджетного механизма позволяет организовывать и эффективно управлять составлением и исполнением бюджетов всех уровней.

Эффективное расходование бюджетных ресурсов

Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически, любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно [4].

«Эффективность» применительно к управлению бюджетным процессом на региональном уровне является понятием сложным и неоднозначным, что обусловлено:

1) многоаспектностью самого термина «эффективность»: с одной стороны, это соотношение затрат и результатов, с другой стороны, это степень соответствия результатов цели;

2) спецификой управления бюджетным процессом и, в частности, сложностью определения всего круга затрат и результатов и степени соответствия результатов поставленным целям. Кроме того, затратами в данном случае выступают бюджетные средства, а результаты носят и экономический, и социальный характер.

Учитывая изложенное, под эффективностью управления бюджетным процессом на региональном уровне будем понимать степень соответствия общественно значимых результатов, достигнутых в процессе использования выделенных органами государственной региональной власти бюджетных средств, целям и задачам, поставленным бюджетной политикой.

Управление бюджетным процессом

В современных условиях органам власти субъектов федерации все в большей степени необходимо обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Также значительно возрастает их координирующая функция в экономическом и социальном развитии территорий. Эти и другие предпосылки (см. табл. ниже) обуславливают необходимость повышения эффективности управления бюджетным процессом на региональном уровне.

Таким образом, очевидна объективная необходимость совершенствования и повышения эффективности управления бюджетным процессом как на федеральном, так и на региональном уровне.

Стратегической целью реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации является разработка и реализация бюджетной политики государства в соответствии с заявленными приоритетами, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Принципиально важно, чтобы данный процесс затронул все уровни бюджетной системы, включая региональный и муниципальный.

На федеральном уровне Правительством РФ был утвержден и в целом успешно реализован ряд среднесрочных программ бюджетных реформ. Вместе с поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, они позволили существенно улучшить организацию и управление бюджетным процессом в стране и субъектах федерации, обеспечив:

– создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установление единых принципов бюджетной системы и четкое определение статуса и полномочий участников бюджетного процесса;

– управление бюджетным процессом исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;

– создание и развитие системы Федерального казначейства, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;

– начало практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР);

– создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.

Направления реформирования

В современных условиях реформирования управления бюджетным процессом на региональном уровне превалируют два направления развития:

– первое направление связано с использованием традиционных подходов, позволяющих вносить некоторые элементы усовершенствования. Это конкурсные процедуры, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии, контроль целевого использования бюджетных средств;

– второе направление требует использования перспективных подходов, методов и принципов с функциональными аспектами менеджмента. Здесь необходим переход от административных методов управления к принципам управления хозяйственной деятельностью, в частности, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования. Все основные приемы данного бюджетирования основаны на использовании управленческих технологий частного бизнеса:

– формулировка миссии и стратегий;

– применение метода учета по начислению;

– использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности;

– учет рисков и др. [2].

Бюджетирование, ориентированное на результат

Реализация концепции БОР позволяет рационально распоряжаться бюджетными средствами, оптимизировать расходы, перейти от управления затратами к управлению результатами, осуществлять планирование расходов в непосредственной связи с достигаемыми результатами, стимулировать эффективность работы учреждений.

Существенными компонентами БОР являются переход от сметного финансирования к нормативному и расчет бюджетной потребности субъекта федерации и муниципального образования.

Переход к БОР – комплексный процесс, требующий детальной методологической проработки и качественного информационно-аналитического обеспечения. Осуществление точных расчетов для множества субъектов бюджетирования возможно только при консолидации данных и автоматизации расчетов. Поэтому информатизация и автоматизация систем управления бюджетным процессом в рамках БОР является не только одним из перспективных направлений повышения эффективности управления бюджетным процессом, но и объективной необходимостью.

Таким образом, упорядоченный и формализованный инструментарий управления бюджетным процессом, использующий прогрессивные бюджетные технологии, позволяет осуществлять бюджетирование по результатам. В свою очередь, внедрение БОР в практику бюджетирования на региональном уровне будет способствовать повышению эффективности управления бюджетным процессом в целом.


Источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Каримова Э. Р. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс муниципального образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. – № 12.
3. Проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (основные положения от 19 февраля 2010 г.). / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/02/PPEBR_190210.pdf.
4. Сильвестрова Т. Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств при современной модели управления бюджетными ресурсами // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. – № 5.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:05