Роль градостроительной политики в развитии территориального планирования

Файзуллин И.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Файзуллин И.Э. Роль градостроительной политики в развитии территориального планирования // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 112-116.

Аннотация:
Любое строительство начинается с документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, в которых определяется назначение территорий. Разработка таких документов – дело непростое, так как развитие территории зависит от совокупности множества факторов.

Ключевые слова: город, управление развитием территории, качество жизни граждан, градостроительная деятельность, стратегическое и инвестиционное развитие



Управление развитием территории представляет собой регулирование изменений состояния и использования территории как среды жизнедеятельности человеческого сообщества посредством осуществления мер, обеспечивающих поддержание баланса интересов различных слоев общества, связанных с использованием территории. Подготовленность к управленческой деятельности в этой сфере и понимание потребности в ней в нашей стране явление редкое. Эффективность управленческой деятельности здесь в большей мере определяется степенью подготовленности к учету объективных закономерностей развития территории, взаимодействия различных видов деятельности и соотношений интересов различных слоев общества, связанных с использованием территории.

В последние годы стали появляться представители органов власти, понимающие необходимость подготовки к осуществлению управленческой деятельности в этой сфере [1].

Актуальность проблемы, подготовки представителей органов власти к осуществлению управленческой деятельности в сфере управления развитием территории связана с необходимостью решения задач устойчивого развития общества. Для их решения необходимо поддержание социальной стабильности на основе повышения качества жизни граждан. Качество жизни граждан в решающей мере определяется качеством среды их жизнедеятельности, которая является результатом процесса развития территории – совершенствования пространственной организации обустройства территории, осуществляемого градостроительной деятельностью. Эта деятельность представляет собой систему наиболее дорогостоящих мер реализации востребованного обществом качества жизни его граждан.

Имеются в виду меры по обеспечению комфортным жилищем, социальной, производственной, транспортной и иной инженерной инфраструктурой и другие, согласованно реализуемые при осуществлении градостроительной деятельности.

Градостроительная политика и интересы граждан

Практически во всех странах управление развитием территории осуществляется посредством регулирования градостроительной деятельности. Этим регулированием определяются не только изменения качества среды обитания граждан, но и решаются проблемы поддержания баланса интересов различных слоев общества, связанных с условиями пользования недвижимостью, возможностью выбора мест труда и отдыха, с учетом их доступности.

Для определения места регулирования градостроительной деятельности в управлении территорией в первую очередь необходимо понимание взаимодействия управления развитием территории с управлением отраслями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории. Регулирование градостроительной (градорегулирование), как и всякого другого вида деятельности, преобразующего материальную среду, эффективно только при условии, когда оно осуществляется с учетом объективных закономерностей, определяющих взаимосвязи развития различных частей территориии взаимодействия различных видов деятельности, связанных с ее использованием.

Градостроительная политика представляет собой составляющую политики органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам пространственной организации обустройства территории как материальной среды обитания граждан. В новых социально-экономических условиях, когда идет разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления все уровней, когда вступают в свои законные права отношения собственников и пользователей недвижимости, документам территориального планирования и планировки территории определены новые задачи – они должны отвечать требованиям обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [2].

Документы территориального планирования и организационные структуры

Кроме того, что на сегодняшний момент законодательство определило требования к составу и содержанию таких документов, оно установило необходимость наличия утвержденных документов территориального планирования и планировки территории. Отсутствие таких документов в скором будущем станет серьезным препятствием для осуществления любых строительных изменений территории: строительства жилья, социального обслуживания, дорог, инженерных сетей.

Одними из важнейших проблем формирования и проведения градостроительной политики являются организационные проблемы, посредством решения которых осуществляется регулирование градостроительной деятельности. В России исторически сложились следующие основные организационные структуры, деятельность которых практически обеспечивает формирование и проведение градостроительной политики:

– органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные формировать и проводить градостроительную политику;

– организации, проводящие комплексные научно-исследовательские и проектные работы по пространственной организации обустройства территории посредством градостроительной деятельности;

– организации, проводящие изыскательские работы, результаты которых используются при проведении научно-исследовательских работ по тематике, связанной с проблемами пространственной организации обустройства территории посредством градостроительной деятельности и при разработке проектной градостроительной документации;

– средства массовой информации, осуществляющие просветительские функции в вопросах градостроительной политики;

– организации, способствующие поддержанию требуемого качества реализации проектных решений посредством архитектурно-строительного контроля [3].

Формирование и проведение градостроительной политики в России, как и в большинстве развитых стран, осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления. Главным средством формирования градостроительной политики в России, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом, является территориальное планирование – планирование развития (изменений пространственной организации обустройства) территорий.

Выстраивание градостроительной стратегии

Введение Градостроительного кодекса РФ лишь заложило правовые основы территориального планирования и градостроительного зонирования.

Существующее законодательство после 2000 года построено на непреклонном стремлении создать в Российской Федерации свободный от государственного регулирования (саморегулирования) рынок во всех сферах экономики, и даже жизни общества.

Разрабатывая любой проект, предполагающий градостроительное развитие территории, необходимо понимать важность увязки его стратегических положений с реальной возможностью реализации в рамках принятых сроков. Эта возможность обеспечивается бюджетами различных уровней (федеральным, республиканским, местным), а также инвестиционной активностью застройщиков. Решение этих задач на всех этапах территориального планирования, градостроительного и архитектурно-строительного проектирования в совокупности с направлениями стратегического и инвестиционного развития требует постоянного мониторинга процессов, происходящих на территории [4].

Сегодня в рамках становления и развития рыночной экономики невозможно выстраивать грамотную градостроительную стратегию, опираясь только на сложившуюся нормативную базу, уже заметно устаревшую, и традиционные композиционно-планировочные приемы формирования городских территорий. Только тогда, когда градостроительная стратегия территорий идет рука об руку со стратегией социально-экономического развития поселений, можно разрабатывать проекты, которые действительно имеют перспективу быть реализованными и соответствуют общественным запросам не только сегодняшнего дня, но и обозримого будущего.


Источники:

1. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. – 296 с.
2. Макаров Е.И. Логистическая поддержка строительного комплекса региона: механизм формирования: Монография / Е.И. Макаров, В.Б. Курносов; Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 232 с.
3. Трутнев Э.К. Дискуссионные вопросы развития градостроительного законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2003. – № 8 (23).
4. www.urbaneconomics.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:26:59