Marketing of Internal Company’s Innovations
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-2 / July, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article examines the process of internal innovations in a company from a marketing viewpoint. The author points out the functional role of outsiders, leaders-innovators and managers-followers as the sources and consumers of innovation in the organization. He points out that the problem of development has
less to do with generating the innovations, as with its perception by the managersfollowers.
Keywords: innovative development, diffusion of innovations, internal marketing, outsiders, leaders-innovators, managers-followers
Генерирование инновационной идеи и создание на ее основе товара-новинки во многом зависит от креативных способностей сотрудников компании, от их восприятия новых продуктов, их готовности к организационным и технологическим изменениям в работе, связанных с инновационными продуктами. Под инновационными продуктами здесь понимается не только собственно рыночные продукты, но и инновации в области производственных и организационных технологий, изменения правил принятия управленческих решений, новые организационные формы деятельности и т.д. Инновации всегда являются таковыми, в первую очередь, для самих сотрудников компании. В этом случае мы имеем дело с маркетингом внутренних инноваций.
Так же как и при анализе механизмов распространения инноваций на рынке, в маркетинге внутренних инноваций можно выделить две категории работников: лидеры – источники инноваций и менеджеры – адаптеры инноваций.
Если от первых зависит генерирование новых идей, то только от восприятия их вторыми зависит принятие и распространение этих инноваций в компании, а также их реализация в новых рыночных продуктах. Психологически и функционально эти два типа работников существенным образом различаются.
Сотрудники – источники инноваций
Какие категории сотрудников могут быть источниками инноваций в компании? По мнению Дж. Баркера, чаще всего это некий аутсайдер, который зачастую не знает всех тонкостей работы, психологических барьеров и ментальных стереотипов, которые уже имеются у других сотрудников компании.
По своему психологическому типу такие люди являются генераторами идей. Его преимущество в том, что он не знает запретов, действующих в данной компании, у него свежий взгляд. Именно аутсайдеры выдвигают новые продуктивные идеи в компании, однако и степень доверия к ним почти нулевая [2, с. 50–60]. Обычно подобные преобразователи очень уязвимы и с ними обходятся достаточно сурово. Здравый смысл требует: пока вы не разобрались в идеях такого аутсайдера, нельзя принимать ни такого человека, ни его идеи.
Поэтому восприятие и распространение инноваций в компании зависит, как показывают исследования, не от этой категории работников. Аутсайдеры и генераторы идей сами не являются потребителями инноваций. После того как создатели новых идей сделали свое дело, в игру включаются лидерыинноваций.
Лидеры инноваций и их потребители в рамках компании
Лидеры инноваций – это, как правило, люди с развитой интуицией и способностью к мысленному моделированию ситуаций и способностью к принятию волевых решений.
Как показывают исследования, именно лидеры инноваций идут наперекор традиционной логике и делают революционные прорывы [2, 63-72]. Такая позиция лидеров инноваций в компании во многом также определяется сочетанием двух типов мышления – интуитивного и логического. Инновационное лидерство подразумевает интеграцию дивергентного (правополушарного) и конвергентного (левополушарного) мышления, воображения и логики [7, 49-62; 6, 41-67]. Другими словами, генерирование и оценка продуктивных идей зависит от разработки различных методов развития и стимулирования творческого воображения позволяет «соединять» и «сочетать» аналитическое мышление и воображение, логику и интуицию, разум и творчество.
Поэтому эффективное инновационное развитие компании в этом случае зависит не от случайного наличия лидеровинноваторов, а от создания организационных механизмов, культивирующих их личностное развитие и творческие способности [5, 143-166].
Если возникновение новой идеи зависит от лидеров инноваций, то ее распространение в компании связано с менеджерами – потребителями этой инновации. Речь теперь идет не о различии психологических типов, как это было выше при различии аутсайдера и лидера инноваций, но уже о различии функциональных ролей.
Лидер – это преобразователь, он инициирует перемены и управляет ими.
Менеджер – подобно администратору, поддерживает устоявшийся порядок вещей и совершенствует деятельность в принятых рамках. В традиционном менеджменте организация и управление работниками сводятся к подбору персонала, способного выполнить определенную функцию в структуре организации.
Цикл создания инновации
Каковы функции лидера и менеджера в инновационном процессе?
Лидер ориентирован на поиск и реализацию инноваций. Менеджер скорее ориентирован на сохранение статускво в компании, до тех пор пока это не связано с его самоопределением [4, с. 343–346]. При этом инновация всегда воспринимается им как проблема: до тех пор, пока инновация не осознана как неотъемлемый, необходимый и даже неизбежный момент его личностного и карьерного развития, мотивации к освоению и распространению инновации не будет [3, с. 434–455].
Только в случае осознания и восприятия инновации как продукта, удовлетворяющего личностные потребности (личностного развития, роста профессиональной компетенции, карьерного роста, финансовой состоятельности и т.д.), менеджер становится ее последователем. Менеджеры-последователи – это не все менеджеры компании, но такая группа менеджеров, способных к восприятию нового, которые могут стать адептами и распространителями инновации в компании.
Поэтому схема распространения инноваций (для сотрудников компании) такова. Инновации в компании, как и товарные инновации, имеют свой жизненный цикл развития. Инновацию генерируют аутсайдеры. Однако их личностные потребности направлены на сам факт создания нового. Новую идею оценивают лидеры-инноваторы, определяют ее инновационный потенциал для развития компании и инициируют изменения. Основной мотивацией лидеров-инноваторов является именно инновационное развитие компании, а не сам факт наличия новинки.
Распространение инноваций
Инновация начинает распространяться в компании, ее использует ограниченное число менеджеров, которым она позволяет решать более важные и не решенные в прежних условиях системы задачи. Только после этого подключаются менеджеры-последователи, от которых и зависит распространение (диффузия) инновации в компании; они начинают ее совершенствовать и с ее помощью решать все большее число управленческих задач.
При внедрении инновации будет встречено сопротивление со стороны работников. Когда действуют уже привычные правила, позволяющие решать имеющиеся задачи и приведшие к успеху, что-либо менять нет желания.
Распространение инновации здесь зависит от того, в какой мере инновация начинает соответствовать мотивационным потребностям менеджеров при решении ими профессиональных задач. Поэтому оптимальным временем для внедрения инновации является тот момент, когда начинают накапливаться задачи, неразрешимые в существующих условиях.
На следующем этапе решение задач ставится на поток, к этому времени инновация теряет свой инновационный характер, становясь устоявшимся правилом поведения, привычной технологией, традиционным способом принятия управленческих решений.
Между тем среди этих управленческих задач начинают встречаться достаточно сложные, не решаемые с помощью инновации и откладываемые на потом, темпы решения задач начинают снижаться. Рано или поздно накапливается комплекс важных проблем, которые нельзя решить в существующих условиях и с помощью существующих продуктов и управленческих технологий. И эти неразрешимые проблемы становятся катализатором новых инноваций.
Таким образом, лидеры-инноваторы являются одновременно и источниками, и потребителями инноваций.
Менеджеры-последователи являются той группой потребителей инноваций в компании, от которой зависит ее распространение. В отличие от инновационного менеджмента, с точки зрения маркетинга управление внутренними инновациями в компании требует:
– во-первых, профессиональной и личностной идентификации соответствующих типов работников;
– во-вторых, диагностирования этапа развития внутренней инновации;
– в-третьих, при ее реализации в компании четкого определения, на кого ориентирована инновация – на лидеров изменений, менеджеров-последователей или линейный персонал.
Страница обновлена: 09.05.2025 в 23:16:16