Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности

Текутьев И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрен концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности. Определены целевые параметры и показатели эффективности диверсификации как инвестиционно-инновационного процесса. В качестве основного критериального параметра оценки эффективности диверсификации берется стоимостной разрыв.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, стоимость бизнеса, диверсификация, оценка эффективности, инновационно-инвестиционный процесс, доходный подход, денежные потоки, метод капитализации дохода



Процесс диверсификации можно определить как обеспечение эффективного использования ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса. Традиционно в аналитической деятельности применяется следующая классификация подходов к оценке бизнеса [1]:

1) рыночный подход – основан на механизме сравнительной оценки предприятия с объектами – аналогами;

2) доходный подход – основан на использовании в оценке стоимости предприятия или его собственного капитала методики дисконтирования ожидаемых доходов;

3) подход на основе активов – основан на использовании одного или более методов, основанных исчисления стоимости чистых активов предприятия.

Если целью предприятия является экономический рост в перспективе, то наибольший интерес будет представлять оценка бизнеса, произведенная доходным подходом. Доходный подход позволяет сопоставить сегодняшние затраты с будущими доходами с учетом факторов времени и риска, характерных для любого вида и характера предпринимательской деятельности. При оценке бизнеса доходным подходом составляются модели прогнозных денежных потоков предприятия, то есть фактически составляется бизнес-план его развития.

Диверсификация

По своей сути диверсификация представляет собой инвестиционно-инновационный процесс, в рамках которого для внедрения того или иного вида инвестиций необходимо провести детальный анализ экономической эффективности каждого возможного варианта. Главная цель диверсификации – поиск источников развития предприятия (бизнеса) с помощью различных факторов.

Внутренние факторы основаны на выработке стратегии создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования, внешние – на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия. Стратегической же целью является повышение стоимости капитала за счет эффективного использования ресурсов.

При выборе того или иного вида деятельности в рамках осуществления диверсификации, организация ставит для себя главной задачу выбора именно того направления, которое принесет ей наибольший экономический эффект – прибыль и, как следствие, увеличение рыночной стоимости компании.

Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат, то есть эффективность является относительным показателем [2].

Следует различать по содержанию два понятия: экономический эффект и экономическая эффективность.

Первое означает достижение положительного результата (эффекта) от нововведения в целом. Эффект выражается в рублях. Второе понятие, как правило, включает удельные (на единицу продукции, услуг или вложенный рубль) показатели, которые характеризуют нововведение с качественной стороны.

Экономический эффект

Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления инновационного проекта.

При определении экономического эффекта должны соблюдаться следующие принципы:

– оценка эффективности нововведения осуществляется по условиям использования конечной продукции (услуги) с учетом всех сопутствующих позитивных и негативных результатов;

– проведение расчетов экономической эффективности осуществляется по всему циклу разработки и внедрения нововведения за установленный период;

– приведение к единому расчетному году применяемых в расчетах экономических нормативов и других установленных показателей;

– применение в расчетах норматива эффективности капитальных вложений и рыночной стоимости природных и трудовых ресурсов.

Величина экономического эффекта должна рассчитываться до установления цен на новую продукцию (услугу). Она служит основой для установления цен на эту продукцию.

В рамках доходного подхода [3] существуют многочисленные аналитические процедуры. Подобно этому в его рамках существуют многочисленные способы измерения величины экономического дохода, связанного с конкретным нематериальным активом. Тем не менее, все эти аналитические процедуры и все альтернативные измерения дохода могут быть сведены в две категории методов доходного подхода:

1) метод капитализации дохода. Применительно к оценке нематериальных активов метод заключается в установлении текущей стоимости изменчивого потока прогнозируемого экономического дохода за дискретный промежуток времени [4];

2) метод прямой капитализации. Применительно к оценке нематериальных активов [4] означает капитализацию (деление на соответствующую ставку доходности) постоянного или постоянно меняющегося экономического дохода за конкретный период времени.

Как рассчитать экономический эффект инновационного проекта?

Определение экономического эффекта любого инновационного проекта, который, как отмечалось, по своей сути является основой диверсификации предпринимательской деятельности, осуществляется в следующем порядке [5].

1. Экономический эффект рассчитывается суммарно по годам расчетного периода как разница стоимости результативного эффекта осуществления инновационного проекта и стоимости затрат на осуществление инновационного проекта за период.

2. Определяется стоимость дисконтированного результативного эффекта осуществления инновационного проекта за период.

3. Рассчитываются расходы на реализацию мероприятий, включающие затраты при производстве и использовании продукции (услуги) за расчетный период.

Важным показателем является дисконтированный срок окупаемости затрат, планируемых на внедрение инноваций.

Для оценки общей экономической эффективности инноваций (как следствия диверсификации) может также использоваться система следующих показателей:

– интегральный эффект, или чистый дисконтированный доход;

– индекс рентабельности;

– внутренняя норма рентабельности;

– срок окупаемости.

Эти показатели широко известны в инвестиционной практике.

Стоимостной разрыв

В рамках нашего исследования основным критериальным параметром экономической оценки эффективности диверсификации является стоимостной разрыв. Возможность воплощения инноваций в жизнь появляется тогда, когда между стоимостью, которой обладает компания в настоящее время (текущей стоимостью), и потенциальной стоимостью, которая может быть достигнута при изменении ряда обстоятельств, существует разрыв.

Стоимостной разрыв – разница между текущей стоимостью предприятия при существующих условиях и текущей стоимостью предприятия после диверсификации деятельности:

NPVC = [D(PN)n + (ЕЕ)n – (I)n+ (T)n]r ,

где:

NPVC – чистая текущая стоимость эффекта диверсификации;

D(PN)n – дополнительная прибыль от диверсификации;

n – период времени после применения диверсификации;

(ЕЕ)n – экономия издержек за счет диверсификации деятельности;

(I)n – дополнительные инвестиции на диверсификацию;

(Т)n – прирост (экономия) налоговых платежей;

r – коэффициент текущей стоимости.

В качестве базовой модели расчета стоимости компании в результате диверсификации деятельности применяется метод дисконтирования денежных потоков. Это обусловлено тем, что данный метод является единственным, позволяющим учитывать будущие изменения в денежных потоках предприятия.


Источники:

1. Баркалов С.А., Бакунец О.Н. Формирование прогнозного финансового плана диверсифицированной компании // Экономика строительства. – 2002. – № 8.
2. Волышнок Е.М. Особенности реализации стратегий диверсификации производства // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 1.
3. Кунц Р. Стратегия диверсификации и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №1.
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 392с.
5. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов. / Пер. с англ. – М: КвинтоКонсалтинг, 2005. – 761 с.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 21:29:56