Budgetary Authorities of the Participants of the State Financial Control

Andrey Lukin

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-2 / July, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
To date, the special feature of the state financial control in Russia is that a number of organs performing essentially the similar functions collect and provide information to various interested users. The article suggests one of the ways for solving this problem.

Keywords: federal budget, state financial control, budgetary sphere, users interested in information, use of funds, budgetary authorities, financial audit



Государство, формируя денежные потоки, вынуждено оперативно реагировать на изменения, которые противоречили бы принятой кредитно-денежной политике и могли бы привести к нежелательным результатам. Своевременному выявлению этих изменений призван служить, прежде всего, государственный финансовый контроль.

Сегодня в Российской Федерации принята концепция государственного финансового контроля как основного направления реализации функции контроля в сфере бюджетных отношений [3]. Хотя полного отказа от негосударственного финансового контроля нет, он в качестве обязательного аудита присутствует в ходе контроля за деятельностью государственных унитарных и автономных предприятий.

Система государственного финансового контроля

Государственный (муниципальный) финансовый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю:

– над обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

– подтверждением достоверности, полноты и соответствия бюджетной отчетности нормативным требованиям;

– повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3].

Формы и порядок осуществления финансового контроля в бюджетной сфере установлен Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).

На федеральном уровне субъектами государственного финансового контроля являются (см. рис. ниже):

– Счетная палата РФ;

– Главное контрольное управление Президента РФ;

– Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного и валютного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная налоговая служба и др.);

– главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС).

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рис. Система государственного финансового контроляв бюджетной сфере Российской Федерации

Бюджетные полномочия

Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля указанных участников закреплены в законах Российской Федерации. Их изучение позволило синтезировать и сравнить функции участников государственного финансового контроля федерального уровня – Счетной палаты РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного и валютного надзора РФ (в таблице – ФБН) Федерального казначейства (в таблице – ФК) и главных распорядителей бюджетных средств (в таблице – ГРБС) (см. табл. на с. 27).

Таблица показывает, что различные органы государственного финансового контроля осуществляют анализ одной и той же информации. При этом заинтересованные пользователи информации у различных участников государственного финансового контроля разные. У Счетной палаты – Совет Федерации РФ, у вневедомственного контроля – Минфин России и Правительство РФ, у ведомственного контроля – руководство главного распорядителя бюджетных средств.

Реформирование системы государственного финансового контроля

Одна и та же по составу информация, но собранная различными органами, поступает различным пользователям. Налицо главное противоречие существующей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации – отсутствие единого центра, который, с одной стороны, собирал бы необходимую информацию от различных участников системы, осуществляя при этом координацию их действий, а с другой, направлял бы её заинтересованным пользователям.

Идет активная работа по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Как уже отмечалось, организация и осуществление государственного финансового контроля напрямую зависит от финансовой, а в Российской Федерации – от бюджетной политики государства, которая находится сегодня в стадии реформирования. Итогом этих реформ должно стать создание единой системы финансового контроля, которая объединила бы на единых принципах и стандартах сегодняшних разрозненных участников государственного финансового контроля.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:41:36