Энергетика Армении: развитие и основные направления модернизации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (28), Апрель 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шекян А.В. Энергетика Армении: развитие и основные направления модернизации // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 4. – С. 18-21.
Аннотация:
Способность формировать целостные и конкурентоспособные народно-хозяйственные комплексы, в том числе энергетический – важнейший показатель потенциала независимого развития страны. Сравнительный анализ условий, обеспечивающих экономический рост в развитых и развивающихся странах, убедительно указывает на определяющую роль опережающего развития основных инфраструктурных отраслей, в том числе энергетики. Одной из целей проводящихся реформ на постсоветском пространстве является создание энергетической инфраструктуры, обеспечивающей развитие всех звеньев народного хозяйства независимых государств. Без такого качественного сдвига невозможен переход к его ускоренному и устойчивому развитию.
Ключевые слова: энергетика, Республика Армения
Способность формировать целостные и конкурентоспособные народно-хозяйственные комплексы, в том числе энергетический – важнейший показатель потенциала независимого развития страны. Сравнительный анализ условий, обеспечивающих экономический рост в развитых и развивающихся странах, убедительно указывает на определяющую роль опережающего развития основных инфраструктурных отраслей, в том числе энергетики. Одной из целей проводящихся реформ на постсоветском пространстве является создание энергетической инфраструктуры, обеспечивающей развитие всех звеньев народного хозяйства независимых государств. Без такого качественного сдвига невозможен переход к его ускоренному и устойчивому развитию. Было бы неправомерно отождествлять задачу формирования эффективной энергетики с проблемой ресурсной необеспеченности. Так или иначе, в глобальном масштабе потребности в энергетических мощностях растут с большей скоростью, чем другие потребности, и на определенной стадии развития все страны начинают испытывать идентичные трудности.
Интенсивное развитие традиционной промышленной энергетики, происходившее до последней четверти ушедшего столетия, исчерпано. Концепция устойчивого развития энергетики требует поиска новых нетрадиционных источников, форм и методов энергоснабжения, способных обеспечить долгосрочное равновесие на энергетическом рынке. В современной энергетике интеграция энергосистем сочетается с уменьшением масштабности отдельных полнофункциональных технологических узлов за счет рассредоточения производственных мощностей и внедрения технологий малого производства. Это ведет к формированию более восприимчивой структуры рынка, что важно для внедрения гибридных механизмов и инструментов.
В этом контексте энергетика Армении представляет собой удобный объект для исследования эффективности управления энергетикой стран, испытывающих последствия системного кризиса во всех сферах общественной жизни, а ее развитие можно рассматривать как своеобразный критерий оценки и осмысления пути, пройденного за десятилетие нашей независимости. Относительно компактная энергетика Армении имеет все традиционные энергетические технологии, достаточно развитую системообразующую транспортную инфраструктуру и квалифицированный персонал. С другой стороны, ощущаются наиболее характерные последствия системного кризиса. Армянская энергосистема достаточно проста и управляема, поэтому можно сказать, что она представляет собой своего рода маленькую реальную модель, достаточно точно воспроизводящую основные характерные черты большой энергетической системы. Это существенно упрощает исследование, не уменьшая ценности его выводов.
Сегодняшние параметры спроса в энергетике Армении в основном сложились к 1993-94гг. Они явились результатом мощнейшего воздействия группы факторов социально-экономического развития республики и оставались относительно стабильными на протяжении последних лет. Однако исчерпывающего подхода к изучению и прогнозированию спроса, на котором бы строилась рыночная политика управления в этом секторе экономики, не сформировано. Основным препятствием ‑ является слабость информационной инфраструктуры.
Со стороны предложения, структура армянской энергосистемы, сформировавшаяся в 70-е годы, слабо отражает нынешние реалии спроса. Она не сбалансирована в республиканских масштабах. А возможности обмена излишков электроэнергии на недостающие капитал, топливо и технологии ограничены, что лишает все региональные энергосистемы (более всего армянскую) достижения существенного экономического эффекта.
Можно сказать, что далекое от оптимального соотношение спроса и предложения формирует, к сожалению, основные среднесрочные и долгосрочные задачи модернизации отрасли. Развитию конкуренции между производителями как модели функционирования отрасли мешает то, что и предложение, и спрос на электроэнергию на внутреннем оптовом рынке сконцентрированы в одном месте. При попытке его дезинтеграции в условиях современного состояния регионального рынка, внутренний оптовый рынок. вероятнее всего, эволюционирует в олигополистический, с присущей ему высокой степенью неопределенности и нестабильности. Необходимым инструментом, способным привести в соответствие предложения и спроса в энергетике Армении является «энергетическая дипломатия», направленная на интенсификацию интеграционных процессов в региональном масштабе.
Дореформенное развитие армянской энергетики было ориентировано на решение стандартных задач в рамках единой энергосистемы Советского Союза. Ее несформированность как самодостаточной и саморазвивающейся системы обнаружилась при возникновении нестандартных ситуаций. Современные стратегические планы модернизации армянской энергосистемы основаны на приоритетах энергетической самодостаточности и безопасности. При прогнозировании дальнейшего развития, ввиду структурной нестабильности, «атомистичности» и несбалансированности народного хозяйства, имеющиеся объективные закономерности не могут с достаточной надежностью быть экстраполированы на длительную перспективу.
Полемика относительно наиболее приемлемой модели отраслевой структуры энергетики часто приводит к излишней политизации и отклонению от объективной общественной цели в пользу субъективных экономических и политических задач. Можно привести множество доводов, подкрепляемых разными аргументами. Если же отбросить предвзятые подходы, поставив во главу угла общественные интересы, то можно заключить, что никакая модель рыночной структуры (от полной монополии до совершенной конкуренции) в чистом виде не может гарантировать достижение максимально возможной эффективности: наряду с преимуществами, каждая из них имеет свои недостатки. Таким гарантом может быть только эффективно и инновативно регулируемый государством, бизнесом и обществом хозяйственный механизм, позволяющий системе не отставать в развитии от внешней среды, интенсивно формировать внутреннюю. Высокоразвитый рынок не отрицает параллельного функционирования на нем горизонтально и/или вертикально интегрированных элементов, независимых производителей, государственных компаний, функционирующих через единого покупателя субъектов. Создание такого механизма хозяйствования - достаточно сложная задача, для этого необходимо решить большое количество сложных технико-экономических вопросов, и пройти некоторые этапы развития. Не в последнюю очередь это зависит и от становления гражданского общества.
Система управления энергетикой Армении за последнее десятилетие развивалась достаточно интенсивно. Наиболее динамично формировалась структура сектора, основные институты и нормативные основы, необходимые для функционирования по модели единого покупателя. Тем не менее, системность реформ значительно пострадала по причине доминирования в проектах развития критерия возможности привлечения средств международных организаций над критерием объективной обоснованности того или иного проекта-компонента реформ. Качественно более высокий уровень функционирования отрасли возможен только после построения рациональной инфраструктуры рынка, характеризующейся ясными сигналами и четкими стимулами для рыночных агентов, требующей децентрализации управленческих функций и полномочий соответственно организационной структуре.
Окончание следует.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:36:49