Бизнес планирование на малых предприятиях грузового автотранспорта с целью оптимизации затрат
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируются методики бизнес-планирования, исследуется алгоритм написания бизнес-плана малого автотранспортного предприятия, с целью обеспечения эффективной реализации его стратегии и сокращения затрат.
Ключевые слова: бизнес-идея, бизнес-планирование, малое автотранспортное предприятие, методики бизнес-планирования, структура бизнес-плана, автотранспортные услуги
Оптимизация затрат на предприятии автотранспорта остается актуальной с переходом на рыночную систему хозяйствования.
В этой связи поиск путей экономии затрат является одной из приоритетных задач, стоящих перед экономистами.
Механизмы бизнес-планирования позволяют прогнозировать будущие доходы и расходы. Использование бизнес-планирования для целей оптимизации затрат еще не полностью исследовано, хотя вопросу составления бизнес-плана для автотранспорта и оптимизации затрат посвящено большое количество научных публикаций.
Структура бизнес-плана
По мнению экспертов, бизнес-план является незаменимым и жизненно важным документом на предприятии автотранспорта. Вопрос выбора методики предоставлен владельцам и управляющим бизнеса.
Многие из экспертов рассматривают бизнес-план как инструмент внутреннего планирования.
Бизнес-план как комплексный документ может помочь оптимизировать структуру предприятия, план производства и продаж. С его помощью можно четко разграничить статьи расходов и определиться со стратегией по их оптимизации [5].
В основе бизнес-плана лежит бизнес-идея (см. рис. 1 ниже).
Рис. 1. Элементы бизнес-планирования
В настоящее время структура бизнес-плана и инвестиционного проекта не регламентированы законодательством. Поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований. Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.
Иностранные инвесторы требуют предоставлять расчеты с помощью лицензированных ЮНИДО пакетов – COMFAR, PROPSPIN. Эти методики являются универсальными. С их помощью создаются бизнес-планы и осуществляется оценка финансовой и экономической эффективности проекта. Для российской практики можно использовать шаблон бизнес-плана, описанный в положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов [2].
Этапы создания бизнес-плана
Как и в любом бизнесе, в предлагаемой блок-схеме алгоритма бизнес-плана (см. рис. 2 на с. 84) существуют свои достоинства и недостатки.
Рис. 2. Блок-схема алгоритма создания бизнес плана
В случае если предприятие занимается грузовыми перевозками, в бизнес-плане приводится информация о типах перевозимых грузов, а также о наличии таких специфических услуг как перевозка крупногабаритных или опасных грузов. Оценка эффективности оптимизации затрат при бизнес-планировании может осуществляться в несколько этапов.
Первый этап – описание общей схемы реализации оптимизации затрат в бизнес-плане [2].
Второй этап – определение абсолютных изменений выручки, производственных затрат, налогов в связи с реализацией проекта.
Третий этап – расчет эффективности проекта.
На первом этапе целесообразно использовать Инструкцию по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), предприятий автомобильного транспорта [1]. В бизнес-плане необходимо тщательно, во всех разделах учитывать и прописывать все виды затрат, чтобы сделать максимально реалистичным прогноз расходов (см. табл. на с. 85)).
Таблица
Затраты, отражающиеся в разделах бизнес-плана
Расчет экономического эффекта проекта
Экономический эффект любого проекта, в том числе проекта сокращения затрат, заключается в дополнительно получаемой прибыли. Дополнительно получаемая прибыль, в свою очередь, определяется тем, насколько изменится выручка, производственные затраты, налоговые платежи компании в связи с реализацией конкретной инвестиционной идеи.
В качестве рекомендации по упрощению расчета себестоимости на малом автотранспортном предприятии можно предложить применение расчет прямых эксплуатационных затрат (ПЭЗ) в ходе расчета себестоимости автотранспортных услуг.
ПЭЗ – это эксплуатационные расходы на транспорте, издержки транспортного предприятия, непосредственно связанные с выполнением перевозок.
Прямые эксплуатационные расходы определяются по статьям затрат, включающих фонд оплаты труда, рацион бесплатного питания, топливо. Расчет ПЭЗ позволяет контролировать экономический эффект от проекта.
Расчет экономического эффекта проекта (дополнительной прибыли) производится по формуле:
Дополнительная прибыль = изменение выручки – изменение текущих эксплуатационных затрат – изменение налогов + изменение прочих операционных и внереализационных доходов (расходов) [4].
Заключение
Уменьшение прямых эксплуатационных затрат позволит получить дополнительную прибыль на предприятии малого бизнеса. Следует также оговорить тот момент, что нередко идеи, связанные с оптимизацией прибыли, влекут за собой инвестиционные затраты (например, приобретение основных средств). В этом случае расчет эффекта проекта должен быть дополнен расчетом стандартных показателей эффективности инвестиций: периода окупаемости инвестиций, чистой приведенной стоимости, внутренней нормы доходности.
Перспективы дальнейшего исследования касаются вопросов совершенствования учета эксплуатационных затрат, разработки концептуально-методического подхода к организации учетно-аналитической системы в целом, а также ее отдельных элементов на каждом малом автотранспортном предприятий.
Алгоритм бизнес-планирования, предложенный в статье, может принести конкретную пользу малым автотранспортным предприятиям. Блок-схема алгоритма бизнес-планирования является рекомендацией для руководителей малых предприятий автотранспорта по этапному планированию бизнес-процессов. Блок-схема алгоритма управления себестоимостью продукции в рамках бизнес-планирования позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса:
– оперативно реагировать на изменение рынков сбыта;
– контролировать производство услуг;
– производить экспресс-оценку удовлетворенности себестоимостью услуг.
Источники:
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России от 31.03.1994 № 7-12/47.
3. Васина А.А Проекты снижения затрат: определение эффекта и моделирование альтернатив. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/.
4. Вязова Г.А. Антикризисное бизнес-планирование на предприятии автотранспорта. // Международная конференция ДВГАС. Сб. научных трудов. – Хабаровск, 2009.
Страница обновлена: 13.11.2024 в 21:51:14