Оборотный капитал предприятия: управление и оптимизация

Рудакова О.В., Шатунов А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Важную роль в предпринимательской деятельности промышленных предприятий играет размер оборотного капитала. Управление в этой области должно быть направлено на формирование оборотного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах, а также на повышение эффективности его использования. Подробнее об этом читайте в статье.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприятие, предприниматель, оборотный капитал, стратегия управления, предпринимательская способность



Неотъемлемой частью предпринимательской деятельности промышленных предприятий является наличие функционирующего капитала для осуществления бесперебойного процесса воспроизводства, наиболее эффективного его использования, обеспечивающего рост прибыли и создание необходимых накоплений для дальнейшего расширения производства, повышения конкурентоспособности продукции и завоевания новых рынков сбыта.

Управление оборотным капиталом – одно из наиболее значимых функциональных направлений системы управления предпринимательской структурой. Управление оборотным капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием оборотного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах и его эффективным использованием в различных видах деятельности предприятия. Правильная стратегия управления оборотным капиталом повышает эффективность его функционирования.

Стратегия управления оборотным капиталом представляет собой умение размещать, сохранять и наращивать оборотные средства предприятия и направлена на максимизацию его доходов. Предпринимательские структуры различаются по многим признакам, именно поэтому приоритеты в стратегии управления оборотным капиталом могут постепенно меняться по мере достижения конкретных целей.

От того, каким образом распределены приоритеты и на какие из компонентов делается основной упор, зависит положение предпринимательских структур в условиях нестабильности.

Формирование стратегии управления оборотным капиталом является частью общей стратегии в целях создания высокой стоимости компании. В различных предпринимательских структурах состав и структура оборотного капитала не одинаковы, поскольку зависят от формы собственности, специфики организации и производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, финансового состояния и других факторов, меняющихся с течением времени.

Поэтому, оптимизируя структуру капитала, можно одновременно минимизировать его стоимость, что будет способствовать максимизации рыночной стоимости всего предприятия.

Стратегия управления оборотным капиталом

Формирование стратегии управления оборотным капиталом в наибольшей степени зависит от трех критериев.

Первый критерий – минимизация стоимости капитала, которая зависит от выбора способа оптимизации источников финансирования оборотного капитала. В генезисе теорий структуры капитала выделяются четыре этапа, связанные с формированием следующих концепций: традиционалистическая, индифферентности, компромиссная, противоречия интересов. В основе этих концепций лежат альтернативные подходы к возможности оптимизации структуры капитала предприятия и выделению приоритетных факторов, определяющих механизм такой оптимизации.

Второй критерий – максимизация платежеспособности предприятия, зависящая от выбора модели управления оборотным капиталом.

Третий критерий направлен на максимизацию рентабельности оборотного капитала, который базируется на результатах решений предыдущих задач по привлечению собственного и заемного капитала и их различных комбинаций. Рекомендуемый алгоритм формирования стратегии управления оборотным капиталом приведен на рис. (см. на с. 79)

Успешное управление оборотным капиталом заключается в том, чтобы обеспечить финансирование фондов, необходимых для текущей деятельности предприятия. Если предприятие успешно справляется со своими обязательствами, производство и реализация продукции происходит планомерно и без сбоев, нет недостатка в денежных средствах, то возможно применение идеальной модели управления оборотным капиталом. Если предпринимательская структура не справляются с текущими обязательствами, то следует перейти к агрессивной модели. Данный контур задач корреспондирует с ранее применяемой стратегией формирования оборотных активов и призван отражать общую философию управления предприятия с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Рис. Этапы принятия стратегических решений

Приоритеты и постановка целей

Стратегия управления оборотным капиталом должна быть эффективна и хорошо продумана. Одновременно стратегия не должна быть непредсказуемой суммой изолированных решений. Скорее, каждое решение должно составлять часть продуманной и понятной стратегии. Иначе работа только в одном направлении может оказаться контрпродуктивной для финансового состояния в целом. Поэтому для успешной работы в области управления оборотным капиталом необходимо быть готовым к принятию сложных и компромиссных решений при выборе между несколькими конфликтующими возможностями. Приоритеты в стратегии управления оборотным капиталом будут определяться динамикой развития отрасли. При этом, возможно, что стратегия будет выходить за рамки своих традиционных функций, состоящих в управлении элементами оборотного капитала. Основная ответственность должна быть возложена на менеджмент предпринимательских структур с целью выявления способов распределения оборотного капитала и источников его покрытия. Четко сформулированная стратегия позволяет осуществлять координацию возможностей предприятия и моделей оборотных активов с существующими в соответствующих отраслях требованиями, выполнение которых гарантирует успех.

Изменения в стратегиях или структурные сдвиги в промышленных отраслях, могут создавать пробелы, для устранения которых необходимо вносить изменения в систему приоритетов стратегии управления оборотным капиталом. В большинстве предпринимательских структур постановка целей представляет собой неоптимизированный, требующий слишком больших временных затрат и нестратегический процесс, значительно усложняющийся в результате различных структурных сдвигов. Поэтому предпринимательским структурам рекомендуется сосредоточить свое внимание на введении нескольких ключевых усовершенствований:

– в ходе определения целей пользоваться методикой, основанной на ориентировочных показателях и минимальных ожиданиях в отношении доходности предприятия;

– цели должны ставиться еще на этапе формирования самой стратегии. Для управления процессом постановки целей должны существовать четкие структуры управления;

– в соответствии с прогнозами и бюджетами, поставленные цели могут быть пересмотрены.

Оптимальный объем и структура оборотного капитала

Но стратегия управления оборотным капиталом – это не конечная цель. Это постоянная готовность к упреждающей деятельности, направленная на повышение эффективности предпринимательской деятельности в целом.

Эффективность стратегии управления оборотным капиталом весьма важно рассматривать не только как конечный результат используемых в процессе производственной деятельности оборотных средств, но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. В общем смысле эффективность оборотного капитала – это отношение оборотных средств к финансовому результату. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или выходные параметры, вызывает изменения в эффективности. Это означает, что наряду с процессом управления оборотным капиталом необходимо рассматривать воздействие факторов внешней среды на входные и выходные величины.

Совершенствование инструментов и методов управления оборотным капиталом – наиболее приемлемый путь стабилизации предпринимательской деятельности и повышения доходности предпринимательских структур в целом. Особую актуальность приобретает определение оптимального объема и структуры оборотного капитала для производственных предпринимательских структур, поскольку именно в промышленности оборотный капитал проходит все стадии производственно-коммерческого цикла и отличается длительностью периода обращения. Результаты научных исследований свидетельствуют, недостаток оборотного капитала влечет за собой нарушение производственно-коммерческого цикла, потерю ликвидности и низкий уровень прибыли, а излишек – неоправданно завышенные размеры финансирования. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующих подходов к управлению оборотным капиталом предпринимательских структур с точки зрения стабилизации их деятельности.


Источники:

1. Акетонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): учебное пособие / Акетонова О. В. – М., 2004. – 342 с.
2. Антикризисное управление: учебное пособие / под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006. – 271 с.
3. Артеменков Ю.П., Киселева Н.В., Тагатаров С.Р. Оценка регионального инвестиционного риска // Регион: экономика и социология. – 2001. – № 2. – С. 146–164.
4. Беляков А.В. Особенности применения вероятностных методов оценки финансовых результатов инвестиций // Финансы и кредит. – 1999. – № 56. – С.5-9.
5. Рудакова О.В. Предприниматель. Предпринимательская деятельность. Предприятие / О.В. Рудакова, С.П. Суворова, А.Н. Шатунов. – Орел: ООО ПФ «Картуш», 2009. – 141 с.
6. Скамай Л. Финансовые риски. Классификация по основным признакам, видам и подвидам // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 12. – С. 40-47.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 22:32:03