Инновации в управлении региональной программой негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы

Бахарева О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предлагаются подходы к управлению региональной программой негосударственного пенсионного обеспечения. Предложена модель софинансирования дополнительной пенсии, повышающая эффективность частно-государственного партнерства в социальной сфере.

Ключевые слова: инновации, бюджетные учреждения, социальная сфера, региональная экономика, пенсионный фонд, рынок коллективных инвестиций, негосударственное пенсионное обеспечение



Новым подходом в управлении и финансировании программ негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) стали инициативы регионов и муниципальных образований Российской Федерации по реализации программ негосударственного пенсионного обеспечения, финансируемых за счет региональных бюджетных средств, что отвечает задачам повышения социальной поддержки пенсионеров-бюджетников, в том числе заслуженных работников отраслей в регионе.

В восьми регионах и шести городах страны приняты и действуют комплексные и целевые программы негосударственного пенсионного обеспечения, ориентированные на отдельные отрасли. В семи субъектах федерации разрабатываются, либо приняты к рассмотрению комплексные программы (см. табл. 1 на с. 17).

Таблица 1

Сведения по реализации программ негосударственногопенсионного обеспечения работников бюджетной сферыв отдельных регионах России

Пенсионное обеспечение в Татарстане

В 2003 году в Татарстане была принята программа негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы пяти отраслей региона [2]. Реализация программы позволяет повысить уровень жизни и социальной защиты работников бюджетной сферы республики при выходе на пенсию.

Кабинетом министров Татарстана утверждено Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников республиканских министерств: здравоохранения, образования и науки, культуры, по делам молодежи и спорту, труда, занятости и социальной защиты (далее – Положение).

В Положении отражены условия приобретения права на дополнительную пенсию, порядок ее назначения, размер и продолжительность выплат негосударственных пенсий [3]:

– негосударственные пенсии назначаются работникам организаций бюджетной сферы Татарстана, которым назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности до 1 января 2012 г.;

– условиями назначения пенсии являются расторжение трудового договора, стаж работы в бюджетной организации для женщин – не менее 20 лет, для мужчин – не менее 25 лет;

– назначенные пенсии выплачиваются в течение 10 лет;

– проводится ежегодная индексация пенсий.

В настоящее время по действующей программе НПО за счет регионального бюджета выплачиваются негосударственные пенсии бывшим работникам бюджетной сферы Татарстана.

Пенсионное софинансирование

Рост доходов российского бюджета и интерес к участию в региональных пенсионных программах способствовали созданию и реализации с 2008 года госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений граждан за счет федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния [1].

Механизм осуществления господдержки создания пенсионных накоплений россиян имеет важное отличие от большинства республиканских пенсионных программ. Основой формирования пенсии является личное участие россиянина, внесение на свой пенсионный счет в Пенсионном фонде РФ от 2 до 12 тыс. руб. в год.

По условиям государственной программы софинансирования в течение 10 лет с момента первого взноса Российская Федерация по итогам каждого календарного года вносит равный взнос на пенсионный счет участника программы.

Максимальный размер господдержки увеличения пенсионного капитала может составить при взносе россиянина 12 тыс. руб. в год и равном взносе из российского бюджета 12 тыс. в год. За 10 лет размер пенсионного капитала участника программы увеличится на 240 тыс. руб. (без учета инвестиционного дохода).

Прогнозные модели расчета пенсии при участии в программе софинансирования, исходя из 10 процентной годовой доходности, приведены в таблицах 2, 3 (см. c. 19).

Таблица 2

Модель расчета пенсии при участии в программе государственногософинансирования пенсии (взнос – 4 тыс. руб. в год)

Таблица 3

Модель расчета пенсии при участии в программе государственногософинансирования пенсии (взнос – 12 тыс. руб. в год)

Региональная пенсионная программа

Прогнозные расчеты увеличения пенсий за счет участия государства показывают возможность значительного увеличения пенсионных выплат для россиян. Так, на примере Республики Татарстан – до 25% текущего среднего размера трудовых пенсий.

По данным Пенсионного фонда РФ, из 70 млн работающих в России граждан в программе приняло участие 2,1 млн человек (около 3% занятых граждан, или 1,5% граждан, проживающих в стране).

За I квартал 2010 года личные взносы граждан по Программе государственного софинансирования пенсий составили 500 млн руб., что в два раза превышает сумму взносов I квартала 2009 года (244,3 млн рублей). За первый год действия программы и I квартала 2010 года общая сумма взносов составила 3,02 млрд руб. [4].

По нашему мнению, для региональных (муниципальных) администраций представляется важным использовать возможности предложенной государственной программы как источника дополнительного финансирования пенсионного капитала жителей региона.

В управлении региональной программой негосударственного пенсионного обеспечения предлагается введение двухуровневой пенсии для работников бюджетной сферы.

Для этого необходимо осуществление перехода от действующей пенсионной программы с участием только работодателя (республиканского или муниципального бюджета) к пенсионной программе с личным участием работника в рамках государственной программы.

Механизм развития программы

Механизм развития региональной программы может быть следующим. Расширяется круг участников программы НПО за счет участников программы софинансирования. Водится дополнительное условие назначения негосударственной пенсии – ежегодный взнос участника программы софинансирования от 2 тыс. руб.

В результате расширения параметров региональной программы НПО возможно решение ряда задач, к которым относятся:

– повышение уровня материального обеспечения наименее социально защищенного слоя населения: пенсионеров – бывших работников организаций бюджетной сферы;

– увеличение численности участников программы негосударственного пенсионного обеспечения;

– привлечение работников бюджетной сферы к участию в формировании пенсионных накоплений личными средствами. Базовая часть негосударственной пенсии будет назначаться независимо от участия граждан личными добровольными взносами.

Предлагаемая модель софинансирования дополнительной пенсии актуальна, соответствует основным принципам российской политики формирования пенсионных накоплений. Она может быть рекомендована руководителям регионов для решения социально значимой задачи повышения благополучия работников бюджетной сферы.


Источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
2. Указ Президента Республики Татарстан от 01.04.2003 № УП-234 «О развитии негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Татарстан».
3. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 30.12.2004 № 584. «О негосударственном пенсионном обеспечении отдельных работников бюджетной сферы Республики Татарстан».
4. C начала 2010 года платежи россиян в рамках Программы госсофинансирования пенсии превысили 500 миллионов рублей // Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pfrf.ru/press_center/14676.html.
5. Четыркин Е.М. Актуарные расчеты в негосударственном медицинском страховании. – М.: Дело, 2000 – 120 с.
6. Харченко О.В. Методы оценки и алгоритмы расчета корпоративных пенсионных программ: Дисс. …канд. экон. наук. – М., 2005.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:42:08