Научные подходы к управлению реструктуризацией предприятий санаторно-курортного комплекса

Зуденкова С.А., Зикирова Ш.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассказывается о реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса. Выявлены причины и цели реструктуризации, а также факторы, влияющие на ее проведение.

Ключевые слова: реструктуризация, управление реструктуризацией, факторы, предприятия санаторно-курортного комплекса, критерий реструктуризации



За прошедшие десятилетия большинство предприятий санаторно-курортного комплекса в связи с переходом к рыночным отношениям, падением уровня жизни населения и банкротством большинства крупных промышленных предприятий, на балансе которых они находились ранее, фактически потеряли свой потенциал, оказались не в состоянии выполнять свои функции и конкурировать с развитыми санаторно-курортными комплексами других государств. Решение проблем функционирования этих предприятий связано с реструктуризацией, понимаемой как структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия [1].

Проблемам развития предприятий санаторно-курортного комплекса в настоящее время уделяется значительное внимание [2, 3], однако специфика реструктуризации данных предприятий, рекомендации по управлению ей до настоящего времени не разработаны.

Отличие реструктуризации от реорганизации

Реструктуризацию предприятий санаторно-курортного комплекса предлагается рассматривать как комплексное, непрерывное и целенаправленное изменение организации управления, имущественного комплекса предприятия, направленное на формирование и поддержание его конкурентных преимуществ.

Представленное определение отражает основное содержание реструктуризации – изменения, которые возникают по инициативе собственников или руководства. Здесь же указывается на характер проводимых изменений, они связаны с организацией управления как в целом хозяйствующим субъектом, так и отдельными направлениями или сферой его деятельности.

Важнейшей целью реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса является сохранение и увеличение контролируемой им доли рынка, а также устранение системных проблем развития, накопленных за предшествующий период, например, снижение издержек, реорганизация структуры управления – иными словами, речь идет о структурных изменениях, направленных на формирование и поддержание конкурентных преимуществ предприятия.

Необходимость реструктуризации связана с осуществлением коренных, качественных изменений имущественного комплекса, организационной структуры и иных существенных характеристик предприятия. Важнейшей причиной этих изменений выступает реализация способности предприятия развиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Предлагаемое определение позволяет отличать реструктуризацию от реорганизации, так как последняя связана с изменением структуры капитала или организационно-правовой формы, и не обладает комплексностью.

Факторы, сдерживающие развитие санаторно-курортных предприятий

Реструктуризации в настоящее время подвержены многие предприятия санаторно-курортного комплекса, что свидетельствует об активном преобразовательном процессе, обусловленном наличием системных проблем, снижением эффективности хозяйствования. Однако современная организация статистического наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов не позволяет отслеживать динамику процессов реструктуризации предприятий. Как показал анализ, до настоящего времени вопросам реорганизации санаторно-курортного комплекса не уделялось должно внимания.

Исследование деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса позволило выявить ряд факторов, сдерживающих их развитие и, таким образом, вызывающих необходимость проведения реструктуризации:

– низкий уровень компетентности работников, недостаток современных знаний, слабое взаимодействие между структурными подразделениями санатория;

– слабость информационных потоков внутри организации, недостаток информации для принятия решений руководителем;

– преобладание материальных методов стимулирования работников, слабая заинтересованность в конечных результатах деятельности;

– отсутствие стратегии развития предприятия, низкая эффективность системы планирования, неэффективная система ответственности и контроля исполнения управленческих решений;

– организационная структура, не отвечающая состоянию внешней и внутренней среды предприятия.

Эффективность проведения реструктуризации на предприятии санаторно-курортного комплекса, то есть достижение поставленных целей, зависит в первую очередь от позиции собственников, их отношения к промежуточным результатам начатой реструктуризации.

Факторы, влияющие на реструктуризацию

Финансовые проблемы в большей степени, чем все другие, способны повлечь срыв мероприятий по реструктуризации. Среди основных финансовых проблем предприятий выделяются возникновение неплатежеспособности, потеря финансовой устойчивости, о чем может сигнализировать изменение значений финансовых коэффициентов.

Для управления реструктуризацией важное значение имеет учет факторов, влияющих на реструктуризацию.

Целесообразно выделение трех групп факторов:

1) факторы внутренней среды;

2) факторы внешней среды;

3) факторы оперативной среды.

Особенностью внутренних факторов является наличие возможности прямого воздействия, решение проблем и повышение эффективности деятельности предприятий путем внутренних преобразований.

К факторам внешней среды, или неконтролируемым, относят факторы, воздействующие на деятельность организации извне, то есть не управляемые предприятием и его службами. Главной особенностью факторов внешней среды, является отсутствие возможности их устранения на микроуровне.

Кризисное состояние многих предприятий санаторно-курортного комплекса объясняется влиянием следующих внешних факторов:

– недостаточная проработка законодательно-правовой базы;

– слабое государственное регулирование санаторно-курортного комплекса;

– слабая внешнеэкономическая политика, недостаточная защита внутреннего рынка и, как следствие, усиление конкуренции со стороны иностранных предприятий;

– ошибки в ходе приватизации предприятий;

– социальные проблемы.

Факторы оперативной среды предприятия санаторно-курортного комплекса это – слабое развитие инфраструктуры, где протекает движение материальных, информационных и финансовых ресурсов, нечестная конкуренция, общая культура предпринимательства.

Виды реструктуризации санаторно-курортных предприятий

Для предприятий санаторно-курортного комплекса в наибольшей степени характерны следующие виды реструктуризации:

– оперативная;

– стратегическая;

– реструктуризация при возникновении неплатежеспособности.

Оперативная реструктуризация происходит в ходе изменений системы управления предприятием (например, создание маркетинговой службы, службы контроллинга и т.д.). Стратегическая реструктуризация предполагает значительные изменения организационно-правовой формы, трансформацию системы управления. Реструктуризация при возникновении неплатежеспособности, направлена на повышение финансовой устойчивости предприятия санаторно-курортного комплекса.

Основным критерием, указывающим на необходимость реструктуризации, является потребность в повышении конкурентоспособности компании. Ее конкурентоспособность – это реальная или потенциальная возможность в существующих условиях проектировать, производить и реализовать товары (работы, услуги), которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары (работы, услуги) конкурентов.

Представленные подходы к управлению реструктуризацией предприятий санаторно-курортного комплекса способствуют научному обоснованию программы реструктуризации, а также повышению эффективности реструктуризации как процесса.


Источники:

1. Крыжановский В.Г. Реструктуризация предприятия: конспект лекций. – М.: Издательство ПРИОР, ИВАКО Аналитик, 1998. – 48 с.
2. Лимонов В.И. Региональные аспекты организации малого предпринимательства в санаторно-курортной сфере // Курортные ведомости. – 2009. – № 1.
3. Чесноков Ю.В. Дис. канд. эк. наук. «Реструктуризация предприятий санаторно-курортного комплекса на основе концепции маркетинга». – Краснодар, 2007.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:41:17