Критерии устойчивости функционирования санаторно-курортных организаций в условиях нестабильности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Снаговский Т.Ю. Критерии устойчивости функционирования санаторно-курортных организаций в условиях нестабильности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 143-146.
Аннотация:
В условиях экономического кризиса упал объем потребляемых санаторно-курортных услуг. По мнению автора, для повышения устойчивости развития санаторно-курортных организаций целесообразно внедрение планового подхода на основе мониторинга факторов внешней среды, количества, качества, стоимости услуг и своевременности их предоставления.
Ключевые слова: ценообразование, финансовая устойчивость, санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортная организация, эффективность функционирования, плановые параметры, информационно-аналитическая база
На нынешнем кризисном этапе развития российской экономики, выявление неблагоприятных тенденций функционирования санаторно-курортных организаций, прогнозирование степени их устойчивости, приобретают первостепенное значение.
Устойчивое функционирование санаторно-курортных организаций возможно, как мы считаем, при условии выполнения ряда требований, предъявляемых к организации с точки зрения ее оценки как системы взаимосвязанных элементов.
Требования, предъявляемые к санаторно-курортным организациям
После рассмотрения характера и сущности требований становится возможным составление структуры и иерархии критериев оценки устойчивости функционирования санаторно-курортных организаций [1]. В этой связи, по нашему мнению, такими требованиями могут выступать следующие.
1. Предоставление санаторно-курортных услуг в заданном количестве и, соответственно, выполнение плановых параметров.
Это требование может закладываться в планы работы на сезон, бизнес-план. Процесс его выполнения легко контролируется и оценивается. Следует обратить внимание, что простая оценка выполнения плана не всегда определяет эффективность функционирования, так как на нее влияют как ценовые, так и маркетинговые факторы. Поэтому мы и говорим о системе требований, предъявляемых к санаторно-курортным организациям для обеспечения ее устойчивого функционирования.
2. Повышение уровня экономической эффективности (интенсификация). Суть этого положения состоит в способе обеспечения прироста оказанных услуг – без дополнительных ресурсов и дополнительных затрат, за счет более полного и рационального использования имеющихся ресурсов, повышения степени отдачи затрат. Необходимо отметить, что оценка интенсификации возможна лишь при приведении ее составляющих к сопоставимому виду.
3. Повышение качества предоставляемых санаторно-курортных услуг. Это требование, на наш взгляд, имеет огромное значение как для конкретных потребителей, так и для общества в целом. В настоящее время качество услуг в основном оценивается с помощью условных измерителей (объем, рекреационная привлекательность, категория). Для оценки качества услуг в динамике, для контроля и анализа результатов работы необходимо количественно оценивать уровень потребительной стоимости предоставляемых услуг.
4. Оправданность цены услуги. В соответствии с законом стоимости цена услуги, как денежное выражение стоимости, должна соответствовать издержкам, связанным с ее оказанием, и, одновременно, потребительной стоимости услуги [2]. При несоответствии указанных параметров страдают интересы либо производителя услуг, либо потребителя. То есть мы приходим к выводу, что существуют три категории цен в зависимости от степени оправданности: обоснованные, необоснованные и малообоснованные.
5. Своевременность предоставления услуги. Для удовлетворения требований потребителей необходимо предоставить услугу в нужном месте и в нужное время [3]. Исходными данными здесь выступают договорные сроки предоставления услуг и фактические сроки выполнения обязательств путем их сопоставления. Обеспечение этих требований предъявляется к санаторно-курортным организациям как стратегическая предпосылка их устойчивого функционирования. Степень выполнения каждого из требований и всей их совокупности составляет сущность исследования по формированию механизма устойчивого функционирования санаторно-курортных организаций.
Следовательно, для проведения такого рода оценок необходимо:
– численно выразить (оценить) степень реализации каждого требования в отдельности;
– полученные частные оценки свести в одну интегральную оценку, которая и будет характеризовать степень соответствия организации ожиданиям устойчивого функционирования.
Алгоритм определения устойчивости санаторно-курортной организации
Выявление критериев оценки устойчивого функционирования санаторно-курортных организаций осуществляется путем анализа требований, предъявляемых к ним для устойчивой работы. Исходя из этого необходимо проранжировать показатели, принимаемые для обеспечения оценки устойчивости функционирования санаторно-курортных организаций.
Процесс создания информационно-аналитической базы анализа и построение производных показателей оценки эффективности и устойчивости функционирования санаторно-курортных организаций мы предлагаем осуществлять по следующему алгоритму.
1. Ввод исходной информации.
2. Расчет финансовых и экономических показателей, характеризующих положение санаторно-курортных организаций на рынке санаторно-курортных услуг в данный момент времени.
3. Аналитическое сравнение показателей.
4. Построение взвешенного индекса интегральной оценки эффективности функционирования.
Экономическая оценка представленной информации заключается в следующем. Путем экспертной оценки анализируются основные технологические процессы по оказанию санаторно-курортной услуги, затем оценки переносятся на график, что означает фактическое выполнение плановых параметров.
Для проведения сравнительного анализа аналогичной совокупности организаций в рамках региона, отрасли, кластера целесообразно привести ряд основополагающих предпосылок, описывающих устойчиво функционирующую санаторно-курортную организацию:
1) плановые параметры по каждому процессу предоставления услуги составлены с учетом влияния всех известных факторов;
2) плановые параметры составлены корректно на основании проведенных исследований или личного апробированного опыта внедрения;
3) выполнение плановых параметров обеспечит эффективное функционирование санаторно-курортной организации.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:20