Эффективность государственной поддержки страхования сельскохозяйственных культур в России и за рубежом

Куликова О.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Куликова О.С. Эффективность государственной поддержки страхования сельскохозяйственных культур в России и за рубежом // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 132-138.

Аннотация:
В статье изложены особенности государственной поддержки страхования сельскохозяйственных культур в развитых странах и результаты формирования и реформирования института страхования в России. На примере Ставропольского края проиллюстрирована динамика показателей эффективности. Выявлены основные проблемы, препятствующие полноценному использованию господдержки предпринимательских структур аграрного сектора экономики при страховании посевов.

Ключевые слова: государственное регулирование, господдержка, страхование урожая, сельскохозяйственный риск



Большинство субъектов Российской Федерации относятся к регионам рискованного земледелия, и эффективная страховая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет особую актуальность.

Зарубежный опыт страхования сельскохозяйственных рисков имеет большое значение. Он показывает, что многие страны, в том числе находящиеся в более благоприятных климатических условиях, чем Россия, активно развивают и поддерживают страхование, не пренебрегая и другими средствами повышения устойчивости сельхозпроизводства.

Такие разные национальные системы сельскохозяйственного страхования

При всей развитости института страхования в Германии используется метод прямого возмещения государством убытков сельхозпредприятий, но финансовая помощь не превышает трети общего ущерба. Во Франции создан специальный фонд, который компенсирует ущерб. При этом размер государственной компенсации в среднем составляет 45% от общей величины полученного убытка.

В Испании государство субсидирует выплаты практически по полному пакету рисков, но они распространяются только на озимые культуры, бобовые, виноград и лук. Размер государственной финансовой помощи определяется как стоимостная разница между гарантированным урожаем (65% от предполагаемых сборов) и реальным количеством полученной продукции.

Австрийский опыт поддержки сельскохозяйственных предприятий аналогичен российскому: действует специальный фонд, который компенсирует страхователям 25% страховых взносов. Еще 25% оплачивается из местных бюджетов, вторую половину производитель оплачивает самостоятельно [1].

В США в состав страхования сельхозкультур включены:

– программа страхования от разнообразных факторов риска (Multi-Peril Crop Insurance);

– экспериментальная программа «Групповой план риска» (Group Risk Plan);

– программа страхования дохода (Crop Insurance), состоящая из трех экспериментальных программ:

1) «общее страхование дохода» в производстве сельскохозяйственных культур (Crop Revenue Coverage);

2) «защита дохода» (Income Protection);

3) «гарантированный доход» (Revenue Assurance) [2].

Подобные программы включены в состав сельскохозяйственного страхования в Канаде, Испании и многих других развитых странах. В данную систему сельскохозяйственного страхования входят и страхование сельскохозяйственных животных, фермерского оборудования, построек, сельскохозяйственной техники и машин.

«Госстрах» и реформы

Начало существенному развитию сельскохозяйственного страхования в России положила работа Л.И. Грасса «Страхование сельскохозяйственных посевов от неурожая» [3]. До этого страхование культур осуществлялось только от градобития.

До 1991 года в России существовало обязательное сельскохозяйственное страхование, которым занимался «Госстрах». Причем сельскохозяйственным страхованием были охвачены все без исключения сельхозтоваропроизводители. При этом эффективно действовал механизм перераспределения средств. Государственные органы следили за тем, чтобы тариф был оптимальным – в совокупности не превышал 13,5%, причем из поступившей суммы платежей 91% возвращался страхователю. Из оставшихся 9% еще 5% направлялись в запасной фонд. Страховщику на предупредительные мероприятия и другие расходы оставалось всего 4%.

Начиная с 1991 г. и по 2001 г. страхование в сельском хозяйстве России практически не имело развития. С переходом к рынку система обязательного страхования урожая сельхозкультур была разрушена, введена добровольная форма страхования, которая действует до сегодняшнего дня.

Принятие в 1997 г. закона РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» стало важным шагом в направлении изменения отношения к сельскохозяйственной отрасли. [4] В ст. 16, посвященной страхованию, предусмотрено, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур 50% страховых взносов за сельскохозяйственных товаропроизводителей компенсируется страховщиками за счет средств федерального бюджета.

Страхование урожая в регионах

Система государственного финансового регулирования, помимо федерального уровня, включает также и региональный. Кроме того, сельское хозяйство получает финансовую поддержку из денежных фондов органов самоуправления.

Сельскохозяйственные культуры, при страховании урожая которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии из бюджетов:

– за счет средств федерального бюджета: озимые зерновые, яровые зерновые и зернобобовые, масличные, сахарная свекла, рис, соя, лен-долгунец, многолетние насаждения;

– за счет средств регионального бюджета: озимые зерновые, яровые зерновые и зернобобовые, масличные, сахарная свекла, рис, соя, лен-долгунец, кормовые, многолетние насаждения, урожай многолетних насаждений, культуры, выращиваемые в сооружениях защищенного грунта.

С 2001 г. на Ставрополье сельхозтоваропроизводителям предоставляются субсидии из средств бюджета края на уплату части страховых взносов по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, на основе постановления правительства Ставропольского края [5]. Доля Ставропольского края составляет 4% от общей суммы выплачиваемых субсидий из федерального бюджета за последние 8 лет.

Убыточность страхования сельскохозяйственных культур в среднем за 8 лет составила 50% (см. табл.). Это притом, что многие исследователи считают его страхованием катастрофических рисков, убыточность которого весьма значительна.

Таблица

Эффективность государственной поддержки страхования сельскохозяйственных культур в Ставропольском крае, %

Показатели
Годы
В среднем за 8 лет
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Убыточность страхования
-34
-46,1
-12,6
-75
-71,9
-60,1
-54,2
-46,3
-50,0
Уровень оплаты страховых взносов
20,5
35,9
68,7
46,2
65,7
151,6
143,6
118,7
81,4
Доля Федерального бюджета в оплате страховых взносов
10,3
10,6
25,1
22
28,3
46,3
38,2
31,6
26,6
Доля краевого бюджета в оплате страховых взносов

5,9
11,6
8
9
12,8
9,5
7,9
8,1

Несмотря на скачкообразное поведение в участии доли федерального бюджета в оплате страховых взносов, внимание государства к сельхозстрахованию постоянно возрастает. Важно отметить, что до 2009 года среди всех статей господдержки сельскохозяйственного производства субсидирование страховых взносов росло большими темпами. Однако при увеличении сумм на поддержку страхования его эффективность остается невысокой, прежде всего, для сельхозпредприятий (см. рис.).

Рис. Динамика показателей эффективности страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой по Ставропольскому краю

Страхование и государственное регулирование аграрного производства

К числу основных проблем, тормозящих полноценное использование такого инструмента аграрной политики, как страхование посевов сельскохозяйственных культур, можно отнести:

– отсутствие законодательной базы. Страхование посевов сельхозкультур субсидируется на основе приказов Министерства сельского хозяйства РФ, что приводит к разбалансированности системы сельскохозяйственного страхования;

– несовершенство методической базы, неоптимальные тарифы по страхованию урожая, отсутствие разграничения страховых случаев;

– проблемы финансово-экономического характера сельхозпредприятий, которые можно признать наиболее трудно разрешимыми. Сюда относятся просроченная кредиторская задолженность, изношенность основных фондов, низкий уровень подготовки специалистов в области агрострахования и т.д.

Основная цель государственного регулирования аграрного производства – создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования, но в настоящее время не выработана стратегия развития системы сельскохозяйственного страхования. Страхование посевов сельскохозяйственных культур является лишь частью общего страхового процесса в аграрном секторе экономики, и без системного подхода нельзя увязать в единое целое все его составные части.

Целесообразно рассматривать сельскохозяйственное страхование в комплексе, то есть охватить все риски, возникающие в процессе банковского кредитования, материально-технического обеспечения, маркетинговой и производственной деятельности. Достигнув положительных результатов в решении всех перечисленных проблем, можно будет констатировать увеличение экономического значения страхования как важнейшего инструмента снижения предпринимательских рисков.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:23