Время как ключевой фактор при выборе системы управленческого учёта в условиях современной время ориентированной бизнес среды

Рябова В.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется время как основной критерий при выборе системы управленческого учёта в условиях особенностей современной бизнес-среды. Рассматриваются основные факторы сокращения времени производственного цикла и их влияние на результаты производственной деятельности.

Ключевые слова: управленческий учет, конкуренция, всеобщее управление качеством, конкурентное преимущество, продолжительность производственного цикла



В конце 1980-х гг. обострилась конкуренция на мировом рынке, особенно со стороны Японии. Это заставило многих иностранных автопроизводителей переключиться с конкуренции, основанной на снижении затрат, на конкуренцию, основанную на своевременности изготовления продукции и высоком качестве. В рамках достижения этих целей многие компании начали внедрять программы для минимизации времени выпуска и максимизации качества.

Время быстро становится новым конкурентным фактором для современной промышленности. Выжившие производственные компании столкнулись с глобальным сдвигом парадигмы от производственных систем, руководствующихся исключительно эффективностью затрат, к производственным системам, быстро реагирующим на спрос потребителей и выпускающим гораздо более разнообразную и высококачественную продукцию [2]. Дошло до того, что учёт времени стал более важным, чем учёт затрат.

TQM и JIT = TBM

Первый существенный сдвиг в структуре конкуренции был связан с внедрением всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). TQM появилось впервые как производственная философия, которая делает акцент на улучшении качества через непрерывный технологический прогресс, расширение полномочий работников и принятие решений, основанных на информации.

Близкой к системе TQM и появившейся сразу после неё является производственная концепция «точно в срок» (Just-In-Time, JIT). Она делает акцент на сокращении размера партий, сокращении размера запасов, повышении гибкости и устранении всех отходов в производстве и сбыте. Связь между TQM и JIT очень крепка, и хотя, как было доказано, наиболее эффективным является их раздельное применение, существует видимый эффект синергии при одновременном внедрении обеих программ.

Тандем TQM/JIT описывается как время ориентированный менеджмент (Time-Based Management, TBM) [1]. Первыми в этой области стали инноваторы, внедрившие инструменты и концепции TQM/JIT за пределами заводских стен и по всей цепочке приращения стоимости [5].

TBM обещает возрастание удовлетворённости клиентов посредством более короткого времени обслуживания и более высокого качества. Более того, скорость и качество не только способствуют более выгодной ценовой политике, но и зачастую ведут к сокращению внутренних затрат на долгосрочном временном промежутке и значительному повышению прибыльности.

Время ориентированная конкуренция

Т. Хаут и Дж. Сток [4] приводят примеры исследований, повторно подтверждающие гипотезу Дж. Блэкберна, что в рамках практически каждой отрасли время стало основой конкурентоспособности. По мнению этих ученых, «время ориентированная конкуренция – это действительность, а не концепция. Время быстро становится основой, а не исключением».

Время ориентированная конкуренция фокусируется на сокращении времени реагирования на запрос потребителя посредством сокращения времени каждого элемента цепочки в системе прибавления стоимости, начиная от научно-исследовательского процесса, разработки продукта, производства и заканчивая маркетингом и доставкой.

Сокращение запасов является лишь небольшой частью истории, преимуществом JIT, но не разумным основанием. Сокращение длительности цикла результирует ускорение оборачиваемости активов, увеличение выпуска, гибкости и удовлетворённости покупателей. Таким образом, сокращение запасов, часто ассоциируемое с JIT, является скорее побочным эффектом, нежели движущей силой.

Существует большое количество исследований, в рамках которых многие иностранные производственные компании перестраивали свои производственные процессы с целью сокращения времени производственного цикла и улучшения производительности [1, 5, 6]. Эти компании достигли высокой производительности, расширения доли рынка, улучшения ценообразования, снижения рисков и улучшения клиентского обслуживания. Несмотря на многочисленные исследования, пройдёт не меньше десятилетия, прежде чем эмпирические исследования будут тождественны ключевым технологиям производителей.

Время и затраты

Время производственного цикла является конечной оценкой результатов деятельности. Это определяется тем, насколько хорошо организация способна перемещать материалы из производственного цеха в цех готовой продукции, и насколько хорошо она способна минимизировать запасы готовой продукции [3].

Время ориентированное производство требует акцента на временных измерителях, таких, как длительность производственного цикла, оборачиваемость запасов, пунктуальность отгрузки, время, затрачиваемое на внедрение нового продукта, и время доставки. Система управленческого учёта, которая не способна уделять должного внимания времени производственного цикла, может действовать как ограничитель для постоянного использования ТВМ.

Дж. Сток [5] указывает, что несмотря на то что время является более важным критерием, чем традиционные финансовые измерители, менеджмент редко детально отслеживает его затраты – практически никогда с такой же аккуратностью, как продажи и затраты. Стратегии ценообразования на основе затрат требовали от менеджеров делать всё, что угодно для снижения затрат: перемещать производство в развивающиеся страны, нанимать дешевую рабочую силу, приобретать новое оборудование или консолидировать старое для получения экономии в большом масштабе, смещать производственный акцент на наиболее экономичные виды деятельности.

Всё это осуществлялось за счёт и в ущерб скорости реагирования.

Сток и Блэкберн обращают внимание на интересный парадокс ТВМ, игнорируемый исследователями, а именно: всё больше и больше менеджеров рассматривают связь между длительностью производственного цикла и производственными затратами как неизбежную. Это особенно актуально в отношении традиционных систем управленческого учёта, которые зачастую конфликтуют с время ориентированными измерителями результатов хозяйственной деятельности.

Таким образом, игнорирование времени как ключевого показателя современной бизнес-среды при выборе системы управленческого учёта автоматически лишает предприятие значительного конкурентного преимущества и может привести к утрате значительной доли рынка.


Страница обновлена: 26.09.2024 в 14:45:54