Analysis of Consumer Preferences in the Regional Market of Tourism and Hospitality

Yuliya Zolotareva

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12-2 / December, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The tourist and recreational region of Caucasian Mineral Waters has always been representative. Recently, however, things have changed and there is a need for a marketing research to determine the level of interest in services offered in the region, identify gaps in the local tourism and hospitality industry and develop new ways to attract tourists.

Keywords: sanatorium and resort services, tourist and recreation area, hospitality, caucasian mineral waters, hotel services



Интерес к рынку туризма и гостеприимства во всех странах мира, в том числе в нашей стране, имеющей необыкновенный потенциал для развития этой сферы деятельности, ежегодно возрастает. В связи с этим возникает необходимость изучения потребительских предпочтений в столь перспективном сегменте. Перспективность очевидна, поскольку число рабочих мест в мире непосредственно в туристско-рекреационной сфере составляет 74,5 млн человек, на долю мирового туризма приходится 3,6% ВВП и 9,5% капиталовложений [1, с. 108].

Объектом внимания в настоящей статье выступают потребительские предпочтения в туристско-рекреационном регионе Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Актуальность исследования именно этого региона обусловлена тем, что 75% здравниц Южного федерального округа находятся на территории Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Здесь осуществляется лечение органов пищеварения, нервной системы, сердечно-сосудистой системы, органов движения и опоры, почек и мочеполовой системы.

Уникальный регион

Популярность курорта возрастает с каждым годом. Если в 2006 году КМВ приняли на отдых и лечение 625 тыс. чел., в 2007 году 671 тыс. чел., то в 2008 году эта цифра возросла до 715 тыс. чел.

Интерес сохраняется и увеличивается в связи с тем, что регион имеет большой потенциал. Именно здесь расположено уникальное озеро Тамбукан, запасы иловой сульфидной грязи которого на сегодняшний день составляют 1 млн куб. м. На территории КМВ 130 источников минеральной воды тридцати типов, резерв которых составляет 14,3 тыс. куб. м в сутки. Промышленный розлив минеральной воды обеспечивают 34 завода. Потребителям ежегодно поставляется 370 млн литров воды различного состава и назначения. При этом запасы вод используются только на 14%.

Самым перспективным городом здесь является Пятигорск, интерес к которому среди туристов ежегодно увеличивается. Если в 2006 году в городе отдохнуло 152 тыс. чел., в 2007 году 175 тыс. чел., то в 2008 году 190 тыс. чел. В Пятигорске развиваются такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, паломнический, экологический, археологический, развлекательный, образовательный, спортивный, экстремальный.

Санатории Пятигорска

Наиболее предпочтительным местом размещения туристов в Пятигорске являются санатории. В последние годы они предоставляют услуги не только оздоровительного, но и гостиничного характера (см. рис. 1).

В 2008 году санатории посетило 98 тыс. чел., а гостиницы 78 тыс. чел. Следовательно, можно сделать вывод о том, что потребители выбирают размещение в санаториях потому, что там предоставляются более комфортабельные условия размещения, чем в гостиницах. Кроме того, у большинства потребителей, посетивших курортный город, основным мотивом путешествия является лечение, оздоровление и реабилитация.

Рис. 1. Заполняемость санаториев, гостиниц и частного сектора в г. Пятигорске

Несмотря на то, что санатории с большим отрывом лидируют по размещению туристов, из представленных данных прослеживается положительная тенденция и на рынке гостиничных услуг. Если сравнивать прирост на рынке санаториев, то количество отдыхающих в них выросло лишь на 1064 чел., в то время как в гостиничном бизнесе прирост отмечен на 13 376 чел. Из года в год наблюдается стабильность спроса на гостиничные услуги, а в последние два года значительно растет количество потребителей, желающих разместиться в гостиницах города (см. рис. 2).

Рис. 2. Спрос на гостиничные услуги в г. Пятигорске

Гостиничные услуги в Пятигорске

Положительная динамика на рынке гостиничных услуг города Пятигорска связана с увеличивающейся потребностью путешествовать и отдыхать. В условиях мирового финансового кризиса сфера туризма испытывает наименьшие потрясения, поскольку потребность в отдыхе и восстановлении сил всегда будет доминировать над всеми остальными потребностями, и индивид найдет возможность удовлетворить ее.

Если провести анализ по городам КМВ, то город Пятигорск является бесспорным лидером на рынке гостиничных услуг. Свидетельством тому являются данные, представленные на рис. 3

Рис. 3. Анализ конкурентов на рынке гостиничных услуг по КМВ

На основе представленных данных можно сделать вывод, что гостиничный бизнес в г. Пятигорске весьма успешно развивается, в отличие от других городов КМВ. При исследовании заполняемости гостиниц в течение года, было выявлено, что она не зависит от сезона: зимой – 43%, весной – 53,4%, летом 59,4%, осенью – 58,1%. И эти цифры подтверждают, что номерной фонд гостиниц задействован не полностью, следовательно, потребитель предпочитает устраиваться в санаториях.

Вторым конкурентом гостиничного бизнеса является частный сектор, интерес потребителей к которому в последние годы сохраняется (см. рис. 4).

Рис 4. Спрос на частный сектор в г. Пятигорске

Последнее связано с тем, что многие предприимчивые индивиды предоставляют отдыхающим меблированные комнаты со всеми удобствами по разумным ценам с учетом финансовых возможностей потребителей.

Инвестиции в гостиничный сектор

Гостиничный бизнес вплоть до 2007 года не был интересен для предпринимателей – это демонстрирует отсутствие инвестиций в данную сферу деятельности. Однако ситуация начала меняться с 2007 года. Именно в этом году в развитие гостиничного бизнеса вложено 30,9 млн руб., а в 2008 году 92 млн руб.

Интерес предпринимателей к гостиничному бизнесу с каждым годом увеличивается. В связи с этим необходимо создать благоприятные условия с целью мотивации деятельности инвесторов, ориентированных на удовлетворение потребностей туристов.

Итак, анализируя потребительские предпочтения на региональном туристском рынке КМВ, можно сделать следующие выводы:

– наблюдается устойчивый прирост интереса потребителей к туристскому региону КМВ;

– наиболее предпочтительным местом размещения туристов являются санатории;

– прослеживается положительная динамика спроса на рынке гостиничных услуг;

– увеличивается интерес потребителей к повышенному уровню комфортности;

– растет число потребителей, проявляющих интерес к частному сектору (мини-гостиницы, меблированные комнаты и т.д.), где цены более демократичны в сравнении с гостиницами и санаториями.

Мотивация и диверсификация

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что необходимо мотивировать потребителя на отдых в гостиничных комплексах с целью обеспечения их полной загрузки, в связи с чем необходимо ориентироваться:

1) на внедрение международных стандартов качества услуг в гостиничных комплексах;

2) дифференциацию цен на предоставляемые услуги в коллективных средствах размещения;

3) усиление рекламно-информационной деятельности по пропаганде отдыха и бальнеолечения;

4) создание отделом туризма при администрации города событийного календаря, включающего все информационные и туристские поводы, позволяющие привлечь туристов на курорт края, особенно в межсезонье (карнавалы, спортивные соревнования, выставки, семинары, байк-шоу, кинофестивали, фестивали воздушных шаров, фейерверки, запуск воздушных змеев, строительство песочных фигур, рок-фестивали, бард-фестивали, конкурсы детского творчества и т.д.);

5) привлечение менеджмента гостиничных сетей с международными брендами для управления существующими и новыми гостиницами и средствами размещения;

6) развитие новых видов услуг, предоставляемых гостиничными комплексами. В связи с этим необходимо разработать анимационные программы в гостиницах с учетом дифференциации потребителей по возрасту, по этнической принадлежности, по половому признаку, по стилю жизни;

7) вовлечение малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края на равных правах с другими организациями посредством предоставления им льгот по уплате налогов. Это должно привести к соблюдению санитарных норм и повышению уровня комфортности.

Необходимость исследования потребительских предпочтений в туристско-рекреационном регионе объясняется тем, что, зная запросы и интересы индивидов, можно скорректировать систему предоставления услуг и добиться большей удовлетворенности потребителей на рынке гостиничных услуг.


Страница обновлена: 13.05.2025 в 16:11:03